НХЛ сократила "список Крикунова" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Борис ТОРТУНОВ: "Вратарю проще привыкнуть к новой команде"

– Борис, расскажи о своих первых шагах в хоккее?

– В хоккей пришел в позднем возрасте – в 12 лет. Занимался в Ленинском районе Челябинска в команде "Сигнал" у тренера А. Дубицкова. Постоянно становился победителем кубка Урала в составе ШВСМ.

– Полевому игроку при переходе приходится привыкать к новым партнерам по звену, разучивать новые комбинации – вратарям, наверное, проще – встал в рамку и все?

– Да, так оно и есть. Если голкипер имеет опыт игры в разных командах, как я, то мне знакомы много ребят. С кем-то встречался в первой сборной, с кем-то во второй, с другими раньше играл в одном клубе – легче так влиться в новый коллектив. А для того чтобы получить первую игровую практику, достаточно нескольких тренировок, упражнений, например, "два в один", "один в ноль".

– Что для тебя проще - когда в игре тебя постоянно обстреливают с разных дистанций или при редких угрозах твоим воротам?

– Конечно, любому вратарю намного легче быть в тонусе при постоянной нагрузке. С другой стороны, когда слишком много работы, иногда у голкипера элементарно не остается сил для того, чтобы довести дело до конца. Тяжелее всего при атаках "два в один" и "один в ноль" – ответственность большая, особенно если твоя команда много атакует, а ты вдруг пропускаешь в контратаке. Может сложиться впечатление, что соперник три раза за игру заехал в твою зону и трижды забил.

– Можно ли сказать, лучшим клубом в твоей карьере был магнитогорский "Металлург"?

– Да, в "Магнитке" я завоевал массу наград – золотые и серебряные медали чемпионата России, Евролигу, все это так. Но хочу заметить, что в каждой команде на сезон ставятся совершенно разные задачи. Придя в "Крылья Советов", я узнал, что мы должны занять 14-е место. А мы заняли 8-е и попали в "плей-офф"! Мы сделали невозможное, и вряд ли кому-нибудь еще раз удастся его повторить - выйти в суперлигу и с ходу попасть в первую восьмерку. На мой взгляд, вратаря можно оценивать только после того, как он побывает в команде, борющейся за выживание, вот тогда и можно будет дать ему оценку, разобраться с его профпригодностью и считать его опытным голкипером – это я не про себя, а в принципе. Говоря словами альпиниста, каждая новая команда – это пик, который нужно обязательно покорить.

– Какой клуб из тех, где ты играл, был тебе больше всего по душе?

– Я бы не стал разделять... Все они были добрыми... Я никогда не жалел, что ушел в Нижнекамск после Магнитогорска. За один сезон в "Нефтехимике" заработал себе имя, которое позволило мне вернуться в "Магнитку". В любом клубе мне было приятно играть, но Магнитогорск, в котором я провел восемь лет, все же оставил неизгладимое впечатление. Вот так можно ответить на этот вопрос.

– В 2004 г. вас вместе с нападающим Немировски обменяли из "Химика" в "Ак Барс" на Скудру. Этот обмен состоялся по инициативе воскресенской команды?

– Начнем с того, что в "Химике" я бы не остался однозначно – если бы воскресенцы меня не поменяли и не нашли новую команду, то им пришлось бы выплачивать мне по контракту заранее определенную сумму. "Химик" бы в таком случае просто остался без вратаря, то есть ситуация подталкивала руководство "Химика" проявить инициативу по моему обмену. Хотя могу сказать, что по игре из 11 матчей, которые провел, в семи мы брали очки. Но на мое желание уйти повлияла атмосфера в команде и вокруг нее.

Первоначально меня должны были заменить словаком Лашаком, но тот в итоге приехал в СКА, времени оставалось совсем немного, и у "Химика" было всего два варианта моего трудоустройства – "Ак Барс" и еще одна команда суперлиги. И когда воскресенцы вышли на Казань, им пошли навстречу – как я понимаю, игрой Скудры в "Ак Барсе" были не совсем довольны.

– Что предпочитаешь: хороший, выгодный в материальном плане контракт или клуб, в котором можно что-то выиграть?

– Эти вещи взаимосвязаны. В наши дни деньги платить будут только в том случае, если команда чего-то добьется. Например, выиграет медали. Они для меня очень важны.

– Ты никогда не хотел уехать играть в Европу?

– Мне нравится играть в России. Были предложения из Европы, но я отказался. Звали в Швейцарию. Было приглашение одного из немецких клубов. Я сейчас уже не помню их названия. У меня был агент, который занимался этими вопросами. Сейчас агента нет. Я сам подписываю контракты.

– Кого ты считаешь своим учителем?

– Мне очень нравилось, как играл Женя Белошейкин в ЦСКА. Приятно было работать с Валерой Иванниковым, Максимом Михайловским. Я знал многих. Но говорить, что кто-то мой кумир – глупо. У меня их нет. Еще мне нравится, как стоит Марк Брадо.

– Сравнение с каким вратарем тебе было бы наиболее лестно?

– Лучше бы меня ни с кем не сравнивали. Мне было бы приятно, если бы кого-то другого сравнивали со мной.

– Снятся ли вратарю курьезные голы? Помнится, в финале Евролиги против "Динамо" в Лужниках защитник москвичей Андрей Марков забил тебе аж от своих ворот...

– Тот столичный кошмар долго не давал мне уснуть, и с тех пор при дальних бросках стараюсь выйти из ворот на метр подальше – для надежности... Просто мне повезло тогда в Москве, у нас в "Металлурге" была на редкость дружная команда – после окончания третьего периода в раздевалке никто мне не бросил ни одного слова упрека, а в овертайме мы победили.

– Насколько важно в вашем ремесле иметь в команде тренера по вратарям?

– Я жалею, что таких специалистов в наших командах не было раньше, все-таки вратарская школа закладывается с детства. Сейчас очень важно и обязательно наличие в штате команды подобных тренеров.

– Победа над какой командой доставляет тебе особое удовлетворение?

– В первую очередь это те команды, в которых я играл до перехода в нынешнюю. Так играя за Ярославль, я ни разу не проиграл "Магнитке", за что благодарен ребятам "Локомотива". Мне так сильно хотелось обыграть "Металлург", что до матча я наполовину в шутку, наполовину всерьез говорил одноклубникам – тот, кто забросит победную шайбу, заработает от меня персональную премию в размере 100 долларов.

– Говорят, что для развития реакции вратарям рекомендуется побольше заниматься с мячом, например, теннисным, как это любил делать Третьяк. У тебя остается время на другие виды спорта, помимо хоккея?

– На предсезонке в любой команде суперлиги работе с мячиком уделяется немало времени – жонглирование, удары от стены. Мне повезло, что я работал с такими первоклассными специалистами, как Новиков и Ерфилов, – они требовали, чтобы их подопечные постоянно перебрасывались мячом, даже направляясь на обед. Что касается других видов спорта, то я предпочитаю... рыбалку. Да-да, рыбалку. Это занятие развивает концентрацию внимания, усидчивость, успокаивает нервы, вырабатывает реакцию при поклевке и подсечке. Насколько я знаю, многие вратари уважают эту забаву – значит, полезное дело во всех отношениях.

– Если бы у тебя была возможность вернуться в прошлое, что изменил бы в жизни?

– В хоккейной – ничего. А в гражданской... не завел бы ряд друзей, которые впоследствии оказались не друзьями.

– Чем из сделанного тобой в прошлом ты гордишься?

– У меня прекрасная семья, двое детей. Я доволен своей жизнью. Доволен всем. Со мной рядом остались настоящие друзья. До 2000 года я часто ошибался в жизни, в людях. А теперь во мне произошел взрослый перелом. Стал смотреть на жизнь очень серьезно. На жизнь и на отношения с другими людьми.

– Ты сказал, что время оставило рядом с тобой только самых надежных людей. Можешь назвать их?

– Самый близкий друг – Сергей Ивлев. В хороших отношениях мы с Евгением Галкиным и Евгением Хацеем. Остальные не связаны с хоккеем. Хотя и среди них есть бывшие хоккеисты. Например, Виктор Марусов в Магнитогорске. Я знаю, что в любой момент эти люди меня выручат.

– А враги у тебя есть?

– По-моему, они есть у всех, если честно. С некоторыми людьми я не встречаюсь уже больше года, и, возможно, их мнение обо мне изменилось в лучшую сторону. Я же их врагами не считаю. Они могут думать наоборот.

– Что, по-твоему, характеризует тебя как человека более полно?

– Об этом нужно спросить у моих друзей. О себе судить трудно.

– Как любишь проводить свободное время?

– По-разному. Время от времени ходим в театр или в ночные клубы. Иногда на концерты. У меня случаются дни, когда я, ничего не замечая, просиживаю за компьютером. Жену это, как правило, нервирует.

– Какие спектакли и концерты предпочитаешь?

– Все, кроме оперных.

– Образование?

– Высшее. Я закончил Челябинскую физкультурную академию.

– У тебя есть вредные привычки?

– А вот этот вопрос лучше задать жене Ирине.

– Как прокомментируешь свой переход в "Авангард"?

– Предложение из Омска получил несколько дней назад. Сразу дал согласие - все-таки пригласили в один из сильнейших российских клубов. Контракт подписал 25 августа. Клуб уже снял мне квартиру. В "Авангарде" много знакомых ребят, и они говорят, что организация в клубе на очень высоком уровне.

– Как на твой отъезд отреагировали руководители "Немана", за который ты играл на Кубке "Спартака"?

– Отнеслись с пониманием, за что им огромное спасибо. Кстати, когда понял, что в "Тракторе" не останусь, тренировался самостоятельно и верил, что все-таки получу предложение от клуба суперлиги.

– Как известно, недавно ты подавал в суд на "Трактор", который не выполнил перед тобой своих обязательств. Удалось отвоевать честно заработанные деньги?

– Пока нет - судебный процесс продолжается. Очередное слушание запланировано на 12 сентября.

– Тебя ждет серьезная конкуренция с канадцем Нормом Мараклом. Не боишься ее?

– Нет, хотя понимаю, что основным вратарем, видимо, будет Маракл. Если так получится - обижаться не стану. Для меня само предложение от "Авангарда" - большая честь. Ведь не стоит забывать, что в прошлом сезоне я выступал в высшей лиге.

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба