Ближайший домашний матч
20 апреля, сб 16:00
vs
Металлург Мг
 — 
Локомотив
С всероссийским Днём хоккея! Большой праздник любительского хоккея!

От лампового табло до HD-комплекса!

Алексей Сахно уже четверть века заведует цифровым закулисьем «Металлурга».

Мы продолжаем рассказывать о тех, кто трудится «в тылу клуба» вот уже двадцать пять лет. И сегодня наш герой – человек, от которого напрямую зависит проведение каждого домашнего матча магнитогорской команды. Придя в магнитогорский «Металлург» в далеком 1992-м году, он вместе с любимой командой прошел путь от первого, еще советского, табло в Ледовом дворце имени Ивана Ромазана до суперсовременных электронных систем, которыми оснащен один из лучших стадионов Континентальной хоккейной лиги – Арена «Металлург».

Он – всегда за кадром, рядовые болельщики его не знают. Но зато наглядно видят и слышат результат его работы – на каждом домашнем матче «Магнитки» на протяжении более чем 25 лет. Историю ведущего технического специалиста Алексея Сахно рассказывает наш журналист Александр Жилин.

ИЗ «ЭЛЕКТРОНА» В «МЕТАЛЛУРГ»

Алексей Сахно – родился и вырос в Магнитогорске. Его детство прошло на левом берегу, все школьные годы он провел в одной двадцать первой школе. Неподалеку находился дом творчества, где местная детвора проводила свободное время, выбирая кружок по интересам. Алексея с детства интересовала различная техника. Вместе с друзьями он записался в радио-технический кружок, где занимался вплоть до выпуска из школы. У юного Алексея была цель – поступить в челябинский политех. С первого раза не удалось. Наш герой вернулся в родной Магнитогорск, сдал экзамены в 55-е училище, где успешно окончил двухлетний курс по специальности «радиомеханик». И тем же летом успешно поступил в челябинский политехнический колледж. Правда, обстоятельства в семье Алексея сложились таким образом, что буквально спустя несколько месяцев он был вынужден бросить учебу и вернуться в Магнитогорск.
– Моим первым местом работы стало предприятие «Электрон», – вспоминает Алексей. – Я там поработал несколько месяцев еще до второго поступления в Челябинск, в радиоцехе. Когда вернулся, взяли обратно без проблем. Чем я там занимался? Ремонтом радиоаппаратуры, и это было что-то! У нас был самый загруженный цех. У телевизионщиков все было просто: телевизоры были все унифицированы. Названий много, а схем всего несколько – форма разная, а содержание одно и то же. А вот радио… Более сотни наименований, практически каждое - отдельный прибор! У меня было два ящика за рабочим столом, оба забиты доверху схемами!
Зато получил бесценный опыт, отмечает Алексей. Приходилось применять смекалку, да и к тому же удалось собрать «коллекцию» приборов – очень важный нюанс в то время. С наступлением перестройки, государственный «Электрон» перешел в частные руки. Начались проблемы с заработной платой, предприятие, прежде расширившееся, вновь вернулось в одно здание. Место и денег стало меньше, а вот рутинной работы – больше. Назревали перемены.
– Однажды ко мне подошел Саша Абрамов (до сих пор работает здесь) и сказал: «Я устроился в хоккейный клуб. Мне дали задание найти помощника. Пойдешь?». Я согласился, и это решение предопределило всю мою жизнь!


РЕТРО-ТАБЛО ДЛЯ ПЕРВЫХ ПОБЕД

На левом берегу во дворе была хоккейная коробка – там маленький Леша Сахно частенько гонял шайбу с дворовыми пацанами. Хоккей ему нравился, и когда наш герой подрос, он стал ходить и на матчи «Металлурга». Помнит он и первые победы – во дворце Ромазана, еще незаведенным под крышу. Но предположить, что вся его судьба окажется связана с хоккейной «Магниткой» Алексей конечно же не мог.
– Я устроился на работу 2 августа 1992-го года – аккурат накануне старта первого мемориала Ромазана, – вспоминает Алексей. – На стадионе как раз монтировали звуковое оборудование. Фирма «Динакорд» – до сих пор помню. Ведь до этого вообще не было никакой озвучки матча! Кроме судьи информатора. Сейчас, конечно, такое сложно представить. А у меня получилось сразу боевое крещение. Оно вышло удачным: запустили все вовремя, к началу мемориала.
Все магнитогорские болельщики помнят и первое хоккейное табло в городе. У Алексея с ним – особенные отношения. За полтора десятка лет каких историй с ним только не случалось!
– Табло смонтировали сразу, как запустили дворец – еще раньше звука и всего остального, – поясняет Сахно. – Это – копия табло в челябинской «Юности», советского производства. Смешно говорить, но его приходилось включать вдвоем: один запускает пульты (их было два – на время и информационный), кричит второму через весь зал: «включил»! И тогда второй дает питание уже на само табло. Такая вот ручная синхронизация!
В те годы, разумеется, не было компьютеров, а система передачи информации на табло была самой простой – можно сказать, что данные транспортировали по радиоканалу через толстенный кабель.
А еще челябинское табло регулярно ломалось. История – как с советской машиной (день ездишь, пять – чинишь).
– Табло запитывалось от 10 трансформаторных блоков питания – громадные ящики по полтора киловатта каждый! – говорит Алексей Сахно. – В ячейке 40 лампочек, в строке – 32 ячейки. Перед матчем включали все лампы, меняли перегоревшие. Сделали банк из резервных ячеек – чтобы была возможность экстренно заменить (даже в перерыве матча). А еще табло регулярно «коротило» летом – осушителей на стадионе не было, в теплые дни хоккеисты сначала бегали по несколько кругов, чтобы разогнать туман. Понятно, что при такой влажности все серебряные дорожки табло окислялись и выходили из строя. Чистили, паяли, собирали – работы хватало!


ХОККЕЙНОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ

«Металлург» с первых дней в элите отечественного хоккея был на технической передовой. В 1997-м году здесь впервые в России установили экраны для трансляции видео и повторов – по бокам от табло. Мало кто знает, что специалистам пришлось проявить немалую изобретательность, чтобы смонтировать эту систему.
– Это были проекционные экраны, – рассказывает Алексей Сахно. – Проекторам необходимо расстояние до самого экрана 12 метров. А помещение в ширину максимум – два с половиной метра. Изобрели систему зеркал – два пленочных, чтобы избежать искажения изображения, и последнее (размером три на два с половиной метра) – уже стеклянное. Получалось, что картинка шла на первое зеркало, затем наверх на второе, оно отражало в самое большое и уже оттуда видео выводилось на экран.
Настоящим прорывом стало и приобретение телевизионного оборудования – его установили во дворце Ромазана в том же году, одновременно с экранами. Три камеры, отдельная студия – настоящая роскошь для хоккейного стадиона! И здесь «Магнитка» тоже стала первой! Кстати, как раз вовремя – первые большие победы «Металлурга» весь мир увидел в хорошем телевизионном качестве!
– В течение года доводили систему до ума – переделали конфигурацию , прокинули провода по техническим переходам под крышей, – вспоминает Алексей. – Подошел перед игрой, спустил кабель нужной длины вниз, подключил камеру. Затем чуть приподняли операторские позиции – показ сразу стал интереснее. Правда, операторам бывало прилетало шайбой. Но камеру не разбили ни разу! А потом, с течением времени перенесли студию из-под табло на вираж трибун – режиссер смог вживую следить за хоккеем, поменяли видеомикшер, добавили еще один повторный аппарат, несколько микрофонов, что сделало трансляцию еще качественнее!


Нынешняя видеоаппаратная. Система управления повторами Colosseo.

«ПОБЕДЫ «МЕТАЛЛУРГА» – ГЛАВНАЯ МОТИВАЦИЯ

Профессиональное видеооборудование Sony формата «Betacam» в 1997-м году произвели настоящий фурор. Их разрешение было в два раза выше, чем у бытовых «VHS»! Но прогресс развивался семимильными шагами – в «Металлурге» не отставали. Одна из обязанностей Алексея заключалась в том, чтобы изучать технические новинки и внедрять их на стадионе. Тут же приходилось и ремонтировать оборудование: с сервисными центрами для импортной техники в России поначалу было туго. Выписывали «сервис-мануалы» (естественно, на английском), где-то приходилось идти на хитрости. Но, как признается Алексей, этим и подкупала такая работа – в Магнитогорске именно инженеры дворца Ромазана первыми получали доступ к последним техническим разработкам.
Обновлялась система повторов, развивались компьютерные технологии, цифра потихоньку вытесняла аналог. И в 2007-м году случилось историческое событие – «Металлург» переехал в новый дом.
– Мы принимали непосредственное участие в обустройстве технического убранства Арены, – говорит наш герой. – Например, когда впервые пришли в видео-аппаратную, увидели, что места работы видеорежиссера и человека, отвечающего за звук на стадионе, разделены стенкой. Перегородку попросили убрать – строители, конечно, не были в курсе специфики работы именно на хоккее, и не могли учесть такие тонкости.
Видеокуб под сводами Арены «Металлург» после лампового табло и проекционных экранов потрясал воображение. Но прошло еще десять лет, и ему на смену пришел куб, четкость изображения которого уже на порядок выше! За последние годы, благодаря планомерной реализации стратегии развития, приятной руководством «Металлурга», домашняя арена команды стала одной из лучших в КХЛ.
Появился трансляционный комплекс hd-качества, медиасистема с видеокубом и интерактивной строкой, в бортах и на ступенях появилась диодная подсветка, обновилась звуковая аппаратура, полностью модернизирован свет на стадионе, а для еще более яркого сопровождения матчей несколько лет подряд монтируют навесное световое оборудование.
И любой настоящий инженер подтвердит: чтобы техника (какой бы сложной и современной она не была) работала как часы, за ней должен следить человек с открытым сердцем, всей душой преданный своей работе. Алексей к каждой «железяке» относится, можно сказать, по-отечески, и аппаратура отвечает взаимностью.
«Алексей, чувствуешь ли ты причастность к победам «Металлурга»? – самый главный вопрос я оставил на финал нашего общения.
– Причастность – не совсем правильное слово, – Алексей отвечает сразу, за 25 лет работы он не раз задумывался об этом, очевидно. – Есть определенное разделение между теми кто играет и кто их «сопровождает». Конечно, медали и победы добывают хоккеисты и тренеры – на льду. Но бывают такие ситуации… Приведу пример: еще во дворце Ромазана в матче с «Авангардом» Илья Воробьёв так мощно щелкнул по воротам, что судьи в поле не увидели гол. Но мы нашли повтор с такой камеры, где было видно – шайба побывала в воротах, ударилась о дальнюю перекладину и выскочила обратно. Гол засчитали, время отмотали назад. И «Металлург» победил. На всю жизнь запомнил. Думаю, подобные моменты – это и есть определенный вклад в большие победы нашей команды. То, ради чего мы каждый день выходим на работу!

 


0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости клуба

Партнёры клуба