Подписание Бондры – угроза для Ковальчука? C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Артур ИРБЕ: "Не считаю себя звездой. Скорее, я – рабочая лошадь"

Этот совсем невысокий по вратарским меркам, но хорошо известный во всем мире хоккеист не выделяется из толпы. В разговоре, выслушав вопрос, в ответ часто разводит руками и объясняет, что не считает себя выдающимся, великим или просто звездой. Хотя уверена, многие специалисты и болельщики отнесут это к природной скромности Артура Ирбе.

Латвийский голкипер за свою богатую карьеру знал большое количество взлетов и падений… Он играл в основе рижского "Динамо" и сборной СССР, оказывался не у дел, покорял НХЛ, где однажды в качестве "первой скрипки" "Каролины" противостоял в финале Кубка Стэнли-2002 "Детройту". И в то же время Ирбе не находил общего языка с руководством "Ураганов" и, находясь в зените славы, оказывался сосланным в Лигу Восточного побережья.

Списанный со счетов, он доказывал свою состоятельность в каждом отдельно взятом матче и сумел вернуться в сильнейшую заокеанскую лигу, однако череда травм и локаут снова отбросили латыша на задворки жизни. По крайней мере, так казалось. Ведь весь прошедший сезон, пока звезды НХЛ заключали контракты с европейскими командами и комментировали переговоры Гэри Беттмэна с Бобом Гуденау, Артур Ирбе занимался восстановлением здоровья. Ему даже пришлось лечь под нож хирургов, и, честно говоря, уже слабо верилось, что 38-летний ветеран не объявит о завершении карьеры.

Однако он снова удивил, появившись в составе латвийского клуба "Рига-2000", выступающем в Открытом чемпионате Белоруссии. Удивил, объявив, что намерен "отрабатывать" в новой команде "по полной", не только проводя домашние поединки, но и отправляясь с ней на выезды. И сдержал слово. Удачно дебютировав в домашнем матче против гродненского "Немана" – победа 3:0, на выезде Ирбе со своей новой командой оба матча проиграл: минским "Керамину" (1:4) и "Динамо" (1:5). Однако эти неудачи уж никак не хочется записывать только на счет вратаря. Скорее, его былая слава в данном случае сыграла против него самого: соперники проявляли явно повышенный интерес к воротам, которые защищал экс-голкипер "Каролины" и первый номер сборной Латвии. В чемпионате Белоруссии официальной статистики по подсчету количества бросков не ведется, и потому не берусь утверждать, сколько же "сэйвов" сделал Ирбе за два минских матча. Однако какой бы эта цифра ни была, бросалось в глаза одно: пятерка полевых игроков "Риги-2000" то и дело оказывалась не в состоянии предотвратить опасный выход к воротам Артура кого-нибудь из белорусов, и игра (как одна, так и другая) постепенно смещалась на половину площадки "Риги-2000"…

ПРЕВАЛИРУЕТ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ

– Конечно, белорусское первенство нельзя сравнивать с НХЛ и наиболее успешными европейскими лигами, – считает Ирбе. – Но уровень чемпионата растет, и это очевидно. В нем выступают очень ровные и грамотные команды, у игроков хорошая тактическая подготовка. Да и физическая сторона не хромает – бегают-то здорово!

– Артур, сами надолго в "Риге-2000"?

– Сложно сказать. Пока что уезжать никуда не намерен, а дальше – посмотрим, как сложатся обстоятельства. Ведь Рига – мой дом. Мало того, что из-за локаута не имел на руках достойного контракта, так еще и вопросы личного характера предопределили мой выбор. И я дал согласие выступать за "Ригу-2000".

– Вы надели форму рижского клуба после 14-летнего перерыва. Какие чувства при этом испытали?

– Однозначно не отвечу, ведь сменил уже достаточно много команд и к подобным переменам отношусь спокойно. Что же касается эмоций, то, наверное, основным было чувство ответственности. Вижу, что на меня рассчитывают. Но не могу пока утверждать, что набрал форму на сто процентов: очень долго готовился индивидуально, а с новой командой перед выездом в столицу Белоруссии провел всего 6-7 тренировок.

ВОЛЧЬИ ЗАКОНЫ В НХЛ

– Какой вы видите НХЛ после локаута?

– Об этом мы могли бы говорить очень долго… Думаю, законы в командах станут волчьими. И уже не будет таких династий, как "Детройт", "Колорадо" или "Нью-Джерси". Их время ушло. Ведь как только игроки будут становиться ведущими в своих клубах, их необходимо будет или отпускать, или менять, так как клубы финансово не смогут себе позволить этих парней содержать. Если же этих игроков и удастся сохранить в составе своей прежней команды, то платить им будут гораздо меньше, чем они того заслуживают. И с этим уже не поспоришь – есть лимит, потолок зарплат. Все это приведет к тому, что могут начаться раздоры, недовольства игроков, которые уже не смогут зарабатывать столько, сколько заслуживают. Скорее всего, звезды будут получать хорошие деньги, а все остальные – те, кто занят черной работой – окажутся в тени, и заинтересованность в них команд будет минимальной.

– И что в итоге?

– Будет теряться целеустремленность игроков, их интерес, желание прибавлять в мастерстве ради более высокого статуса, места в НХЛ, нового контракта. А зачем стараться, если ничего не изменится?

– В этом сезоне будут введены некоторые изменения в правилах. И касаются они вратарей, их формы и действий в "рамке"…

– И получится так, что те голкиперы, которые удерживают свои позиции в первую очередь благодаря уму, останутся востребованными в лиге. Другим же, козырем которых являлись большой рост и форма, придется гораздо сложнее. Впрочем, что я рассуждаю?.. Время покажет.

– Но заброшенных шайб станет больше?

– Не думаю. Скорее всего, команды просто быстро перестроятся и уже совсем по-другому будут действовать в защите. Да, сняли красную линию. Но это создаст еще больший бардак в обороне. И голов станет не больше, а меньше. Ведь те команды, которые слабее, будут откатываться назад и встречать соперника уже не на красной линии, а на своей синей. И так из-за небольших площадок в НХЛ не слишком велика вероятность обыгрыша, а тут для каких-то маневров места вообще не останется.

– Хорошая перспектива вырисовывается… Но согласитесь, что сезон обещает быть интересным прежде всего по причине своей непредсказуемости.

– Фаворитов уж точно сложно предсказать. Ведь составы у команд поменялись практически наполовину, и уже сложно понять, что какой клуб собой представляет. Ведь и "Детройт" сегодня не "Детройт", и "Филадельфия" – не "Филадельфия". В то же время у любой команды сейчас есть шанс оказаться на вершине.

– Признайтесь, вы еще надеетесь вернуться в НХЛ?

– Особо не рассчитываю на это. Тем более в нынешнем сезоне, который обещает быть очень знаменательным для латвийской сборной. Ей предстоит участвовать и в Олимпийских играх, и в домашнем чемпионате мира. Такое нечасто случается. И этим шансом – возможностью выступить на этих турнирах – стоит воспользоваться. Ведь подобное случается, быть может, раз в жизни.

ПРИЯТНО ОБЫГРАТЬ РОССИЮ

– Кстати, перед латвийской сборной стоят серьезные задачи в нынешнем сезоне?

– Особо высокими, медальными, для латвийской команды задачи на соревнованиях такого уровня никогда не были. Но мы всегда стараемся пройти как можно дальше, добраться до стадии плей-офф. Пример сборной Белоруссии в Солт-Лейк-Сити подтверждает, что при удачном стечении обстоятельств и серьезной подготовке все возможно.

– Хотели бы на ЧМ-2006 встретиться со сборной России, обидчиком которой вы уже неоднократно являлись?

– Не скрою, с командами бывшего СССР всегда интересно играть. И с украинцами, и с белорусами, и с россиянами. А с русскими – особенно: всегда приятно доказывать, что в чем-то ты сильнее. Россия – великая хоккейная держава, обыгрывать которую приятно вдвойне. И пусть российская команда стала сильнее в последнее время. Но сей факт может сделать встречу сборных Латвии и России, если ей суждено состояться, еще более интересной.

– Помнится, в 2000-м году в Санкт-Петербурге после победы над Россией на ЧМ вы позволили себе довольно резкие рассуждения о российско-латвийских взаимоотношениях, назвав ту победу возвращением давнего долга еще времен СССР. Вас после таких высказываний не обвиняли в фашистских настроениях?

– Любые слова и любую позицию можно истолковать совершенно по-разному. Каждый трактует ситуацию со своей точки зрения. Что же касается истории, второй мировой войны и роли СССР в судьбе Латвии, то мы, нынешнее поколение, не присутствовавшее при тех событиях, можем их трактовать только по каким-либо доступным документам. И зачем на кого-то обижаться за высказывание своей точки зрения? Наверное, со временем история все расставит на свои места. Пока же можно констатировать, что середина прошлого века была ужасным периодом в истории многих стран – и России, и Латвии. Так что давайте на этом остановимся и будем смотреть вперед, а не оглядываться назад.

– Находясь в Риге, уже успели почувствовать предвкушение праздника, которым обещает стать чемпионат мира-2006?

– Можно и так сказать. Но нельзя забывать и о роли болельщиков. Какой праздник без них? Вы наверняка слышали о том, какие проблемы возникли у фан-клубов, которые не смогли забронировать себе места на трибунах? А ведь это – серьезная проблема! Если уж наши болельщики, на протяжении долгих лет поддерживавшие нас в выездных матчах, не смогут попасть на стадионы у себя дома, будет крайне обидно и неприятно.

МНЕ ВЕЗЛО НА ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ

– Ваша карьера – шикарный пример взлетов и падений. Сейчас, оглядываясь назад, о многом жалеете?

– Знаете, мне очень повезло. И я надеюсь, что везение еще будет меня долго сопровождать. Ведь я попал в хоккей очень поздно. Да и в ворота встал, когда мне было 13 лет. Но удалось пробиться. Благоприятно сложились обстоятельства: была хорошая хоккейная школа, в Ригу приехал Виктор Тихонов, который поднял хоккей, заинтересовал в развитии нашего вида спорта правительство. Меня заметили, дали шанс себя проявить. И я им воспользовался. Пробиться в сборную с периферии в то время было крайне сложно.

– Вам, считаете, повезло?

– Да, мне повезло. Каждому человеку в жизни предоставляется шанс, и важно не упустить его, а схватить и пользоваться им, грызть зубами. Ведь второй раз такой возможности может не представиться. Я успел пройти советскую школу хоккея и играл с такими мастерами, как Сергей Макаров и Игорь Ларионов. А ведь это – настоящий подарок в жизни! В НХЛ европейцам всегда было пробиться непросто, а я оказался одним из пионеров. Из Восточной Европы тогда начинали свою карьеру за океаном только двое, насколько помню: Доминик Гашек и я.

– Еще были шведские вратари…

– Да, до нас успели себя зарекомендовать несколько скандинавов, наиболее известным из которых был Пелле Линдберг. Увы, сейчас его нет в живых. Да и карьера этого вратаря в НХЛ оказалась очень скоротечной. Поэтому было тяжело все время что-то доказывать и себе, и окружающим. Мы оказывались в средних по уровню командах, которые никогда не входили в число фаворитов, и становились их частью. Наши команды пробивались в плей-офф и боролись за Кубок Стэнли. Да, пусть не удалось завоевать самый престижный из трофеев, но борьба за Кубок Стэнли – наверное, самое прекрасное приключение, которое мне удалось пережить. Конечно, были и взлеты, и падения. Но такова жизнь. Я не считаю себя звездой. Нет. Скорее, я – рабочая лошадь. Да, я пробивался, и мне удавалось "делать результат", но любые достижения давались только через работу. Конечно, дар Божий нужен, но себя к талантам я никогда не относил. Поэтому продолжаю считать, что мне очень повезло в жизни.

– И сейчас, когда оказались в "Риге-2000"?

– Да, и сейчас. Значит, такова судьба. И надо радоваться тем шансам и возможностям, которые даются в жизни. Бог ведь возлагает на плечи человека только те трудности, которые он в состоянии вынести. Нельзя падать на землю. Надо идти дальше – и все сложится.

– Когда в детской команде тренер определил вас в ворота, также подумали, что это – судьба?

– Мне очень нравится играть в воротах. Я всегда получал от этого удовольствие. Скажу больше: таких людей, которые являются голкиперами по своей сути, крайне мало. А я мечтал оказаться в "рамке"! На практике ведь как часто происходит? В ворота ставят тех, кто не слишком удачлив на площадке и имеет либо плохое катание, либо еще какие-то трудности. Я же, повторюсь, мечтал стать именно вратарем. А ведь неплохо играл в своей юношеской команде в защите, был капитаном, но все время посматривал на ворота и надеялся, что мне когда-нибудь придется сыграть в качестве голкипера. Так и вышло… И я очень благодарен латвийскому тренеру Андрису Силиньшу, ныне покойному, который, можно сказать, заложил в меня основы мастерства и довел до фарм-клуба команды мастеров.

– А Владимир Юрзинов, какую роль в вашей судьбе сыграл он?

– Я очень благодарен тренерам рижского "Динамо", Владимиру Юрзинову и Петру Воробьеву, которые дали мне шанс проявить себя в главной команде. Еще я очень рад, что судьба свела меня с такими вратарями, как Михаил Василенок и Виталий Самойлов, которые помогали мне на протяжении всей хоккейной карьеры. Самойлов и сейчас продолжает мне помогать. Очень много в моей жизни, в моей карьере зависело от добрых человеческих отношений. В том числе и в НХЛ. В хоккее ведь ни один человек не может чего-то достичь в одиночку! И вратарь – в том числе. Даже сейчас мне, казалось бы, опытному голкиперу, нужен человек – тренер, специалист, который бы смотрел на мои действия в воротах, оценивал их, подсказывал…

– Вы определенно не похожи на человека, завершающего активные выступления. Неужели не задумывались о том, чтобы уйти на покой?

– Задумывался в прошлом году, когда лечился от травм. Но сумел снова встать на коньки и очень этому рад. Не буду скрывать, что играю в свое удовольствие. Для меня хоккей – это праздник каждый день, и я не хочу думать о каком-то окончании карьеры. Правильно, наверное, говорят многие ведущие в прошлом игроки НХЛ, перешедшие на тренерскую работу: "Радуйтесь, ребята, возможности играть! Получайте от этого удовольствие, пока можете. Такого больше не будет. Тренировать и играть – совсем не одно и то же, поэтому наслаждайтесь каждым мгновением на льду в качестве игроков". Конечно, если я почувствую, что не могу уже играть на своем уровне, задумаюсь о гвозде для коньков. Но, надеюсь, это время придет не сегодня. И не завтра…

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба