Ближайший домашний матч
20 апреля, сб 16:00
vs
Металлург Мг
 — 
Локомотив
Боб и Василевский – лучшие вратари планеты. Так решила НХЛ Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет

Вы просили рассказать, как Сергей Федоров потерял все деньги. Он подружился с мошенником

В самом конце истории про главный контракт в карьере Сергея Федорова фигурировал некий мошенник, который присвоил все его деньги. Вы попросили раскрыть этот момент подробнее – мы сделали.

Сергей Федоров был одной из самых богатых и медийных фигур российского спорта. Романы со звездами Голливуда и Анной Курниковой, внимание прессы и почти дружеское общение с крупными фигурами из мира бизнеса – большинство хоккеистов 1990-х о таком могли только мечтать. Тем удивительнее прозвучало неожиданное признание Федорова в интервью «Спорт-Экспрессу»:

«Я действительно потерял все деньги. Доверился не тем людям. У меня был близкий товарищ, двадцать лет дружили. Расписал, как можно увеличить свою капитализацию, обещал большие дивиденды. Я как раз родителям планировал кое-что купить… Да и вообще мыслил так, поверхностно. В итоге ничего не получилось. А человек в тюрьме».

Близкого товарища, о котором упомянул Федоров, звали Джозеф Зада. Они довольно долго дружили, он вел его финансовые дела.

Они познакомились в 1998-м, почти сразу после того как Сергей подписал тот самый большой контрактФедоров встретил респектабельного бизнесмена в элитном автосалоне Детройта, разговорился, после чего они обменялись визитками. Потом продолжили общение, и через некоторое время Федоров обратился к новому приятелю за советом – он искал надежный способ вложить часть своих денег. Сумма была не слишком большой (150 тысяч), но Зада помог подыскать надежный вариант, и когда Сергей вернул свои деньги с небольшой прибылью, то уже точно знал, к кому обращаться.

Федоров продолжил инвестировать, и через пару лет Зада помогал ему вкладывать уже миллионы долларов. Эти инвестиции не были чем-то противозаконным – надежные ценные бумаги, которые давали небольшую прибыль и стабильно возвращали владельцу его деньги. Федоров совершенно спокойно доверял Заде свои финансы, не ожидая подвоха от человека, с которым сотрудничал более 10 лет.

Джозеф умел располагать к себе людей – мог вел беседу практически на любые темы и давал понять собеседнику, что перед ним человек очень высокого статуса. Зада носил дорогие костюмы, никогда не отказывался от хорошего стейка в элитном ресторане и был главным посетителем городских автосалонов, в которые заходили только люди с очень толстым кошельком.

«В нем видели богатого человека. Инвесторы считали его опытным бизнесменом, который оказывает им услугу», – вспоминает Роландо Гарсия, который работал помощником прокурора во Флориде.

На самом деле, у Зады практически не было личного капитала. Да, он действительно помогал своим новым знакомым вложить деньги и получить прибыль, но использовал это с одной целью – завоевать доверие и получить хорошие отзывы о своих навыках финансиста. В ходе следствия было установлено, что большая часть инвесторов приходила к Заде после совета знакомых – так было и с Грегори Роше, врачом из Детройта.

«Федоров сказал мне, что этот парень просто золото, что я могу ни о чем не волноваться», – вспоминает Роше.

Зада действовал по классической схеме Понци, которая появилась еще в 20-х годах прошлого века. Это типичная финансовая пирамида:

• Мошенник мотивирует жертв вкладывать деньги, обещая хорошую прибыль;

• Часть вложенных средств через некоторое время возвращается инвесторам, они считают эти деньги постоянной прибылью и начинают рассказывать своим друзьям и знакомым;

• Выплаты старым членам пирамиды производятся за счет средств новых инвесторов;

• Когда средств для выплат не остается – пирамида лопается.

Эта схема широко известна и не умерла до сих пор – именно так действовали МММ и ее аналоги. А первым ее применил Чарльз Понци, который приехал в США с двумя с половиной долларами в кармане, а через год создал фирму, которая выдавала долговые расписки, по которым обещала на каждую тысячу долларов выплатить полторы за 90 дней. Понци успел приобрести особняк в престижном районе Бостона, прежде чем пирамида лопнула, а его самого отправили за решетку.  

Зада добавил к этой схеме личное обаяние и высокий статус ряда инвесторов. Они доверяли ему миллионы, а он вел на них роскошный образ жизни. После того, как Федоров выиграл очередной Кубок Стэнли, он устроил вечеринку в особняке во Флориде, на которой в том числе присутствовали Роше и Зада.

«Зада любезно оплатил мне и моей семье самолет до Флориды и проживание в роскошном отеле. Теперь я понимаю – он тратил мои деньги», – рассказывает Роше.

Афера, которая стоила Федорову всех денег, была связана с нефтяной промышленностью. И она была гораздо масштабнее, чем нефтеперерабатывающий завод под Воронежем – Зада убедил своих инвесторов в связях с королевской семьей Саудовской Аравии. Как он это сделал? Устроил вечеринку на своей вилле, на которой присутствовал наследный принц.

Разумеется, никакого принца не существовало – Зада щедро заплатил актерам, которые блестяще отыграли роль арабского принца и его свиты, чем и произвели впечатление на потенциальных инвесторов.

Зада предложил жертвам стать совладельцами крупных нефтяных предприятий, которые принесут высокую прибыль. Он гарантировал, что за счет личных связей сможет договориться, что саудиты будут хранить добытую нефть, пока цены остаются низкими, и продавать, когда они будут расти. По такой схеме он гарантировал инвесторам прибыль в размере 40% за ближайшие два месяца.

«Я часто сталкивался с пирамидами, которые действовали по схеме Понци. Но Зада вывел мошенничество на новый уровень – он делал это в международном масштабе», – вспоминает Джеффри Крамер, бывший федеральный прокурор.

Разумеется, Зада потратил эти деньги на себя – оплачивал свои кредитки (4 миллиона), приобретал жилье, машины и драгоценности. А выплаты осуществлял из средств новых инвесторов. Федоров вложил все свои сбережения – около 60 миллионов долларов. Больше он этих денег не увидел.  

Пирамида лопнула после мирового финансового кризиса в 2008 году. Инвесторы были обеспокоены ситуацией на мировых рынках, и решили, что лучшим решением проблемы будет вернуть свои деньги – но их не было.

Зада заверил своих жертв, что деньги на данный момент недоступны, но в скором времени он получит наследство в размере 250 миллионов долларов и покроет все издержки. В течение двух следующих лет Зада направлял инвесторам соглашения, в которых обещал произвести платежи не позднее определенной даты.

Также он высылал банковские чеки, но с одним условием – инвесторы должны были дождаться письменного разрешения Зады на обналичивание средств. В итоге жертвы либо не дождались разрешения, либо им отказывали банки, поскольку на счетах не оказывалось достаточной суммы.

Проблем добавляло и то, что денежные вложения не были инвестициями – Зада убедил своих жертв оформлять эти денежные потоки как обычный займ, а взамен предоставил «векселя», которые гарантировали возврат денег, в случае если с бизнесменом что-то произойдет. Разумеется, эти векселя были фикцией.

Федоров подал в суд на Заду в 2009-м – именно тогда появилась информация, что он продает свой роскошный пентхаус в Майами. Поскольку денежные вложения Федорова не были оформлены как инвестиции, то суд не смог предъявить Заде обвинения в мошенничестве с ценными бумагами, и стороны заключили соглашение, по которому Зада обязался выплатить Федорову все 60 миллионов, «взятых в долг».

Проблемы Федорова этим не ограничились – ранее он выступил поручителем Зады, когда финансист получал несколько кредитов в различных банках, и после того, как Зада перестал платить по счетам, кредиторы пришли к Федорову. Кроме пентхауса в Майми, он продал два дома в Детройте, и только по решению суда сумел сохранить «Мерседес» и «Мазератти». Чтобы найти хоть какие-то деньги на жизнь и оплату счетов, Федорову почти в 40 лет пришлось продолжить карьеру в России.

Зада тем временем продолжал отбиваться от исков, но все же прокололся – следствие смогло найти запись на автоответчике одной из жертв, на которой Зада несколько раз упоминал про инвестиции, плюс один из инвесторов, Сальваторе Мартоне записал на диктофон разговор на вилле бизнесмена.

В 2016-м Заду обвинили в мошенничестве в особо крупных размерах и приговорили к 17,5 года лишения свободы. По итогам расследования число его жертв возросло до 45 человек, которые потеряли более 100 миллионов долларов. Больше всех потерял Сергей Федоров, который заснул суперзвездой НХЛ, а проснулся банкротом.

Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett; realtime.blog.palmbeachpost.comGettyimages.ru/Robert Laberge/Allsport, Brian Bahr/Allsport; realtor.comРИА Новости/Илья Питалев

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба