Все – в кассу! Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет.

"Папа не хотел, чтобы я шел в актеры"

Завтра в прокат выходит хоккейный блокбастер «Легенда № 17», посвященный Валерию Харламову. Накануне премьеры в редакцию «Советского спорта» заглянул Александр Рагулин – сын знаменитого защитника Александра Рагулина, игравшего в той сборной СССР. Саша в кино исполнил роль отца.

Александр Рагулин-младший

ОТ ХОККЕИСТА ДО АРТИСТА

А началось все с корпоративной вечеринки под Новый год, на которой нам подарили билеты на мюзикл «Граф Орлов».

Подарили – надо идти, тем более мюзиклы я люблю. «Иисус Христос – Суперзвезда», «Нотр-Дам», «Чикаго», «Мамма миа»...

Этот был тоже хорош. Я обратил внимание на солиста, исполнявшего роль Орлова. В программке написано «Александр Рагулин».

Хм… Встречаются же такие однофамильцы. Да и похож издалека. Высокий рост, крупная фигура.

А дома зашел в Интернет – оказывается, это реально сын Александра Палыча!

Александр Рагулин – великий защитник, трижды чемпион Олимпиады, которого боялись даже канадцы. Большой Раг – так они его называли. Саша – его сын 1981 года рождения. Очень мощно поет. Голос отличный.

Я никак не ожидал, что гены могут сыграть вот так – от хоккеиста до артиста. А уж когда стало известно, что Александр Рагулин-младший в «Легенде № 17» исполнил рольАлександра Рагулина-старшего, сомнений не осталось – нужно звать в гости в редакцию!

«ИДИ РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ, БОЕЦ!»

– Как вас занесло в мюзикл, Саша? Хоккейные дети обычно идут в спорт.
– Папа со мной немного прозевал. Своего первого сына Антона отдал в хоккей, а насчет меня долго думал. Я ждать не стал, сам выбрал футбол, хотя мама всегда агитировала за волейбол.

В восемь лет отец все-таки решил привести меня в спортшколу ЦСКА. Я как-то умел обращаться с клюшкой, играл во дворе, но не более того. На меня нацепили старые коньки. Вышел на лед – жмут. А дети, которые на два года младше, носятся вокруг спиной вперед со скоростью вертолетов.

Я понял, что в футболе у меня получается лучше. Тем более уже умел бить с обеих ног, занимался в мини-футбольной команде КСМ-24. Позже сам, не называя фамилии отца, прошел в спорт-школу ЦСКА, где капитаном у нас был Рома Широков.

В конце концов понял, что не делаю таких успехов, как Роман. Да и в футболе уже начала появляться хоккейная тяжеловесность. Я-то по комплекции вообще похож на папу, только легче на 10 кг. Но у меня не было такого тренера, как Анатолий Тарасов, и запредельных нагрузок, от которых так прет мышечная масса.

После школы поступил в военный институт в Череповце, где активно занимался самодеятельностью, КВН. Получал призы от местных газет. Став офицером и распределившись в Москву, начал заниматься в театре МГУ у Евгения Славутина. Потом поступил в ГИТИС и училище при консерватории. В итоге попал в мюзикл «Граф Орлов». А у моей мамы фамилия – Орлова. Я сам очень долго жил как Орлов. А сменил на «Рагулин», когда умер папа.

– Почему?
– У нас были разногласия. К жизни относились по-разному. Допустим, он не хотел, чтобы я становился артистом. Отец же сам был военнослужащим как хоккеист ЦСКА, уволился подполковником. Ему нравилось, что я – офицер, служу в Генштабе. Но когда я сказал, что хочу поступать в театральный, папа поднял тяжелые брови: «Ты что, ё? Иди Родину защищать, боец!».

Но я упрямый, выбрал творческий путь. А когда его не стало, решил взять фамилию Рагулин. Что-то изнутри подтолкнуло…

– Александр Палыч ходил на ваши спектакли?
– Не довелось. Однажды сыграл ему под гитару. Папа рубанул: «У тебя ни голоса, ни слуха! Иди служить!». Тогда у меня был совсем другой вокальный уровень. Но это очень задело. Я ведь в военном училище был звездой, всегда поклонницы окружали. Хотел показать отцу, что у меня есть талант. Но он умер, и я не успел…

– Какого профиля училище?
– Радиоэлектроника и радиосвязь. Был морзянщиком. Вышел лейтенантом, через два года дослужился до старшего лейтенанта. Теоретически отец мог мной командовать как старший по званию.

«ШИРОКОВ СКАЗАЛ: «ОРЕЛ, ДАЙ ЕМУ В МОРДУ!»

– А можно подробнее о звезде «Зенита» Романе Широкове?
– Кстати, я хотел бы возобновить общение с Ромой. Тем более он меня помнит.

– Вы ему в твиттер напишите.
– Я даже не знаю, что такое твиттер. Пока руки не дошли. У меня даже полгода назад был мобильник за 800 рублей. Просто менять неохота, когда модные модели выходят.

Насчет Ромы – прихожу в секцию ЦСКА в 10 лет, а там вратарь был здоровый. Всегда ко мне докапывался: «Подай мяч». Пытался дедовщину устроить. А я гордый, самолюбивый: «Иди сам возьми!».

И вот он в раздевалке на меня полез, а я ему в лицо плюнул. Насмотрелся фильмов о партизанах и фашистах… Он мне по физиономии больно надавал.

Рома был капитаном. Характер вспыльчивый, а сам – просто шкет. Говорит мне: «Орел, иди дай ему в морду!».

– Сам в драку не полез?
– «Не бойся, – говорит. – Подойди и дай ему в дыню. Смело. А я свое слово скажу». В общем, на мою защиту встал.

Сейчас на Рому смотрю и узнаю его почерк. Слава богу, его перевели в полузащиту, сделали диспетчером. Он у нас всегда в этом амплуа играл. Много забивал для своего возраста, делал длинные передачи, отлично бил штрафные. Был лучшим в команде, конечно.

«И ТУТ Я ЩЕЛКНУЛ ПО ХАРЛАМОВУ»

– Сходство в фамилии помогло получить роль в «Легенде № 17»?
– Абсолютно. У нас даже возраст совпал. Мне сейчас 31, и папе по сценарию столько же, когда он в Суперсерии-1972 играл.

Отец неразговорчивым был, о том хоккее почти не рассказывал. Даже как его убрали из команды в 1973 году. Больше я узнавал, перечитывая его автобиографию.

Разве только фольклорные байки и крылатые фразы долетали, которые я всячески пытался вставить в фильм. Например, «настоящий хоккеист должен видеть своих, чужих и блондинку в третьем ряду» – так папа цитировал Тарасова. «Молодой», – ветеранская дедовщина в команде. Или «фигуристом» называли, если хоккеист на прокатах играл, без силовой борьбы.

– Расскажите какой-нибудь эпизод, где вы сыграли Александра Палыча.
– Когда мне в руки попал сценарий, я с большим увлечением начал читать. Но, к удивлению, своей фамилии не обнаружил. Отец появлялся только в первом матче Суперсерии. Было написано: «Рагулин проигрывает вбрасывание, канадцы забивают гол». Хотя он был защитником…

«Так? Где мой текст? Я – артист! Должен сыграть папу!» В общем, столько всего придумал… Слава богу, замечательный режиссер и человек Николай Лебедев понял, что это эксклюзивный случай, когда сын исполняет роль отца. И принял много моих предложений. Например, эпизод, который мне пришел в голову вечером, а сняли мы его наутро.

Вот представьте: Харламова вернули из Чебаркуля в ЦСКА. Рагулин видит в молодом Валере такого же новичка, как он сам, которого гонял, воспитывал, мучил Тарасов. И тренер ставит Харламова в рамку вместо Третьяка: «Настоящий хоккеист должен знать, как ворота защищать! Рагулин, бросай!». Я говорю: «Зашибем же молодого, Анатолий Владимирович». – «Начинай!»

Делаю кистевой бросочек. «В чем дело, Александр Павлович?!» – рявкнул Тарасов. «Ну, прости, дружище», – и как бабахнул по Харламову!

– Пронзительный эпизод.
– А из таких соткан весь фильм. Казалось бы, спортивная история, которую знают все. Что можно нового найти? Тем более главные роли исполняют популярные медийные актерыДанила Козловский и Олег Меньшиков, которые отношения не имеют к хоккею. Но так классно сыграно, и выбран такой угол зрения, что ком к горлу подкатывает. Тот же Меньшиков – его все воспринимают как героя-любовника, интеллигента.

А он изобразил та-акого диктатора!

«КИНО ТРОНУЛО ЗА ДУШУ ТРЕТЬЯКА»

– Какой момент в карьере отца был самым болезненным?
– Как раз 1973 год, когда его отцепили от ЦСКА и сборной. Канадцы боялись папу. Даже габаритный Фил Эспозито говорил: «Когда натыкаешься на Рагулина, то будто в кирпичную стену врезаешься». У них даже стычка случилась во второй игре Суперсерии. Папа по носу дал Эспозито, а тот разбил ему бровь.

В жизни отец был медведем. Добрый, молчаливый, ходил вразвалочку. Не торопился никуда. На льду был не очень юрким. Выделялся силой, габаритами. С возрастом появилось ветеранское отношение к хоккею.

А Тарасов всегда требовал, чтобы новички и трехкратные олимпийские чемпионы выполняли одни и те же задания.

У отца даже был собственный диск от штанги, на 10 кг легче. «Блин Палыча», который никто не трогал. А если молодой хватался, папа реагировал: «Ты что? Что делаешь? А ну уйди!».

Не скажу, что он сдавал. Все-таки выигрывал медали в каждом сезоне. Но раньше хоккеисты вообще рано уходили из спорта. Убрали Анатолия Фирсова, потом – отца. Заканчивать карьеру – самое болезненное в жизни любого игрока. Особенно раньше это тяжело воспринималось, когда у людей на первом плане были все-таки не деньги, а именно спорт.

Это хорошо показано в кино. Идите на «Легенду № 17». После спектакля «Граф Орлов» к нам за кулисы заглянул Владислав Третьяк, а потом мы встретились на премьере в «Октябре». Владислав Александрович признался, что его фильм тронул за душу. «Легенда № 17» – о хоккее, любви, настоящих мужиках. 

ФАКТЫ О «ЛЕГЕНДЕ № 17»

САША ХАРЛАМОВ СЫГРАЛ ХОККЕИСТА, ЕГО СЕСТРА – ВАХТЕРШУ

● Съемки фильма начались в середине июня и длились до конца сентября 2011 года, а в феврале 2012 года были доделаны зимние сцены. Снимали в Москве, Электростали, Минске, Новополоцке, Бобруйске и в испанском Питильясе под Памплоной.
● Многие трюки в фильме выполнялись самими актерами, которых четыре месяца обучали основам хоккейного катания и игры.
● Постановкой хоккейных сцен занимался канадец Джоди Стейсек, работавший на многих картинах, в том числе «2012» и «Начало».
● Во время работы над некоторыми сценами использовалось от четырех до десяти камер, в том числе камера Phantom, способная замедлять изображение в десятки раз, а также миниатюрные GoPro камеры, которые устанавливались на клюшки, шайбы и амуницию игроков.
● Ранние годы героя снимались на 16‑миллиметровую пленку, годы расцвета – на 35‑миллиметровую, а матч в Канаде – на цифровые камеры.
● Близкие Валерия Харламова исполнили небольшие роли в фильме: сын Александр (сам – профессиональный хоккеист) сыграл хоккеиста «Звезды», а у сестры Татьяны Борисовны – камео вахтерши в «Лужниках».

Александр ХАРЛАМОВ: «Во время просмотра волновался. Но, кажется, все получилось. Козловский очень хорошо сыграл моего отца. Под конец фильма экранный герой для меня просто слился с реальным Валерием Харламовым«.

Татьяна ТАРАСОВА: «Я очень переживала перед фильмом. А после него выхожу с большой благодарностью к режиссеру и к Олегу Меньшикову. Я двое суток не спала перед премьерой. И сегодня пережила то состояние, которое было у меня в детстве перед матчами. Это очень похоже по духу, по нерву на то, что было у отца. Он меня растил с такой же строгостью, как и остальных хоккеистов. Тренер – это и педагог, и психолог, и артист. Тренер должен из человека, в котором он увидел искру, всеми способами сделать лучшего».

Вячеслав ФЕТИСОВ: «Когда шел на премьеру – опасался. Но после просмотра хочу сказать создателям большое человеческое спасибо! Таких фильмов должно быть больше. Я в восторге. Харламов получился очень похожим. Это мой кумир. Он был моим партнером… И вот я снова увидел того Валерия Борисовича, или Валерку, как его звали в народе».

Владислав ТРЕТЬЯК: «Картина понравилась. Признаюсь: даже слезу вышибла. Раньше у нас таких о хоккее не было. А теперь мы можем прийти с этим фильмом в любую юношескую команду и сказать: «Смотрите, вот так было, так мы и сражались».

Да, есть какие-то небольшие неточности, заметные, наверное, только таким, как я. Но лента – не документальная, а художественная. Не хватало нам такого фильма. Думаю, на «Легенду» должен пойти народ». 

А В ЭТО ВРЕМЯ…

БОБРОВСКИЙ – ПЕРВАЯ ЗВЕЗДА НЕДЕЛИ

НХЛ признала вратаря «Колумбуса» Сергея Бобровского первой звездой минувшей недели (3 победы, 97,1% отраженных бросков, один «сухарь»).

Вторая звезда – форвард «Торонто» Фил Кессел (5+2=7 очков в 3 матчах). Третья – вратарь «Далласа» Ричард Бахман (3 победы, 1,08 шайбы за игру).

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба