Победитель European Hockey League

Кому салютовали «Лужники». 

В финал надо было еще попасть. Первыми в субботу эту задачу выполнили динамовцы, вымучив победу над финским «Ильвесом» – 3:1. Тотальный пресс ответственности перегрузил хозяев – от них требовали только победы. До этого динамовцы дважды подряд выходили в финал Евролиги, и дважды его проигрывали. «Бог троицу любит», - мрачно пошутил я, когда атмосфера в пресс-центре стала совсем уж невыносимой.

«Металлург» разделался с немецким «Айсбэреном» уверенно и красиво – в лучших традициях отечественной школы. Матч легким не был – атакующей феерии во втором и третьем периодах предшествовала «глубокая разведка» в первом. Кульминацией стали два подряд матч-штрафа в начале второго периода – вначале «5+20» получил защитник «медведей» Дерек Майер, а следом нападающий «Металлурга» Сергей Осипов (от этого зеркального отражения явно повеяло холодом). Но магнитогорцы свою пятиминутку большинства реализовали сполна (на 27-й минуте страшной силы щелчком шайбу вогнал в ворота защитник Валерий Никулин, а затем гол-шедевр после ювелирного паса Андрея Разина сотворил хитроумный Сергей Гомоляко – шайба зряче нашла конек голкипера и юркнула в сетку), а вот «Айсбэрен» свои шансы не использовал.

Два магнитогорских фаната, затесавшихся в ряды немецкой группы поддержки, чуть не довели своих соседей до истерики бурными проявлениями восторга. Всего в зале было с тысячу-другую болельщиков «Металлурга» – и прилетевших чартерным рейсом из Магнитки (спасибо президенту клуба), и командированных с Урала, и многочисленных представителей столичной магнитогорской диаспоры. Мощный десант был внове, но и игра стоила свеч. Группа, можно сказать, получилась элитная по составу, но болельщики чинов не различают: все в одной команде, на всех и беда одна, и радость. Тренер «Айсбэрена» Лоренц Функ выразил робкую надежду, что динамовские фаны поддержат его команду, но зал от мала до велика поддерживал «Магнитку», чья вдохновенная и раскованная игра радовала даже недоброжелателей (жаль, что через день это исчезнет, как не было). «Я такого хоккея с 70-х годов не видел», – эта фраза, случайно услышанная на трибунах, говорила сама за себя. Нельзя было не почувствовать сумасшедшего настроя команды, провинциальной только по месту проживания: в этот вечер настоящей Европой был не выученный и высушенный «Айсбэрен», а дарящий людям радость «Металлург». Правильно – должен же хоть кто-то играть в романтический хоккей! Хоккеисты немецкого клуба, похоже, ничего подобного раньше и не видели: ювелирная старомодность «Металлурга» поражала красотой движения, чистотой катания, изысканным росчерком передач, не говоря уже о суперголах, достойных подробнейшей раскадровки для учебников.

98-99евро.JPG

После еще одного такого чудо-гола Евгения Корешкова в начале третьего периода берлинские канадцы еще трепыхнулись, ответив шайбой Майка Булларда, но последние два гвоздя исключительно эстетично вбили Евгений Корешков на 48-й минуте (за него и цеплялись, и клюшки бросали под ноги, все тщетно – Женя бросал в падении с пятачка «в домик» Удо Долеру) и блестяще сыгравший Андрей Разин – под занавес, вторым темпом, после казалось бы сорванной атаки – 5:1!

Те, кому не застилала глаза продинамовская истерия, перед финалом в прогнозах были осторожны, кое-кто даже ставил на «Металлург», считая, что игру наша команда демонстрирует более убедительную. Они не ошиблись.

Вечером в «Лужниках» было не протолкнуться, и голоса наших довольно многочисленных болельщиков (честь и хвала всем, кто прилетел в Москву поддержать команду) поначалу просто пропали в этом бушующем море – зал был агрессивен и яростно зол, динамовцев представляли как без пяти минут победителей, публично и безапелляционно желая хозяевам успеха, «Металлурга» при этом и рядом «не стояло». Мэра не ждали «по болезни», но Юрий Лужков в назначенный час возник в VIP-ложе, грянул московский газмановский гимн, и на миг показалось, что нас размажут под фанфары и колокола.

Так и получилось на первых минутах – натиск хозяева устроили сумасшедший, но «Металлург» был к нему готов! Судья из Словакии при всех симпатиях к хозяевам (раза два–три Михалик придумывал нарушения у магнитогорцев), но совсем уж в открытую «убивать» гостей не мог. «Магнитка» потихоньку погасила вал динамовских атак, и это сразу почувствовали трибуны: местные фанаты больше отрывались в коридорах лужниковского, с позволения сказать, дворца. Эпитеты, которыми награждались магнитогорские хоккеисты и болельщики, были в основном непечатные, эту волну неприятия (если не сказать – ненависти), казалось, не остановить ничем.

Но немногие «нейтралы» и магнитогорцы уже чувствовали – «Магнитка» берет бразды правления в свои руки, в действиях проявлялась спокойная уверенность, а достоинства и без того нам было не занимать. Даже после того, как в начале второго периода Вадим Гловацкий нарвался на грязный прием (арбитр нарушения не зафиксировал) и защитника унесли с площадки на носилках, хоккеисты «Металлурга» в драку не ввязались – и в этом «Магнитка» оказалась выше динамовской агрессии. Наказали хозяев «по совокупности» уже в третьем периоде – звено Евгения Корешкова в большинстве разыграло быструю и изысканную комбинацию, завершал которую броском почти с нулевого угла и с неудобной руки Александр Корешков.

И тут зал замолчал – слышно было только магнитогорцев, «волну» больше не гнали. «Металлург» так уверенно вел игру (хозяев даже на навал не хватало), что оставалось только дождаться сирены. Когда за полторы минуты до окончания основного времени главный тренер «Динамо» Зинэтула Билялетдинов снял голкипера Ильдара Мухометова, зал снова затопотал – но и тут штурма не получилось, больше того – магнитогорцы по крайней мере трижды могли поразить пустые ворота.

То, что случилось за восемь секунд до сирены, не имеет аналогов и войдет во все хоккейные анналы. Шайба находилась за воротами «Динамо» (мы с коллегой по пресс-центру «Металлурга» Владиславом Рыбаченко стояли рядом за бортиком, все происходило перед нашими глазами), бросок молодого защитника Андрея Маркова был даже не броском отчаяния – так, просто наудачу в зону «Магнитки», и как она смогла оказаться в воротах Бориса Тортунова, не объяснит никто. Я не видел гола – я видел, как поднимаются трибуны. Казалось, стены лужниковского дворца рухнут от рева, в голове стучало «это невозможно!», а вся магнитогорская скамейка буквально сползала на пол от потрясения. Из пресс-центра по коридорам неслось «мы их сделали!».

98-99евро(2).JPG

Что мог сказать главный тренер «Магнитки» Валерий Белоусов своим подопечным в раздевалке, какие ему надо было найти слова, чтобы подбодрить и успокоить? «У меня самого внутри все переворачивалось», – признается он позже. Но это было «внутри». А на лице у тренера не дрогнул ни один мускул, хотя в таких переделках даже искушенному Белоусову бывать не приходилось. Ребятам надо было передать посыл абсолютно точный и не оставляющий сомнений. Белоусов сказал, что ничего не случилось, счет – 0:0, «поехали играть дальше».

«Нам очень помог этот перерыв, – скажет в самолете Михаил Бородулин. – Никто не запаниковал, мы как-то сразу стряхнули с себя груз и собрались. Поддержали Борю – никто вратарю ни слова упрека не высказал, вышли собранными, с твердой верой в победу». Тренер Виктор Сухов выдаст еще один командный «секрет»: «Мы работали только на победу. Не делили матчи на главные и второстепенные, на Евролигу и чемпионат. Мне думается, что психологически мы были готовы лучше соперника. И, честно говоря, я был уверен, что выиграем – даже после казуса в концовке (а иначе как казусом я шайбу динамовцев не назову). Все-таки опыт есть опыт. Мы очень внимательно просмотрели несколько матчей будущего соперника, знали, на что способна эта сильная команда и были готовы к любым неожиданностям. Перед овертаймом зашли в раздевалку и просто поговорили. Один провинился – другие поддержали».

Не аховая, а рабочая ситуация – так восприняла случившееся команда. В овертайме на площадку вышли не убитые горем, а вполне уверенные в себе и раскованные люди. И залу это настроение снова передалось мгновенно, снова слышно было только магнитогорцев, а «Динамо» сдувалось при гробовом молчании поклонников. Первым похоронить слабые надежды москвичей мог Валерий Карпов, но золотой гол пришелся на долю другого специалиста. Андрей Разин выиграл вбрасывание, шайба легла на клюшку Владимиру Антипину, и через мгновение вонзилась в сетку – зал и охнуть не успел, 2:1, финита! Гол был забит в абсолютном соответствии с логикой игры, а не вопреки ей. «Мы уже несколько таких шайб забросили, – это слова центрфорварда четвертого звена Андрея Разина. – Попов и Гомоляко разбирают нападающих, Вова свободен, а как он умеет бросать, вы знаете».

Была и выплеснувшаяся на лед невероятная радость, и слезы, и никакая охрана уже не была в силах нас удержать. Крайне недовольный случившимся, но дальновидный мэр Москвы ситуацию просек и слова нашел правильные, после чего в нашем коротком диалоге подчеркнул, что матч получился высочайшего уровня, и победил в нем сильнейший. «Не расстраивайтесь, Юрий Михайлович – наша же команда победила, российская!», – это я мог себе позволить. Может, если бы Кубок взяли динамовцы, церемония награждения прошла бы пышнее и торжественнее – но мы не обиделись. Качали главного тренера, фотографировались с Кубком, обнимались. Хоккеисты сделали круг почета под аплодисменты – истинные ценители хоккея признали победу магнитогорцев заслуженной. Директор клуба Геннадий Величкин, который в процессе матча обошелся без травм (а с ним, как известно, в кульминационные моменты может случиться всякое), сказал просто: «Мы выиграли». И улыбнулся.

«Магнитка» «прозвучала» так достойно и весомо, что это пробило даже отвязных фанов бело-голубых. И надо было видеть эту молчаливую толпу, бредущую от дворца спорта к станции метро «Спортивная», а над ней уже расцветал в темном вечернем небе праздничный салют – не для нас его готовили, но получилось так, что Москва салютовала Магнитогорску.

И все понимали, что российский хоккей – теперь уже безо всяких сомнений – обрел лидера, за которого краснеть не придется. В раздевалке, кажется, был «весь Магнитогорск» –первые лица города, политики, бизнесмены. Президент клуба и генеральный директор ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Виктор Рашников редко улыбается – груз проблем у него почти неподъемный, но и он в этот вечер выглядел абсолютно счастливым человеком.

Победа добыта потом, кровью и трудом нескольких поколений (это неправда, что «золотую» команду можно купить – ничто не возникает на пустом месте), и свою причастность к ней чувствовали все мы. Абсолютно все.

Партнёры клуба