Ближайший домашний матч
20 апреля, сб 16:00
vs
Металлург Мг
 — 
Локомотив
Тренировочные матчи Мемориала Ивана Ромазана – с 10 по 14 августа! Прямая трансляция матча «Металлург» - «Автомобилист»

Фредрик СТИЛЛМАН: «У нас очень сильные игроки»

Один из новобранцев тренерского штаба «Металлурга» - 53-летний шведский специалист Фредрик Стиллман. Олимпийский чемпион 1994 года, неоднократный победитель и призёр чемпионатов мира уже несколько лет отработал в КХЛ. О своей «урожайной» карьере игрока и новом вызове на тренерском поприще он побеседовал с нашим корреспондентом Павлом Зайцевым.

 

- Ваш родной Йёнчёпинг - довольно маленький город. Как пришла мысль стать хоккеистом и почему именно защитником?

- О, это было так давно (смеётся)! Наверное, дело в том, что в хоккей играл мой отец. А я больше увлекался играми с мячом - футбол, теннис. В хоккее мяча нет, но какие-то сходства имеются. Думаю, правильнее всего будет сказать, что мне очень нравится спорт вообще.

- Когда в первой половине 80-х вы начали играть за родную команду «HV-71», она выступала в так называемом «Дивизионе-1». Спустя несколько лет вы были одним из тех, кто помог ей вернуться в «Элитсериен» - главную лигу, где она без перерыва выступает до сих пор.

- Это было особенное событие! Для клуба, для города. В чём-то Йёнчёпинг похож на Магнитогорск - он небольшой, и там очень любят хоккей, интерес к этой игре огромный.

- В 1991 году вы отправились на свой дебютный чемпионат мира. Швеция стала второй на групповом этапе после сборной СССР, с которой сыграла результативную ничью (5:5). В финале вы одолели нашу команду 2:1. За счёт чего? Ведь в составе той последней в истории Советской сборной были Фетисов, Касатонов, Буре, Каменский, Быков.

- Сложный вопрос. Швеция всегда славилась командной игрой. Мы были отличным коллективом, много внимания уделяли обороне. Конечно пришлось очень непросто, ведь русские были такими мастеровитыми. Но мы нашли способ им противостоять. Не спрашивайте, как, я не знаю (смеётся).

- А в 1992-м вам выпала возможность впервые сыграть на Олимпиаде. Снова вторые на групповом этапе, но затем - поражение от Чехословакии уже в четвертьфинале.

- Огромное разочарование! Мы чувствовали, что у нас хорошая команда. Провели восемь матчей на Олимпиаде и проиграли всего один из них. Но мы проиграли «не тот» матч. Впрочем, все знают, как чехи умеют играть на контратаках. Они поймали нас, на кураже забили несколько шайб - тут и сказке конец.

- Спустя несколько месяцев вы во второй раз подряд взяли «золото» чемпионата мира. Лишь четвёртые на групповом этапе - одна победа при двух ничьих и двух поражениях. Уступили даже скромной на тот момент Германии - 2:5. Тогда, кстати, дебютировал на мировых первенствах юный Петер Форсберг, а вы забили первый гол за взрослую сборную. Но в четвертьфинале шведы обыграли Россию - 2:0. Это ведь была сенсация?

- Свой гол я уже не помню. А команда в тот год у нас была очень молодая, многие шведские звёзды остались дома и на турнир в Чехию не приехали. Из-за недостатка опыта нам и пришлось так сложно в группе. Но тяжелейшая игра против россиян закончилась победой, а дальше мы уже более спокойно справились со швейцарцами и финнами.


- В 1993-м вы ещё раз встретились с Россией в финале, перед этим обыграв её на групповом этапе, и на сей раз уступили 1:3.

- По прежнему опыту мы знали, что можем успешно играть против россиян. Но в этом случае сильнее оказались они. Тут больше и сказать особо нечего - это хоккей.

- Игры 1994 года в Лиллехаммере. Полуфинал с Россией, преимущество 4:1 к 59 минуте. Затем с интервалом в 10 секунд забивают Березин и Гусманов, но вы удерживаете победу. Финал с Канадой. Забиваете на 7 минуте, на 50 и 52 Кария и Майер переворачивают игру, Свенссон сравнивает на 59. В итоге - победа по буллитам и первое олимпийское «золото» для Швеции.

- Когда становишься старше, понимаешь, что был частью большой истории. Но тогда, как ни странно, я не испытывал подобных ощущений. Просто турнир, в котором мы являлись одним из фаворитов, так что наша победа не стала чем-то сенсационным. В той же Праге - на чемпионате мира 92 года - чувства были острее, ведь на этом первенстве мы были явными «андердогами».

- На чемпионате мира в Италии в 94-м вы взяли «бронзу», спустя год на домашнем первенстве планеты - «серебро». И в том же году «HV-71» впервые в истории стал чемпионом Швеции!

- Чем больше ты выигрываешь, тем больше тебе это нравится. Побед никогда не бывает много. Но лично для меня «золото» с «HV-71» перевешивало и чемпионаты мира, и даже Олимпиаду. Потому что это мой родной город, родной клуб. К тому же, мы снова были совсем не фаворитами - в регулярке финишировали только седьмыми-восьмыми. А вот поражение в финале домашнего Чемпионата мира от финнов - настоящее разочарование.

- Тем не менее, всего за пять лет вы собрали роскошную медальную коллекцию! Чувствовали себя особенным?

- Конечно, я с гордостью представлял свою страну и был счастлив добиваться успеха. Это повышает самооценку и уверенность в себе. Но ключ к новым достижениям - не задирать нос, оставаться скромным, продолжать работать и выкладываться по полной.

- Возникал ли хоть раз вариант с отъездом за океан?

- Ни разу! Задрафтован я не был, и эта тема никогда не поднималась.

- Зато вы дважды в течение пяти лет на год уезжали в Германию. Почему?

- Мне нужны были перемены. Я столько лет играл в Швеции, выступал за взрослые команды с 15 лет. Просто почувствовал, что наступил момент попробовать что-то другое, перезарядиться.

- И как новый опыт?

- Великолепно! Просто здорово! В Швеции игра была очень структурирована, особенно в оборонительной части. Мы много внимания уделяли защите. А в Германии играли в своё удовольствие. В команде были канадцы, американцы, русские, белорусы (в сезоне 99-00 партнёром Стиллмана по команде был вратарь Андрей Мезин, спустя несколько лет защищавший цвета «Металлурга» - прим. авт). Мы играли в Баварии - на юге, и каждый матч был, словно праздник: болельщики поют, атмосфера просто шикарная!


- В сезоне 2000-2001 вы получили травму и завершили карьеру игрока. Тут же стали ассистентом главного тренера в родном клубе, а всего через пару лет - генеральным менеджером. Как такое возможно?

- Странная вышла ситуация. Владельцы клуба решили поменять менеджмент и предложили мне пост. Поначалу категорично ответил: «нет»! Но прошла неделя, и я сказал себе: «Ну, Фредрик, ты и трусишка! Хотя бы попробуй»! Дал согласие, и наступили серьёзные перемены - всё стало иначе.

- Перемены переменами, но вы были одним из первых чемпионов Швеции в составе «HV-71», как игрок, а позже выигрывали этот титул и в роли помощника главного тренера, и в качестве генерального менеджера. Ваш номер 14 даже выведен из обращения. Получается, вы - одна из легенд клуба.

- Не хотел бы себя так называть. Да, за много лет в клубе я не раз добивался успеха, но считаю себя не суперзвездой, а просто частью команды.

- Как решили перебраться в КХЛ? И почему Владивосток?

- А вот тут немного смешная история получилась. Не нашёл общего языка с новым руководством родного клуба, остался без работы. И однажды мне позвонил Дэвид Немировски, который тогда был ассистентом менеджера в «Адмирале». На его предложение войти в тренерский штаб команды Владивостока согласился, не раздумывая. Звонок застал меня за рулем, по приезду домой решил найти новое место работы на карте. Смотрю правее, правее, правее… «да где же он?! Боже! Он ведь на обратной стороне планеты! Куда я попал»?! (смеётся) Но там я провёл два очень хороших года. Город красивый, много классных ресторанов, океан, роскошные закаты, отличные люди...

- Зато в самом клубе дела шли непросто - задержки зарплаты и прочие неприятности.

- С этим не поспоришь. По игре всё было неплохо: в первый год мы финишировали пятыми в конференции и дали бой «Сибири» в плей-офф; в следующем сезоне после провального старта неплохо закончили регулярку и в четвертьфинале с «Авангардом» дотянули серию до шестого матча. Но… проблемы с деньгами. Третий год стал кошмаром.

- С середины октября по конец декабря - после отставки Андриевского - вы даже успели побыть главным тренером в «Адмирале».

- Ничего полезного в этой отставке не было. Александр мне очень нравился, он хороший тренер и хороший человек. А ситуация не поменялась - игроки те же, остальные люди те же. И проблемы тоже. Нам не только не платили зарплаты, порой не хватало даже шнурков для коньков и визоров для шлемов. А потом просто уволили всех сразу - тренеров, менеджеров.

- Остаток того сезона вы провели в ХК «Сочи», затем отправились в Нижний Новгород - помогать старому другу Дэвиду Немировски, возглавившему «Торпедо». А через год уехали в Швейцарию и предыдущий сезон работали ассистентом главного в «Цюрихских львах». Не каждый, перебравшись после российских «приключений» в Европу, захотел бы вернуться.

- А мне нравится Россия! И КХЛ - прекрасная лига со множеством классных игроков. Всегда получал удовольствие от пребывания в России, хотя, конечно, порой было непросто с языком - понять и сделать так, чтобы поняли тебя.


- От кого поступило предложение приехать в Магнитогорск?

- От Ильи Воробьёва. Не скажу, что мы были очень близко знакомы прежде, но не раз беседовали, насколько помню, ещё в мой последний сезон во Владивостоке.

- Как вы провели несколько месяцев после объявления пандемии?

- Дома, следуя рекомендациям. Не ходил по ресторанам, мыл руки, соблюдал меры предосторожности, отправляясь в магазин.

- В Швеции ведь ограничения были не такими серьёзными, как в ряде других стран?

- Так и есть, и я не очень понимаю, почему. В Стокгольме были серьёзные проблемы, особенно с пожилыми людьми, многие из которых скончались - вспышки заболеваемости возникали в домах престарелых. В небольших городах - как мой Йёнчёпинг - всё проходило гораздо спокойнее.

- В нынешней ситуации обеспечить прилёт в Россию иностранных тренеров и игроков было непростой технической задачей. И в этом смысле чартерный рейс из Германии, организованный по инициативе ХК «Металлург», стал очень интересным решением.

- Клуб в очередной раз сработал по-настоящему профессионально. С точки зрения организации, «Металлург» в ТОПе по всем показателям. Здесь знают, как делать дело - уже сейчас, проработав совсем немного, могу об этом говорить с уверенностью.

- С городом уже познакомились?

- Пока нет. Мы тренируемся утром и вечером. Удивило то, что здесь так тепло - не ожидал. Клуб нашёл мне отличное жильё, обеспечил транспортом, даже о еде не нужно беспокоиться - нас хорошо кормят (смеётся). Уже имею представление об окружающих пейзажах - Уральские горы, озёра. Со временем узнаю всё это поближе.


- Тренерский штаб «Металлурга» - интернациональный. Илья Воробьёв знает немецкий и английский, вы говорите на обоих этих языках, немецким владеет Александр Гольц, а тренер вратарей Клемен Мохорич - английским и русским. Получается, «трудностей перевода» быть не должно?

- Проблем нет, но всё же необходимо быть внимательными. Убеждаться, что смысл заданий и установок понят правильно. Ведь так легко сказать «да, я понял», при этом не поняв до конца. Нужно следить за этим, что мы и стараемся делать. А я, кстати, намерен начать учить русский. Это для меня - способ выразить уважение стране, в которой я работаю, и её жителям.

- Ваша основная «зона ответственности» в команде - линия обороны. В прошлом сезоне не раз отмечалось, что у неё был чрезмерный крен в сторону атакующих защитников. Кроме того, не хватало габаритных ребят, из-за чего проигрывалось много борьбы на обоих пятачках. Можете ли сказать, что нынешняя линия достаточно сбалансирована?

- Не могу сравнивать с прошлым сезоном, но сейчас вижу довольно крупных игроков, которые при этом хорошо катаются - что не всегда совпадает - и могут демонстрировать отличные навыки игры в пас. У нас очень достойный подбор взрослых защитников и есть несколько перспективных парней в ближайшем резерве.

- Реально ли в нынешних условиях обеспечить полноценный тренировочный лагерь?

- Без сомнений! У нас есть всё для этого. Мы можем заниматься на улице - у арены построена классная площадка, а внутри есть и спортзал, и тренажёрка, и качественный лёд. Но, покидая арену после тренировок, мы должны соблюдать меры предосторожности - это ключевой момент.

- При всём уважении к «Адмиралу» и «Торпедо», они не входят в число фаворитов лиги. А «Металлург», несмотря на пару неудачных последних сезонов, привык ставить высокие задачи. Для вас работа в таком клубе является новым, как принято говорить, вызовом?

- Конечно, определённое давление есть. Но мы знаем, чего хотим и как нужно работать. Мы намерены сделать «Металлург» побеждающей командой. Кстати, в своей карьере до КХЛ я был приучен к постановке высоких задач. Вот затяжные серии поражений, которые случались, например, во Владивостоке, как раз были в новинку. А к нацеленности на успех мне не привыкать. Сейчас в Магнитогорске, насколько могу судить, собрались очень сильные игроки. И наша общая цель - создать из них Команду, сплочённый коллектив. Если это удастся, у нас будут хорошие шансы на успех.

20191102_132122.jpg

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости клуба

Партнёры клуба