Канада: уже определилась как с составом, так и с… финалом C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Россия: густой олимпийский туман

История с назначением Крикунова главным тренером олимпийской сборной туманна. По словам Владимира Васильевича, после бронзового успеха на последнем чемпионате мира первый вице-президент ОКР Владимир Васин сделал ему предложение войти в штаб команды на Играх в Турине, не уточнив, правда, в каком качестве. В дальнейшем эта тема не поднималась. У Олимпийского комитета России и Агентства по физкультуре и спорту руки, видимо, не дошли до решения столь "второстепенного" вопроса. А пора бы поставить в нем точку и приступить, засучив рукава, к подготовке к Играм.

Сам Крикунов олимпийскую тему не поднимает: мол, вроде бы я повезу сборную в Турин. Список кандидатов? Да те же, кто был в Вене, плюс точечное усиление из НХЛ. Однако, по словам самого же Крикунова, произнесенным уже после чемпионата мира, не со всеми из венского состава он готов продолжать работу. Если проанализировать расширенный список кандидатов в сборную на поездку в Чехию, нетрудно определить тех, кому тренер дал отвод.

Что же касается точечного усиления из НХЛ, то в первую очередь речь идет о вратарской бригаде. У нас есть Николай Хабибулин, герой Солт-Лейка, и Евгений Набоков, голкиперы топ-класса. И если хотя бы один из них в Турин приедет, то это снимет головную боль из-за вратарской проблемы. Безусловно, сборной необходимы квалифицированные защитники, и в первую очередь разрушители. Здесь надежда на Дарюса Каспарайтиса, Даниила Маркова и Антона Волченкова. Трудно представить олимпийскую команду без универсала Сергея Гончара, из-за травмы в плей-офф российского чемпионата не сыгравшего в Вене. Вряд ли лишним окажется и оборонец атакующего плана Олег Твердовский, если вспомнит себя прежнего - образца олимпийского турнира в Солт-Лейке. А может быть, выстрелит талантливый Денис Куляш, только что специально перешедший в "Динамо" под крыло Крикунова, и потеснит из туринского состава кого-то из "неприкасаемых". Впрочем, есть ли они, эти "неприкасаемые", у Владимира Васильевича? Наверное, один все-таки имеется - Павел Дацюк. Но он по праву заслужил этот статус. В Екатеринбурге же Крикунов держал его в черном теле.

В Чехии Владимир Васильевич собирается опробовать с прицелом на Турин новую ударную тройку Сушинский - Дацюк - Харитонов. Центрфорвард, по словам Крикунова, собирается в Чехию, даже если к тому моменту уже подпишет контракт с одним из клубов НХЛ. И очень может быть, в таком виде звено сохранится к Олимпиаде. Так что представительство на Играх игроков из суперлиги не ограничится запасным вратарем, как это было в Нагано и Солт-Лейк-Сити.

Интересен также вопрос, будут ли в списках кандидатов звезды-ветераны - Сергей Федоров, Алексей Жамнов и Вячеслав Козлов.

ЭТО МЫ УЖЕ ПРОХОДИЛИ

Если в Турин сборную повезет штаб Крикунова (в это все-таки хочется верить), то впервые в новейшей российской истории мы будем иметь единую национальную команду, а не две ее части - олимпийскую (читай: элитную) и для чемпионатов мира и Евротура (стало быть, с некоторыми оговорками - второго сорта).

Между тем, история вопроса о существовании двух сборных уходит корнями в прекрасное советское далеко. Еще в 1972-м у нас было две команды - олимпийскую возглавляли Всеволод Бобров и Николай Пучков, ей надлежало играть в Саппоро, а первой сборной, которую ждал чемпионат мира в Праге, руководил великий тандем Аркадий Чернышев - Анатолий Тарасов. Но ситуацию переиграли, и на Олимпиаду команду повезли Чернышев с Тарасовым, завоевав там очередное "золото". После Игр они из сборной по собственной воле ушли, уступив штурвал Боброву с Пучковым. И мы снова получили одну неделимую команду.

После ЧМ-92 ситуация повторилась, однако все завершилось отнюдь не хэппи-эндом. После неудачи на мировом первенстве в Чехии и Словакии главным тренером первой сборной был назначен Борис Михайлов, а к Олимпиаде в Лиллехаммере ледовую дружину должны были готовить Виктор Тихонов и Игорь Дмитриев. И даже успех на ЧМ-93 в Мюнхене не заставил руководство Федерации трезво взглянуть на вещи. В итоге на ЗОИ-94, где не было звездных энхаэловцев, наши впервые в истории остались без медалей.

Спустя четыре года на Игры в Нагано приехали - опять-таки впервые - все лучшие хоккейные силы. Сборной России должен был руководить Игорь Дмитриев, однако перед Кубком мира-96 он тяжело заболел и в конце декабря 1997-го скончался, хотя и поработал на ЧМ-97 в Финляндии. По закону место у руля сборной должен был занять его ближайший помощник - Борис Михайлов. Однако ФХР приняла решение создать новый олимпийский тренерский штаб, который возглавил Владимир Юрзинов-старший, успешно трудившийся тогда в финском ТПС. Ассистентами "главного" стали его лучшие ученики - Петр Воробьев и Зинэтула Билялетдинов. С вратарями работал Владислав Третьяк, менеджером по НХЛ стал Алексей Касатонов. При выборе кандидатов не обошлось без трений. В первоначальном списке вдруг не оказалось Вячеслава Фетисова и Игоря Ларионова. На Кубке "Спартака"-97 автор этих строк случайно оказался в компании известной журналистки за одним столом с Фетисовым. И черт попутал спросить у Вячеслава, почему его не пригласили в олимпийскую команду. Тот сразу изменился в лице и с трудом выдавил из себя: "Пусть делают, что хотят".

Не пригласили в Нагано Владимира Малахова и Александра Могильного, а Сергей Зубов отказался, сославшись на какую-то неприятную историю с его женой, случившуюся на Кубке "Спартака"-96. Был и еще один отказник - вратарь Хабибулин. Долгое время с ним не удавалось связаться, более того, в дело готов был вмешаться комиссар НХЛ Гэри Беттмэн, чтобы убедить Николая ехать в Нагано. Стеблин тогда видел причину отказа в давлении, которое якобы оказывал на Хабибулина генеральный менеджер "Финикса" Боб Смит. До последнего момента на Николая продолжали рассчитывать, пока он сам окончательно не решил свою судьбу. Интересно, что в первоначальном списке вратарской бригады фигурировали фамилии Хабибулина, Максима Михайловского и Олега Шевцова. В Нагано же отправились олимпийские чемпионы-92 Михаил Шталенков и Андрей Трефилов, а также голкипер череповецкой "Северстали" Шевцов, ставший в той дрим-тим единственным представителем российского чемпионата.

Но это еще не все. После Матча всех звезд НХЛ вдруг заговорил Игорь Ларионов, враз превратившийся из отказника в желающего сыграть в Нагано. Но поезд уже ушел, и в Японию Игоря не пригласили. "Надо дать дорогу молодым", - вот так просто объяснил свою позицию Юрзинов. Вместо получившего травму Алексея Ковалева на Игры поехал Сергей Федоров, в то время бастовавший и не проведший в сезоне 1997/98 до Олимпиады ни одной игры за свой "Детройт". А Сергей Гончар заменил травмированного Александра Карповцева. Капитаном сборной назначили (но не выбрали - прим. авт.) Павла Буре, и не напрасно! Его девять шайб на турнире такого уровня и пять голов в полуфинале с финнами стали самой яркой страницей турнира в Нагано. Хотя было до слез обидно, что в "золотом" матче наши проиграли чехам. Уже после Ларионов скажет: "Зря отказались от наших с Фетисовым услуг. Уж кто-кто, а мы умеем обыгрывать чехов". Как и в подавляющем большинстве случаев, Профессор оказался прав, что подтвердилось на Играх в Солт-Лейке. Юрзинов же был краток: "После Кубка мира у ребят чувствовалось угнетенное состояние. Рад, что удалось их из него вывести. Жалею лишь об одном - что не пригласил в тренерский штаб Виктора Тихонова".

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба