Ближайший домашний матч
28 марта, чт 19:00
vs
Металлург Мг
 — 
Спартак
Беззубые "хищники" Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет.

Как аварию Харламова перенесли на 4 года назад. Часть 3

Бобруйск под видом Монреаля, стоимость съёмок и как политика лезет в кино – в окончании интервью нашего обозревателя с Михаилом Местецким. Окончание. 

Вторая часть беседы со сценаристом «Легенды № 17»

"БЕЗРУКОВ НА РОЛЬ ХАРЛАМОВА НЕ ПРЕТЕНДОВАЛ"


— Были ли какие-то другие кандидаты на роль Харламова помимо Данилы Козловского? Слышал историю, что он ещё до утверждения тренировался на льду как одержимый, в том числе под руководством Харламова-младшего. 
— Кастинг был большой. В конце остались три кандидата – все очень хорошие актёры. Чем взял Данила? Сейчас, готовясь к своему первому фильму как режиссёр, понимаю, что в актёре это качество чрезвычайно важно. И оно абсолютно харламовское, то есть напрямую связано с самой историей. Речь об упёртости, воле и фанатичном желании достичь цели во что бы то ни стало. Козловский вовсе не был фаворитом после первых проб. Но после них он сразу начал заниматься хоккеем. Притом что ему никто не давал никаких обещаний роли.

— Он действительно пошёл к Александру Харламову? 
— Нет-нет. Насколько мне известно, сначала он пошёл заниматься сам. Данила тогда ещё не был привлечён вообще ни к чему из того, что у нас называется preproduction. И, конечно, эта одержимость подкупила. Перед этим он уже работал со студией "Тритэ" в фильме "Шпион", то есть его, конечно же, знали. Но нужно было ещё многое. То, как Козловский вёл себя при подготовке к этому фильму, – пособие для молодых актёров. В результате он достиг того, чего заслуживает. Теперь Данила, наверное, главная суперзвезда своего поколения. 

— Неужто Сергей Безруков на роль Харламова не претендовал?
– (Улыбается.) Нет. 

— Подтекст вопроса, думаю, вам понятен. 
— Бедный Сергей… На самом деле это актёр феноменального таланта. Но, в отличие от Меньшикова, который чрезвычайно избирателен в выборе ролей, он подходит к этому вопросу по-другому. Но тут 

Михаил Местецкий

Михаил Местецкий

есть и другая сторона: Меньшиков из-за этого очень мало снимается. 

— Кто ещё из актёров до и во время съёмок совершал маленькие подвиги? 
— Это вопрос скорее к режиссёру. Я могу лишь рассказать о маленьком подвиге сценаристов. У нас были крайне сжатые сроки, первую версию нужно было написать очень быстро.

— Это за сколько?
— По-моему, у нас было всего три недели. В кино всё время так. Тебе говорят: "Через такой-то срок нам нужен первый драфт". Ты лихорадочно его пишешь, при этом следующие два месяца – ни слуху, ни духу. Потом вдруг звонят: "Да, всё отлично, но через неделю нужно переписать это, это и это". И опять врубаешься в процесс.
Мы уже составили план, утвердили его в "Тритэ", — и поехали работать в Коктебель… И поняли, что в том физическом состоянии, в котором находились, писать про спорт невозможно. Это был май. После зимы, сонные, страдающие от авитаминоза московские ребята – как тут напишешь о триумфе спорта?.. В общем, мы установили себе жёсткий спортивный режим. Два часа с утра – пробежка и всякие нагрузки – турник, отжимания. Потренировались – пять часов пишем. Затем ещё полтора часа тренировки и ещё пять – писать. Такой был режим. И после этого как-то ответственнее подходишь к описанию чужих нагрузок. 

— Начать фильм со сцены в Испании с быками, а не со спорта как такового – это было для того, чтобы сразу не отвадить ту, увы, многочисленную аудиторию, которую сам хоккей изначально не интересует?
— Было ясно, что испанскую линию Харламова в таком фильме нельзя проигнорировать. Но у идеи рифмы между корридой и хоккеем тоже была своя сложность. Мы прописали в сценарии и "инсьерро" — бег быков за смельчаками — и тореадора. И только потом вдруг хлопнули себя по лбам — ведь это же разные вещи! В инсьерро никакого тореадора нет! Позор, конечно, но хорошо хоть, что вспомнили об этом не после премьеры. Потом, конечно, ломали головы – и придумали одного быка, который прорвался во дворик, и там дядя Харламова, защищая маленького Валеру, выступил в роли тореадора. 

— Кстати, у этой истории с прорвавшимся быком есть хоть какое-то отношение к реальности?
— Ну, только в том, что Валерий действительно ездил с мамой и сестрой в Испанию в 1956 году. Хотя семья Харламова вообще-то жила не в Памплоне, где и проводится инсьерро, а в Бильбао. Но мы посчитали, что детство Валерия можем таким образом домыслить. Эта сцена, кстати, насколько я знаю, стоила миллион долларов. Только она одна. 

— Она снималась прямо в Испании?
— Да. По-моему, в соседнем городке с Памплоной. Изначально в сценарии присутствовал другой гигантский кусок про детство Харламова. Это был рудимент первого, ещё не нашего сценария. У Валеры в детстве было больное сердце, и папа втайне водил его на тренировки, чего мама не знала. Все хотели эту историю в фильме оставить – но потом стало ясно, что она всё-таки не о том, и с ней получается какое-то совсем детское кино. 

— Этот эпизод выкидывали с болью?
— Нет, я скорее был доволен. Мне всегда казалось, что детство в таком объёме в сценарий не влезет. Скорее за него держались продюсеры. 

"ОТ ТИТРА О СМЕРТИ ХАРЛАМОВА ОТКАЗАЛИСЬ УЖЕ НА МОНТАЖЕ"


— А где проходила основная часть съёмок?
— Много снимали в Белоруссии. Скажем, монреальский стадион "Форум", где проходил первый матч Суперсерии, давно перестроен. Зато точно такая же по модели арена была возведена в Бобруйске. И, соответственно, снимали эту игру там. 
Надо понимать масштаб вопроса. Ведь каждый матч в фильме проводится на разных стадионах! Не говоря уже о деревянном чебаркульском, который был выстроен для съёмок полностью заново, поскольку 

Кадр из фильма "Легенда № 17". В центре — Александр Харламов, сын Валерия Харламова

Кадр из фильма "Легенда № 17". В центре — Александр Харламов, сын Валерия Харламова

в реальности таких больше нигде не осталось. А на каждой существующей арене надо было стопить лёд, убрать рекламу из-под него, и залить новый. Понятно, как это сложно с учётом того, что съёмки проходили во время хоккейного сезона! 
С организационной точки зрения только столь крупная студия, как "Тритэ", с такими невероятными людьми, как продюсер Верещагин, на такое способны. И ведь не сказать, что у него на столе стоит вертушка в Кремль и с её помощью он легко решает любые вопросы. Просто это человек невероятной харизмы и целеустремленности. Только такие люди могли всё это осуществить. 

— Мне очень понравилась сама съёмка хоккея. Главное — она передаёт дух игры. Что за приёмы были использованы в ней? 
— Опять же вопрос не совсем к сценаристу. Но, насколько я знаю, всем было ясно, что снимать хоккей так, как сейчас транслируют матчи, нельзя. По телевидению это выглядит хорошо, в кино же будет смотреться бедно. Надо было придумать способ, чтобы снимать игру как-то невероятно. Тогда была принята идея – стремиться показать хоккей изнутри. С точки зрения игрока. 
Как снять хоккей по-другому? Внешние съёмочные элементы на телевидении нынче продуманы суперпрофессионалами, камеры установлены где только возможно и даже пролетают надо льдом. Но единственное, чего не могут сделать в реальном матче, — снять игру с точки зрения хоккеиста. А режиссёр Николай Лебедев ставил малюсенькие камеры на клюшки, даже на шайбы! Это крохотные кадры, но они дают эффект присутствия прямо в этом котле. Думаю, хоккей на таком уровне никто не снимал. Многое помогал делать постановщик экшн-сцен из Канады. Но, конечно, главная заслуга в этом – режиссёра Лебедева. Матч с Канадой, например, он раскадровывал много месяцев, продумывая кадр за кадром всю драматургию, всю пластику этой кульминационной сцены. 

— Почему все персонажи в фильме выступают под своими фамилиями и лишь Гусев именуется Гуськовым?
— Харламов с Гусевым действительно вместе ездили в Чебаркуль, а потом через ЦСКА оказались в сборной. Но особо близкими друзьями — такими, как показано в фильме, — они не были. Харламов больше дружил с Мальцевым и некоторыми другими. Гусев жив и прекрасно знает, как всё было на самом деле. В связи с этим мы посчитали неправильным давать персонажу точную фамилию прототипа. Решение было принято уже на последнем этапе работы над сценарием, практически перед самыми съёмками.

— Можно ли рассматривать "Легенду № 17" как наш ответ американцам на их фильм "Чудо", ("The Miracle"), посвящённый победе студенческой сборной США над советской командой на Олимпиаде-80 в Лейк-Плэсиде?
— Раз уж вы о нём вспомнили – расскажу, тем более что скрывать этот факт смысла нет. Решение снимать "Легенду" оформилось у Верещагина как раз после того, как он посмотрел фильм "Чудо". Он сказал: "Блин, у нас было такое же чудо, которое сокрушило и перевернуло нам всем сознание! И у нас нет об этом никакой памяти. Вымрет моё поколение – и всё, это сотрётся окончательно". 
В "Чуде" есть сцена, которая очень близка одной сцене в "Легенде № 17", и с этим связана интересная история. Помните, как хоккеисты из разных клубов после проигранного матча сборной ругаются, а тренер приходит, видит это и начинает их мучить? 

— Конечно. 
— В "Чуде" тренер просто гоняет игроков от борта к борту до изнеможения, пока они не скажут: "Мы – сборная". Когда мы написали сценарий, Верещагин рассказал про эту сцену из "The Miracle": "Хочу, чтобы она была полностью перенесена в наш фильм". 
Понимаете, для сценаристов, сделавших свою полноценную работу, это ужасно – вставить в сценарий чужую 

Валерий Харламов и Данила Козловский

Валерий Харламов и Данила Козловский

сцену, будь она даже очень хорошей. Но Верещагин категорически сказал: только так и никак иначе. Режиссёр Лебедев тоже пребывал в ужасе. Потому что было понятно: шишки за то, что стырили целую сцену, полетят не в Верещагина, а в него. 
Мы страшным образом ломали голову, как бы её переделать таким образом, чтобы она была хоть чуть-чуть другой, но при этом сохраняла тот функционал, которого требовал Верещагин? И чуть ли не в последний момент придумали идею, которая, мне кажется, даже намного лучше той, что реализована в "Чуде". Когда хоккеисты катаются вокруг Тарасова и он говорит, допустим: "Спартак", стоп!". Спартаковцы останавливаются, а игроки другой команды по инерции врезаются в них и валят на лёд. Пластически получилось просто круто. Мы пришли и гордо доказали это Верещагину, хотя он нам долго говорил: "Ребята, не морочьте ни себе, ни мне голову: вы не придумаете лучшего решения, чем есть в Miracle!". 

— Фильм обрывается на первом, триумфальном матче Суперсерии. О том, чтобы упомянуть, что серию в целом сборная СССР проиграла, не могло быть и речи?
— Почему же? Конечно, разговор об этом заходил, и мы долго думали, что нам тут делать. Но в итоге упоминать о поражении в Суперсерии-72 не стали. На самом деле, почему тогда не упомянуть, что следующая серия, в 74-м, была вчистую выиграна? А потом было ещё несколько Суперсерий. Просто у нас в кадре – первый матч Суперсерии, который был выигран. Всё честно. Мы остановили историю в этот момент. А о том, что происходило дальше, желающим можно будет сделать сиквел. 
Была идея сделать в конце титр либо закадровым голосом сказать об этой и последующих Суперсериях. И другая идея — показать титром в конце, что Харламов погиб. Но потом от всего этого отказались. Причём от титра о смерти Харламова — уже на монтаже. То, что его не сделали, я увидел уже на премьере. И абсолютно согласен с этим решением. 

"БЮДЖЕТ – 13 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ. СБОРЫ – УЖЕ 30 МИЛЛИОНОВ"


— Кинокритик из Украины Семён Случевский считает, что недопустимо маргинализирован образ отца Харламова. Притом что как раз папа пробудил в нём интерес к хоккею и натренировал во дворе так, что болезнь сердца отступила. 
— Почему маргинализирован? Да, он был простой рабочий на заводе, который поднял своего сына и повёл в секцию. А что, у нас только профессора должны были своих сыновей в хоккей вести? Отвечаю за одно: это был очень хороший, но очень простой мужик. Делать его интеллектуалом – зачем? Видел его интервью, и мне кажется, в фильме он весьма убедителен и, главное, приятен. А то, что был немного под каблуком у жены-испанки, так это нормальная жизненная история. 

— Понятно, что Александр Харламов не может хорошо помнить своих родителей – они погибли, когда ему ещё и шести не исполнилось. Но как он оценил образ отца?
— Мы с ним ни разу не общались, но вижу, что он активно участвует в поддержке фильма. Что уже говорит о многом. Думаю, что это было очень грамотное решение Верещагина – аккуратно и вовремя вовлечь в эту историю родственников. 

Михаил Местецкий

Михаил Местецкий

Они снялись в фильме, дали полезные советы. Это очень помогло "Легенде…" и со всех сторон было хорошо. 

— Какой отзыв о картине тронул вас больше всего?
— Сейчас, когда готовлюсь к работе над новым фильмом и бывают минуты тревоги и печали, не отказываю себе в удовольствии залезть во "ВКонтакте" и набрать в поиске "Легенду № 17". И посмотреть, что пишут люди. Во-первых, там каждые 10-15 секунд (а когда фильм пошёл в прокате, каждые две секунды!) появлялось новое сообщение, и это тоже производило впечатление. Один отрицательный отзыв приходился и приходится на сотню восторженных. И очень много эмоций от 15-16-летних ребят. А собственно, в этом возрасте кино и попадает в вас, как никогда больше не попадёт. 

— Очень верное замечание, и вот почему. В юности я поигрывал на гитаре, и практически все песни, которые выучил и изредка играю по сей день, пришлись на период с 15 до 20 лет. 
— Абсолютно! И когда вижу, что люди, находящиеся в нём, пишут о "Легенде…" как о самом классном фильме в их жизни (а таких отзывов очень много) – становится хорошо. Конечно, взрослые люди, особенно искушённые в кинематографе, намного сдержаннее. Но это понятно. Я бы сам был сдержан. 
Смешно, что вокруг фильма уже пошли какие-то перевранные цитаты, слова, которых там просто нет, зато с портретом Данилы Козловского. "Любовь сама тебя найдёт. "Легенда № 17". Почему? Там нет таких слов! Но смотрю на это и понимаю: всё, это стало народным кино, полностью ушло из-под нашего контроля. И это классно. 

— А сколько, если не секрет, стоило снять "Легенду…"?
— Где-то написано, что 10 миллионов евро, где-то – 13 миллионов долларов, что примерно одно и то же. "Россия 1" дала такую рекламную кампанию, которая в ином случае стоила бы второй бюджет. Но в отличие от многих других проектов, этот фильм увидели и сказали: "Вот ему мы окажем всю поддержку, которую можем". 

— А обычно среднестатистический фильм вашей степени популярности, с пятью миллионами зрителей в кинотеатрах, сколько стоит?
— Давайте сравним с США — ведь "Легенда № 17" выдержала в России конкуренцию именно с западными блокбастерами. У нас такие фильмы выходят иногда раз в год, иногда и того меньше. Из недавних так выстрелило только "Метро". Так вот, в Штатах подобные фильмы имеют бюджет в 100, 200 миллионов долларов. 
На самом деле российским продюсерам приходится предпринимать чудеса профессии, чтобы выдержать конкуренцию и при этом делать кино за 13 миллионов. И только кажется, что это большой бюджет и все купались в золоте. На самом деле все там получали очень мало и снимали этот фильм, потому что очень хотели это сделать, а не по каким-либо другим причинам.

— Сколько на сегодня составляют кассовые сборы?
— Насколько я видел, 30 миллионов долларов "Легенда…" в прокате уже собрала. Плюс сейчас она продана в другие страны. Кроме того, ещё не было показа по телевидению. Так что, думаю, ещё доберёт. Видел прекрасные объявления в Интернете: мол, в связи с многочисленными просьбами зрителей прокат "Легенды № 17" продлён, или показы тех или иных иностранных фильмов заменены нашим. Вот вы где его посмотрели?

— В кинотеатре. Как раз "на флажке".
— И это здорово, потому что считаю "Легенду…" фильмом абсолютно кинозальным. Вы не представляете себе это чувство, когда на премьере – заранее-то это было абсолютно неизвестно – после каждой нашей шайбы в матче с канадцами люди начали орать: "Гол!" И потом по отзывам я видел, что это происходило по всей стране. 
Люди писали, причём массово: впервые они видели в наших кинозалах, что народ кричал: "Гол", а главное – аплодировал на титрах. Вот такие чудеса нельзя ни спрогнозировать, ни потом воспользоваться 

На съемочной площадке фильма "Легенда № 17"

На съемочной площадке фильма "Легенда № 17"

ими. Потому что повторить такое механически – невозможно. Вот сейчас будет сниматься фильм про Льва Яшина…

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба