Ближайший домашний матч
20 апреля, сб 16:00
vs
Металлург Мг
 — 
Локомотив
Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет Николай Суханов: скажи мне тогда, что Знарок возглавит сборную – ни за что бы не поверил

Заметки о третьей "Зимней классике", ставшей пока лучшей в истории ВХЛ

В Нижнем Тагиле я оказался во второй раз в жизни – десять лет назад приезжал сюда с ХК МВД, когда команда весной выходила в Суперлигу. В первом матче, помню, с трудом выиграли в овертайме 1:0, а во втором и вовсе могли проиграть. В середине «горели» 1:2, но затем сравняли, а минуте на 45-й Алексей Цветков забросил третью шайбу. Интересно, помнят ли чемпионы мира Денис Кокарев и Александр Кутузов, что тогда они ассистировали Цветкову в Нижнем Тагиле? Но дело вновь дошло до овертайма, где Александр Кувалдин (кто-нибудь знает, где он сейчас?) остановил секундомер. Помню, что обалдел от того, что на трибунах арены курили (да-да, курили!) целыми секторами, и в дыму было, порой, очень трудно рассмотреть, что же происходит на льду. А когда Сергей Порубов из Омска (он вместе с Максимом Маниным был в плей-офф нашим ангелом-хранителем) удалил в овертайме кого-то из «Спутника», на лед полетело и то, что не докурили, и то, что вообще попадалось под руку.

И вот я сижу в номере все той же гостиницы «Нижний Тагил», в которой с Геннадием Цыгуровым мы останавливались десять лет назад. Теперь на ресепшене гордо сообщают, что в гостинице во всех номерах есть интернет, а панно за спиной администратора поможет увидеть на карте земного шара самые важные города на планете: Москву, Берлин, Лондон, Токио и Нижний Тагил. Здесь, в Тагиле, в середине февраля Высшая лига давала третью в истории «Русскую классику». За окном шел голубой снег – точь-в-точь, как у Эльдара Рязанова в его «Небесах обетованных». Это не самый мой любимый его фильм, более того – он, конечно, гораздо слабее тех, что делал зрелый Рязанов. Но люблю этот фильм за то, что герои в финале улетают на паровозе от нашей неустроенности, черствости и всеобщей ненависти друг к другу. Я тоже так хочу.

***

Если открыть газету «Тагильский рабочий» за пятницу 13-го, то в 24-й лунный день, как указано в шапке издания, самым занятым человеком в городе был, конечно, мэр Сергей Носов. Накануне он успел провести совещание по подготовке празднования 70-летия Победы, съездил в большой магазин, где убедился, что «в лотках с овощами и фруктами нет гнилья», пообещал починить школу, встретился с национальными общественными и религиозными организациями и принял участие в пресс-конференции, собранной по случаю «Русской классики». Когда же газета в черную пятницу добралась до рабочих, мэр приехал на стадион «Спутник» и после окончания выставочного матча между руководителями команд ВХЛ и топ-менеджерами «Уралвагонзавода» вручил памятный самовар за победу капитану, управляющему директору ВХЛ Герману Скоропупову, с коллегами переигравшему соперников 6:5. Мэр, как мы только что выяснили, человек крайне активный, но вот коньки еще не примерял. А на главном предприятии города к «Русской классике» организовали целую команду, загодя начавшую подготовку к товарищеской встрече, ставшей красочным прологом главного мероприятия. Директор по рекламе и PR за пару недель до игры рассказывал, что тренировки проходят два раза в день, и они ничем не отличаются от тех, что выпадают на долю хоккеистов «Спутника». Правда, не все смогли вовремя начать подготовку – коммерческий директор Андрей Сентябов два месяца ждал коньки 48 размера. И судя по тому, что на лед он все-таки вышел, спецзаказ дошел. Усиленные занятия не прошли даром, бой состоялся, но более опытные «на жилах» вырвали победу.

Аккурат к «Русской классике» на футбольном стадионе силами завода сделали основательный ремонт, и к началу товарищеской встречи «Спутник» утопал в оранжевых цветах. 
– Вам нравится? – спрашивал журналистов Герман Скоропупов. 
– Очень красиво, – хором отвечали журналисты, глядя на нарядные баннеры, современные трибуны и аккуратную хоккейную коробку, установленную посередине футбольного поля.

Герман Скоропупов удовлетворенно качал головой – стадион нравился и ему самому.

«Уралвагонзавод» прославился выпуском знаменитого Т-34, и было бы странно, если один экземпляр не пригнали на стадион. В городе давно свыклись с тем, что поколения людей трудятся на заводе, выпускающем тяжелую военную технику, и когда танки по улицам Тагила отправляют на полигон для испытаний, это никого не удивляет. Более того, в YouTube есть популярный сюжет, когда водитель на легковушке, пристроившись за танком, еще и бибикает, требуя уступить дорогу. Сейчас дела на заводе идут не ахти, сотрудников приходится сокращать, жены рабочих пишут письма Владимиру Путину, но при этом в корпорации несколько лет назад провели крутой ребрединг, а сайт завода сделан современно, стильно и регулярно обновляется. Разумеется, в соцсетях нашлось немало людей, упрекавших руководство завода, дескать, устраивает оно пир во время чумы, но на самом деле вложения со стороны предприятия никак нельзя было назвать сумасшедшими и неуместными. Ну а те, кто возмущался на разных ресурсах, никогда почему-то не задумываются о том, что город благодаря «Русской классике» получил отличную рекламу, «Спутник» прозвучал на всю России, а восемь тысяч зрителей побывали в эпицентре потрясающего праздника, когда большинство из них за символические 100 рублей вернулись в детство. И в каких единицах измерить эту радость?

Что еще рассказать вам о столице третьей «Русской классики»? В городе можно увидеть большую рекламу единственного крематория («жизнь есть жизнь, кто-то может и умереть», как говорил один герой Валентина Гафта), кассира на вокзале охраняет добрый пес, а в кафе, куда «вход со своей едой категорически запрещен» вам не только вашу еду разогреют, но еще и приборы дадут — чтоб «поели по-человечески». Тем временем особо активные жители рвутся в Книгу рекордов Гинесса, соорудив этой зимой 1827 бумажных копий паровоза Черепановых – одного из символов Нижнего Тагила. Слабаки из США выстроили в 2011 году цепь всего лишь из 31 локомотива и 1594 вагонов.

Ах, да, здесь же еще родился Александр Радулов! На самых ранних кадрах Радулова, что можно найти в YouTube, ему 11 лет. Мальчику явно нравится, что его снимают, и он охотно отвечает на вопросы корреспондента: «Почему вы выбрали именно этот вид спорта? — Мне просто посоветовал отец». Отец не только посоветовал, но и своим примером показал, как надо. В то время Валерий Радулов был защитником «Спутника». А дед Александра — Дмитрий Петрович — заливщиком льда в дворце, где тренировалась команда. Дом 33 на улице Алтайская, где жил с братом и родителями лучший бомбардир КХЛ, до сих пор сохранился в первозданной красоте. Он ничем не отличается от типовых панельных девятиэтажек, коими застроена вся страна от Калининграда до Владивостока, стены исписаны граффити, во дворе скрипят на пронизывающем ветру разбитые детские качели, а на другой стороне дома расположен магазин «Удачный». Там торгуют удобрениями. От дома Александра Радулова до дворца десять минут пешком – это если не спеша. «К его строительству были привлечены мраморщики из Харькова, штукатуры из Тихвина, облицовщики из Донецка, маляры из Челябинска» написано в богато изданной книге об истории Вагонки, района, где родился Радулов. То была середина 80-х прошлого столетия. Сейчас, конечно, все проще – я помню, что дворец в Балашихе для ХК МВД строили специалисты всего лишь из одного региона. Южного. Дворец, где играет «Спутник», издали сильно смахивает на цирк, а над одним из входов до сих пор висит баннер, рекламирующий эстафету олимпийского огня.

***

Из вышеизложенного должно быть понятно, что с местом проведения третьей «Русской классики» ее организаторы угадали. Как угадали и с командами. К противостоянию и «Спутник», и «Южный Урал» подошли, балансируя на грани зоны плей-офф, так что ни о каком налете «звездности» или «выставочности» не могло быть и речи. Накануне соперники друг за другом приехали на стадион, чтобы провести традиционную фотосессию и потренироваться. Каждый раз, попадая на матчи ВХЛ, ты ищешь глазами знакомые фигуры и непременно их находишь. В «Южном Урале», добиравшемся на автобусе до Нижнего Тагила 14 часов, играет Андрей Поснов, которого хорошо помнят новосибирские болельщики. И там же теперь обосновался Руслан Хасаншин – его хорошо помню я, он играл – и весьма неплохо – в ХК МВД. На тренировку Руслан приехал в куртке с логотипом той самой трансформировавшейся команды, рассказал, что теперь живет в Дивеево, у него недавно родилась вторая дочь и он счастлив, что выбрался в такие святые места. «Спутник» – это, прежде всего, Руслан Нуртдинов и Евгений Федоров. Оба долго и успешно поиграли на самом высоком уровне, но судьба забросила их в Тагил. Правда, «забросила» по отношению к Федорову будет совсем неправильно – в этом городе он родился, здесь живут родственники, брат работает на заводе, и Евгений не жалеет о том, что теперь играет в ВХЛ. В моем рейтинге самых жизнерадостных и юморных хоккеистов он явно входит в первую тройку, и при встрече в подтрибунных помещениях арены меня и бытописателя российского хоккея Алексея Шевченко он сразу позвал в раздевалку:

– Заходите, – сказал Федоров, широким жестом пригласив журналистов туда, куда до игры, как мы привыкли, путь нам заказан. А часто – и после нее. Мы не сразу согласились, но затем оказались в гуще игроков, которые не обращали на нас никакого внимания. Спокойно и великодушно реагировал и на появление посторонних главный тренер «Спутника» Владимир Голубович. Для фотосессии ему выдали безразмерные валенки и тулуп, в котором он сильно смахивал на Шурика из «Приключения Ы», когда тому пришлось заменять бабулю-сторожа. 
– Солидно вы одеты, – сделали мы комплимент самому, пожалуй, титулованному наставнику «вышки». 
– Как обычно, – не моргнув глазом ответил наставник. – Буду чугунные болванки охранять, как говорил Райкин.

Помощником у Голубовича работает Валерий Голдобин. Родом он с Украины, через год ему будет 70, а за свою карьеру успел поработать в Нижнекамске, Нижнем Новгороде, в Новосибирске и много где еще. Лет пять назад его жена поучаствовала в Киеве в громком ДТП с участием футболиста Андрея Шевченко, а сам Валерий Петрович производит неизгладимое впечатление на хоккеистов «Спутника», годящихся ему во внуки. «Он посоветовал мне не есть витамины, что дает доктор, а лучше моченого овса попробовать», – как-то признался один игрок, явно удивленный такой диете.

У «Южного Урала» тоже интересный наставник. По-своему. Андрей Кирдяшов не так давно играл с «Сарыаркой» в финале ВХЛ, а осенью этого года был призван спасти «Южный Урал», неудачно стартовавший в чемпионате. Роман Чернявский, сделавший в этом сезоне очередную нетленку про «Русскую классику» на КХЛ ТВ, в одной из серий надел микрофон на Андрея Кирдяшова – и его настоящий образ тут же сложился в моей голове. Он – Алеша Карамазов наших дней, и другого такого тренера, пожалуй, я не встречал. В раздевалке извиняется перед запасным вратарем, что не поставил его на игру, а, заглядывая в лицо хоккеистам, говорит мистическим шепотом: «Пас надо делать с уважением». После победы свою проникновенную речь в раздевалке главный тренер начинает так: «То, что мы сделали – это капля в море». Не знаю, был ли у Кирдяшова свой старец Зосима, но если бы однажды он сказал команде «хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю», я бы лично не удивился.

До начала тренировки обе команды идут фотографироваться. Великий художник нашего времени Андрей Голованов бодро руководит хоккеистами, те радуются, как дети, а орские финны затем, уже после занятия, возвращаются к танку с телефонами, чтобы отослать в соцсети русский колорит в его европейском понимании. Сорок пять минут тренировки на свежем воздухе – и многочисленные интервью, причем ни один хоккеист от общения с прессой не отказался. Евгений Федоров и вовсе уже начал что-то говорить в камеру местным телевизионщикам, но тут неожиданно на стадионе включили музыку, и интервью пришлось прервать. 
– Это меня «запикивают», – тут же среагировал форвард «Спутника». – Я хотел сказать, что лед плохой, но мне не позволили.

Плохой лед год назад был на второй «Классике» в Челябинске. Как ни старались тогда организаторы, придумать что-то в неожиданно нагрянувшую оттепель у них не получилось. И в результате уже на разминке перед игрой в одной из зон образовалась внушительная воронка, где запросто можно было потерять ногу. В Тагиле повезло и с погодой, да и ошибки прошлого года были учтены – под площадкой (на всякий случай) было уложено мобильное холодильное оборудование, а подготовке льда было уделено самое пристальное внимание.

Уже во время товарищеского матча можно было увидеть, что ВХЛ для своей главной в сезоне акции сделала отличные варианты игровой формы. И здесь самое время поклониться в пояс дизайнеру Михаилу Антипину из совсем не хоккейной Костромы и в очередной раз удивиться, почему же его талант до сих пор не заинтересовал никого из клубов КХЛ, где работы для Михаила – непочатый край. Он прошерстил огромное количество архивных фотографий, проанализировал все лучшее, что придумали для «Зимней классики» за океаном, поставил на уши компании, занимающиеся выпуском хоккейных свитеров. Короче, просто качественно выполнил свою работу. И первое, что тебе хочется сделать, увидев форму «Русской классики» - это купить пару свитеров, чтобы повесить их дома на видном месте. Ну, и, разумеется, к созданию логотипа Михаил подошел столь же скрупулезно, нарисовав его стильным, современным, идейно правильным и умудрившись еще сделать красивый реверанс в сторону Нижнего Тагила и его главного символа.

В день игры над Нижним Тагилом большим масленичным блином висело солнце. Телевизионщики с ПТС долго ходили вокруг своей машины, задирали головы вверх и ничего не могли понять: 
- Сколько ни снимали в Тагиле, солнца здесь в это время отродясь не видели. И вот поди ж ты!

Для них действительно снимать хоккей в такую погоду – не самый хороший вариант, но они справились, и картинка в эфире получилась на уровне. Несильно после матча огорчались солнцу и вратари.

Unknown-39-640х360.jpg

За пару часов до начала перед стадионом стал собираться народ. На площади можно было купить пирогов и плюшек, на ура шли сувениры «Русской классики», а городской сумасшедший радостно выписывал кренделя под звуки гармони и хоровых упражнений местной самодеятельности. Где-то в толпе можно было встретить сияющего Бориса Михайлова. Накануне он рассказывал журналистам, что мог оказаться в Нижнем Тагиле еще в начале 60-х, но тогда в «Спутник» приехали братья Смирновы, и место Михайлову в итоге нашлось только в саратовском «Кристалле». История как раз для редактора журнала«PROспорт» Станислава Гридасова, пишущего летопись саратовского спорта.

За пять минут до матча Бориса Петровича подвели к телекамерам. Операторы попросили время, чтобы настроить баланс, на что двукратный олимпийский тут же сказал: «Ах, вы еще не готовы? Тогда я пошел». И стал разворачиваться. Девушка, не привыкшая к специфическому юмору Бориса Петровича, едва не выронила микрофон, испугавшись, что сейчас сорвется главное интервью в ее жизни.

На стадион можно было попасть лишь сквозь кордон полицейских, тем удивительнее и приятнее было обнаружить, что уральский народ на трибунах все-таки согревался. Так, как это делали отцы и деды этих мужичков, так, как заложено в русских генах. И когда один из них в середине встречи кубарем покатился с верхнего яруса трибун, ему аплодировали сотни – в конце концов, у нас и танки-то без ста пятидесяти не собирали, а уж хоккей смотреть на улице…

Болельщиков, конечно, оказалось немного жаль – они, простояв два часа на морозе, так и не увидели ни одного гола «Спутника». Владимир Голубович в третьем периоде пошел ва-банк, перешел на игру аж в два звена, объединив в одном из них Федорова и Нуртдинова. Но все оказалось без толку – «Южный Урал» выиграл 4:0, получив в награду сверкающий на солнце самовар, который хоккеисты стали целовать, как Кубки Стэнли или Гагарина.

_Z9P6015-640х360.jpg

Герман Скоропупов после награждения отправился первым делом в раздевалку победителей – там царила атмосфера веселья, а когда первый человек лиги сказал: «Ждем вас в плей-офф!», ответом ему стали радостные междометия. Все хлопали по плечу Максима Ведькалова, устроившего незадолго до сирены драку с Виталием Артамоновым («Чего он на меня со спины налетел?», - долго удивлялся форвард «Южного Урала»), а Михаил Чурляев все никак не мог найти шлемофон, в которых хоккеисты обеих команд выходили на предматчевую церемонию. Обессиленный безуспешными поисками, он закричал на всю раздевалку: «Ну скажите, где их купить? Сколько они стоят?» Те, у кого шлемофоны не пропали, вновь надели их на головы и Чурляева не слышали, а другие не знали, чем ему помочь. Нелегким выдался этот день для двукратного победителя «Русской классики».

«…Для веселия планета наша мало оборудована», - писал Маяковский. Может, оно и так, если часто смотреть по телевизору новости. А вообще-то она, Владимир Владимирович, для веселья в самый раз. И «Русская классика» в суровом, но солнечном Нижнем Тагиле в этом позволила воочию убедиться.

Заканчиваю. Вы наверняка обратили внимание, что в этих заметках местоимение «я» встречалось очень часто. На мой-то взгляд, безумно часто, вообще-то я стараюсь этого избегать. Но поймал себя на мысли, что именно здесь это местоимение оказалось как никогда уместно – это была самая успешная в истории «Русская классика», я видел ее своими глазами, и сделана она была для всех вместе и каждого по отдельности. И лично до моего сердца ее организаторы достучались. 

Фото Андрея Голованова

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба