Ближайший домашний матч
28 марта, чт 19:00
vs
Металлург Мг
 — 
Спартак
"Лада" - "Металлург" г.Магнитогорск. Пресс-конференция главных тренеров Бенефис Сятери в Братиславе. "Слован" – "Витязь" 0:2

"Мы старались обратить на себя внимание"

В ледовом дворце ЦСКА прошло прощание с выдающимся тренером Виктором Тихоновым. Поклониться ему пришли не только коллеги, спортсмены и функционеры, но и множество простых людей.

Панихида уже началась, но большинство из тех, кто пришел к ледовому дворцу, останавливались на центральном входе возле огромного портрета Виктора Васильевича и просто молчали. Говорить, собственно, и не хотелось. На панихиде произносили добрые слова, вспоминали о достижениях тренера, но кто не знает этих достижений? 
– Я помню, как на пресс-конференции Виктора Тихонова спросили, что это он за детский сад на турнир привез, – вспоминает генеральный менеджер «Атланта» Алексей Жамнов. – Тихонов посуровел сразу. И ответил, что этот детский сад вас и будет побеждать. Победили, конечно.

Молодые хоккеисты о Тихонове говорили с симпатией. Воспитанник армейской школы, нападающий «Авангарда»Сергей Широков вспоминал, что Виктор Васильевич всегда находился на трибуне, смотрел за занятиями детских команд, что-то отмечал. 
– Мы идем мимо него, косимся в его сторону: вдруг заметит? А уж когда он с нами поздоровается, то счастью не было предела, – рассказывал хоккеист. – Гордость переполняла: сам Тихонов с тобой поздоровался! Мы и тренироваться по-другому начинали, когда он на трибуну приходил.

В российские годы у Виктора Васильевича успехов не было, мир изменился, а он уже был не в том возрасте, чтобы быстро адаптироваться. Сергей Мозякин вспоминал, что тренер мог надеть на тренировку две шапочки. Правда, форвард «Металлурга» добавлял, что это происходило, скорее всего, из-за того, что Тихонов постоянно думал о хоккее, не обращая внимания на мелочи. 
– Мог и чехлы с коньков не снять – добавляет вратарь «Амура» Сергей Борисов. – Но при этом он даже в последние годы своей работы оставался жестким тренером, который спрашивает по максимуму. Я же при нем дебютировал в суперлиге. Он сказал: «Давай, пацан, покажи себя», и выпустил на замену в Ярославле. Уверен, что я и сейчас играю благодаря ему.

Что отмечали все хоккеисты, да и я готов это подтвердить, так это ясный ум Тихонова. Он всегда интересно реагировал на вопросы, если уж начинал отвечать, то говорил связно, логично, интересно.

В последний раз мы говорили на исполкоме ФХР в марте, когда Зинэтулу Билялетдинова отправляли в отставку за провал в Сочи. 
– Я бы его не убирал, – вдруг признался Тихонов. – Покритиковать, пожурить надо, но увольнять не стоит. 
– Да он и сам не хочет оставаться. 
– Это уже другой вопрос. Но на ошибки указать надо. Вы думаете, меня не песочили на таких собраниях? Это и на пользу идет. Посидишь, подумаешь, сделаешь выводы.

Сергей Борисов вспомнил и о том, что Тихонов был готов пошутить в любую минуту, хотя никто от него этого и не ждал. 
– Молодой Максим Якуценя купил чуть ли не первую свою машину, – вспоминает вратарь. – Ну, купил – и купил. Тихонов уже нормально к этому относился. Но стоило Максу сыграть плохо, как тренер тут же взвился: «Рано еще тебе машину-то, купил бы сначала машинку на веревочке».

На панихиду пришли люди и из футбола. Вице-президент РФС Никита Симонян вспомнил уж совсем древние истории: 
– Я его помню еще по футболу, – вдруг сказал он. – Правым защитником был – жестким, дисциплинированным. Жаль, что в хоккей ушел, но теперь, понятно, никто об этом не жалеет.

Известный тренер Татьяна Тарасова прибыла на стадион чуть позже начала церемонии, и охранник зачем-то решил показать свою власть. 
– Вы кто? Нельзя сюда, – он загородил телом проход.

Тарасова устало посмотрела на него: 
– Дорогой, вы тут каждый день меняетесь, а мы всю жизнь работали, – произнесла она таким железным тоном, что охранник растворился.

Прошла, конечно. Такое умение жестко сказать – старая советская школа. Тарасов, Тихонов владели им идеально. 
– Вот сейчас говорят, что Тихонов был жестким тренером, диктатором, – вспоминает Борис Михайлов. – Да покажите мне мягкого тренера, который что-нибудь добился.

– За проигранный матч доставалось всем, – вспоминает Сергей Борисов. – Ругал вратарей, игроков, которые не попадали в состав, тех, кто выходил на лед. Но ругал за дело. Требовал всегда большего, а некоторые этого не могли дать.

– Никакие ругательства Тихонова не возникали на пустом месте, – добавляет хоккейный эксперт Сергей Гимаев. – Например, он мог раз сказать хоккеисту, что надо делать. А потом вспомнить об этом через месяц-два, когда спортсмен ошибется. Доставал блокнот и говорил: «Молодой человек, вот я вам 17 октября об этом напоминал, а вы снова делаете ошибку. Почему?»

Люди оставались на арене, занимали места на трибуне, смотрели хронику на видеокубе и грустили. Ушла великая эпоха, при которой редкое поражение воспринималось как сенсация. При Тихонове армейцы выиграли практически всё. До победы любимой команды в России он, увы, не дожил.

Примерно за час-полтора до официального начала церемонии на арену приехал словацкий тренер Юлиус Шуплер – первый иностранец, работавший в ЦСКА. Он плакал и выглядел подавленным. 
– Для меня это страшная потеря. Мы много говорили с Тихоновым, именно он приглашал меня работать в клуб, так как в некоторых игровых вопросах мы были единомышленниками. Да, возможно, у меня не все получалось, но он всегда поддерживал мои начинания. Простите, мне трудно говорить. Мы все понимаем, что потеряли родного человека

Это прекрасно понимает и молодежь. 
– Почему-то все говорят, что российский хоккей понес страшную утрату, – делился защитник «Авангарда» Максим Гончаров, выпускник армейской школы. – Но ведь это не так. Тихонов – легенда мирового плана. Все, кто интересуется хоккеем, знают его имя.

Мы позже поймем, как нам будет не хватать его.

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба