Данис ЗАРИПОВ: "Мой рекорд – дело случая" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Чемпионат без Третьяка?

Насчёт того, как письмо президента Международной федерации хоккея президенту Федерации хоккея России полумесячной давности вообще понимать, есть официальная точка зрения ФХР. Она характеризуется так: "всё идёт по плану, обычные рабочие моменты". Если не развешивать на неё уши, то можно позволить себе в этом серьёзно усомниться.

Вследствие совершенно определённой закрытости официальных лиц федерации для прессы, задающей конкретные вопросы и ожидающей на них вполне конкретные ответы, позволю себе воспользоваться теми комментариями, какие по поводу письма со стороны ФХР есть, и опираться на них. При этом очевидно, что ситуация, "взорванная" письмом Фазеля Третьяку, – лишь частный случай в "практике" нового президента ФХР. Клубы суперлиги тоже письма "на Третьяка" писали, но весь их возмущенный пар так и вышел пусть и громким, но всего лишь свистком.

Практически вся организация чемпионата мира в Москве и Мытищах, как, впрочем, и деятельность нового руководства ФХР вообще, находится в тени. Так очень хочется нынешним руководителям Федерации хоккея России, которые строят свой "пиар" исключительно методами пропаганды и демагогии. Нет, это-то, конечно, понятно. Они стремятся представить себя в лучшем свете. Но со стороны возникают серьёзные вопросы к тому, чем они там занимаются. И есть основания полагать, что ФХР старается сделать уж очень хорошую мину при весьма неважнецкой игре.

В тени беспринципной демагогии, накрывшей российский хоккей, это ещё получается. В свете же более менее конкретной дискуссии на международном уровне – уже не очень. Это в нашем хоккее Третьяк может позволить себе игнорировать всё и вся. В международном его "практика" не проходит.

Размышляя об этом, сопоставляя события и факты, неизбежно приходишь к выводу о том, что цель у нового руководства ФХР, конечно же, средства оправдывает. Вот только цель эта далека от тех целей, которые диктует развитие всего нашего хоккея, его благополучие и благосостояние. Новое руководство ФХР занимается решением своекорыстных, и было бы хорошо, если б только для федерации, вопросов.

А ещё приходишь к переоценке роли и значимости основных действующих лиц в ФХР: её нового президента Владислава Третьяка и генерального директора ФХР Сергея Арутюняна.

Разумеется, ни о каком переносе чемпионата мира из Москвы и Мытищ, из России, речи не идёт и идти не может. Само собой, ЧМ начнётся в установленный ему срок. А его непосредственно хоккейные итоги – и вообще, и сборной России, как бы она ни выступила, а всем нам, конечно, должно хотеться, чтобы сборная России выступила очень хорошо, – затмят собой всё, что было до, и что было в процессе.

Чемпионат мира этот как начнётся, так и закончится. А весь наш хоккей как был до ЧМ, так и будет после.

ИИХФ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ ФХР УЛЬТИМАТУМ. ФЕДЕРАЦИЯ СЧИТАЕТ ЭТО НОРМАЛЬНЫМ РАБОЧИМ МОМЕНТОМ

Непосредственные последствия письма Фазеля уже, заметим, наступили. На заседании оргкомитета ЧМ-07, состоявшемся через несколько дней после его получения, генеральный директор ФХР был фактически отстранён от руководства подготовкой к чемпионату мира. Такое решение принял представитель президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, являющийся председателем оргкомитета. Полтавченко возложил все обязанности Арутюняна на Александра Полинского, исполнительного директора ЧМ.

Это, прямо скажем, с точки здравого смысла, из серии "очевидное – невероятное". Всё дело-то в том, что ФХР, как национальная ассоциация, входящая в ИИХФ, как принимающая сторона ЧМ, имеющая соответствующий контракт и обязательства по нему, обязана "тянуть" на себе весь ворох вопросов по организации, являться координирующим и, безусловно, ответственным центром всего процесса подготовки и проведения чемпионата мира. Это обыкновенная практика всех ЧМ.

Да, разумеется, у чемпионата мира есть свой оргкомитет. Это, выражаясь совсем просто, "крыша" чемпионата, обеспечивающая принимающей стороне, федерации хоккея России то есть, беспроблемное решение множества вопросов, не имеющих отношения к компетенции самой федерации. Представьте себе только: в оргкомитет входят такие люди, как Полтавченко, как мэр Москвы Юрий Лужков, как губернатор Подмосковья Борис Громов, как министр внутренних дел России и так далее. Их ли забота утрясать все организационные вопросы с ИИХФ по организации центра аккредитации для журналистов или VIP-шатров для VIP-персон ИИХФ? Конечно же, нет.

И в этой связи как минимум очень странно выглядит комментарий ФХР, данный по факту письма: оно-де послано немного не по адресу, а у чемпионата есть собственный оргкомитет. Это выглядит не чем иным, как совершенно неприкрытой попыткой свалить с больной головы на здоровую. Это неудачи своей организации Третьяк, получается, перекладывает на Лужкова и Громова.

– На имя президента ФХР Владислава Третьяка дейст-вительно поступило письмо от главы ИИХФ, – комментирует ситуацию для ИТАР-ТАСС руководитель пресс-службы ФХР Владимир Герасимов. – Там содержались вопросы по таможенному оформлению грузов, страховке участников чемпионата, визам, билетам, размещению аккредитационных центров и тому подобному. То есть обсуждались обычные текущие моменты (здесь и далее выделено автором), связанные с организацией важного соревнования. Это всего лишь элемент рабочей переписки, которая ведется у нас постоянно. До 1 февраля ФХР должна была дать разъяснения по этим вопросам, и уже 30 января письмо с соответствующей информацией было отправлено. И никаких проблем в этой связи больше не возникало. Конец цитаты.

Насчёт "рабочей переписки" – с натяжкой, потому что есть серьёзные сомнения в том, что все "рабочие" моменты "переписки, которая ведётся постоянно", ИИХФ неизменно дублирует на Фетисова, Лужкова, Полтавченко и Тягачева. Глава Росспорта и президент ОКР вообще в состав оргкомитета ЧМ не входят. Насчёт "обычные текущие моменты" и вовсе нелепо – в текст самого письма на соседней полосе еженедельника загляните. "ИИХФ не получила подтверждение... ИИХФ так и не получила ни одного отчёта... ИИХФ несколько раз запрашивала и ни разу не получала... ФХР так и не выполнила... Последние переговоры показали, что до настоящего момента не выполняет..." и "...а это является нарушением контрактных обязательств... нарушением контрактных обязательств... до настоящего момента не выполняет..." Такое впечатление, что моменты совершенно не "текут", а переписка ведется исключительно в одну сторону, от ИИХФ в ФХР.

Больше похоже на то, что Фазель возопил едва ли не "катастрофа!", и помимо "мистера Третьяка" накидал копий всем, от кого, как знает Фазель, хоккей и ЧМ в России зависит: Фетисову, Лужкову, Полтавченко, Тягачеву.

Пожалуй, в списке не хватает только адреса...

"МИСТЕРУ ПУТИНУ, МОСКВА, КРЕМЛЬ"

– Никакого пресловутого ультиматума Фазеля не существует, – говорит "Советскому Спорту" Арутюнян, – просто (действительно, всё очень просто) ИИХФ по роду своей деятельности инспектирует чемпионаты мира... Действительно было письмо, в котором ИИХФ задала нам ряд вопросов и просила дать ответ на них к первому февраля. Речь шла о визах для игроков сборных, "растаможке" спортивной экипировки и инвентаря, размещении аккредитационных центров… В том числе ИИХФ хочет иметь всю информацию о продаже билетов, так как имеет от этого доход. Насколько мне известно, ответы на эти вопросы Фазелю были предоставлены. Конец цитаты.

"Мы были вынуждены послать Вам это письмо в связи с сильной озабоченностью подготовкой к ЧМ ИИХФ 2007... Мы столкнулись с чрезвычайно серьёзными проблемами, которые, не будучи разрешены немедленно, поставят под угрозу успех ЧМ. Мы пытались решить эти вопросы по-дружески на нескольких встречах, состоявшихся в Москве, но безуспешно... У нас нет иного выхода, кроме как предпринять такие официальные шаги". Это, разумеется, не ультиматум, а без пяти минут признание в любви.

Но больше всего поражает другая фраза генерального директора ФХР: "Насколько мне известно..." То есть Арутюнян не готов утверждать, что Фазель ответ получил? И уж тем более не в курсе, что там, в этих ответах?! Судите сами, будучи ответственным генеральным директором ФХР в такой ситуации, вы бы что официально заявили, зная, что проблемы улажены или по крайней мере укладываются? Уж, наверное, не "Насколько мне известно..."

Впрочем, особо удивляться тут нечему, поскольку на тот момент, когда Арутюнян это сказал – начало февраля, – он уже был (в середине января) решением Полтавченко от чемпионата мира отстранён. Это, если следовать позиции ФХР по слов Герасимова, "никаких проблем"?

Тут как раз сложилась ситуация не совсем лёгкая для разумения с помощью формальной логики. ФХР по-прежнему, как следует из её статуса и контракта с ИИХФ, занимается всей "текучкой" по ЧМ. ФХР – принимающая сторона. Вот только контроль над выполнением всех вопросов, которые находятся в компетенции ФХР, осуществляет теперь не высшее должностное лицо федерации после нового президента Третьяка, но Полинский, никакой должности в ФХР и никакого вообще отношения к ней просто-напросто не имеющий. Вот как.

С точки зрения формы это означает, что господин Арутюнян отстранён от ЧМ за несоответствие занимаемой должности, за некомпетентность. А с точки зрения сути уж очень на то похоже, что от чемпионата мира...

"ОТОДВИНУЛИ" САМОГО ТРЕТЬЯКА

Всё дело тут в том, что если формально первым лицом ФХР является новый президент, то реально "на делах" сидит не кто иной, как его ставленник – генеральный директор.

Вот уж действительно, всё просто. Президент ФХР, глубокоуважаемый депутат, председатель комитета Госдумы и легендарный в прошлом вратарь выполняет представительские функции, посещая по долгу службы, помимо здания на Охотном ряду, всё, начиная с любых хоккейных турниров и событий и заканчивая телепередачей "Смак" уже без Андрея Макаревича, но с Иваном Ургантом. Третьяк – фигура в высшей степени публичная.

Арутюнян же – в той же степени непубличен, и очень и очень немногие, даже в хоккейном мире, могут узнать его в лицо. Генеральный директор федерации, помощник депутата, председателя комитета Госдумы сидит в хозяйском кресле президентского кабинета в офисе ФХР и авторитарно правит российским хоккеем. Именем Третьяка, разумеется.

Сотрудники аппарата ФХР, по понятным причинам "не для прессы", рассказывают о том, что даже им, по "обычным текущим моментам", надо к генеральному директору едва ли не записываться на приём. А самого своего президента они в коридоре ФХР не вспомнят, когда последний раз и видели. И даже в формально своём кабинете, где прежде заседал Александр Стеблин, Третьяк себя чувствует больше гостем, нежели хозяином. Потому как нынче в кресле Стеблина – Арутюнян.

Впрочем, если брать организацию соревнований, судейство там, сборные команды страны, то этими "мелочами" те, кто при Стеблине и ПХЛ занимался, те же и сейчас занимаются – сотрудники ФХР, хоккейные профессионалы. Арутюняна на хоккее видели считанное число раз. А вот всё, что касается финансов, спонсорских контрактов, взносов за участие в чемпионате (возвращенных, кстати, как раз новым руководством ФХР, ПХЛ в своё время от этой практики ушла), – этим занимается генеральный директор, и только. И занимается, надо признать, очень компетентно, относясь к хоккею как к своему бизнесу, как к своей собственности. Он просто собирает с хоккея деньги для своей федерации хоккея.

Арутюнян – человек не то чтобы для российского хоккея, или хоккея вообще, новый. Он для хоккея вообще никакой. Поначалу, прошлым летом, всему нашему хоккейному люду казалось, что новый генеральный директор ФХР – фигура так себе, совершенно формальная. И всерьёз его по большому счёту совершенно не воспринимали. "А кто этот мальчик? – спрашивали. – Помощник депутата? А-а-а". Очень скоро убедились в том, как сильно ошибались.

Сам Третьяк, впрочем, тоже не оказался для современного российского хоккея фигурой родной. И хоккейные люди очень скоро пришли к выводу о том, что "легендарный вратарь" в контексте такой должности, как президент ФХР, – совсем не профессия. Стоит вспомнить, что и Третьяка поначалу воспринимали тоже "фигурой", а не деятелем. Но новый президент федерации очень цинично, очень жёстко и очень скоро всем доказал обратное, сконцентрировав в своих руках (то есть руках "поверенного" Арутюняна) всю власть в нашем хоккее и просто-напросто заставив всех остальных играть по своим правилам. Это и упразднение ПХЛ. И "спуск пара" перед самим стартом чемпионата России, когда четыре клуба суперлиги устроили было "бучу", а в итоге довольствовались так и не выполненным обещанием Третьяка "немножко поделиться" властью. Попутно выяснилось, что и Попечительский совет ФХР во главе с тоже депутатом и тоже председателем комитета Госдумы Павлом Крашенинниковым Третьяку с Арутюняном совершенно не указ. А клубные боссы-то, протестуя против "конструктивных инициатив" Третьяка вообще и не имея возможности требовать головы самого президента (поди попробуй, когда того сам Путин назначил), желали от Третьяка смещения генерального директора, но...

ДЕПУТАТ СВОЕГО ПОМОЩНИКА НЕ СДАЛ

Их, депутата и помощника, понятно, очень многое связывает. Ещё, видимо, с самого начала депутатской деятельности Третьяка в Саратове, откуда в составе "Единой России" будущий президент ФХР баллотировался и был избран в Госдуму. Юридические услуги в качестве консультанта комитета Госдумы по физкультуре и спорту, возглавляемого Третьяком, оказывает некое "Консалтинговое бюро "МЭКС", владельцем которого является Сергей Арутюнян. И, кстати, когда 7 декабря 2003 года депутат Третьяк вступил в свои полномочия, со следующего дня, 8-го, в аппарате Госдумы работает Анна Арутюнян. С 14 июня 2005 года она – руководитель аппарата комитета ГД по физкультуре и спорту, возглавляемого Третьяком с марта 2005-го.

Так вот, на заседании Оргкомитета ЧМ, где Полтавченко отстранил Арутюняна и передал его функции Полинскому, Третьяк, разумеется, присутствовал – он, как президент ФХР, его член. Рассказывают, Третьяк был немного, так скажем, не в курсе дел вообще и по претензиям, изложенным в письме Фазеля, в частности. И вообще был немного таким поворотом событий растерян. Всё спрашивал своего помощника, генерального директора федерации, как же так получилось.

А получилось, что Фазелю удалось на чемпионате мира сделать то, чего не удалось нашим клубным боссам во внутреннем чемпионате.

– После того как возникли трения между гендиректором ФХР Сергеем Арутюняном и руководством ИИХФ, было принято решение, что он отходит от дел, связанных с подготовкой к чемпионату мира, – сказал Полинский "Спорт-Экспрессу" на следующий день. – Международную федерацию в первую очередь не устраивала билетная программа, которую разработала наша федерация. В связи с этим Георгий Полтавченко принял решение отдать эти вопросы под мой контроль. Конец цитаты.

Билетная программа – это большие деньги, "приём чемпионата" – ещё большие. Но здесь, что называется, и сейчас. А вот отношения с руководством ИИХФ могут – и будут – измеряться ещё большими деньгами, только в перспективе. Это прекрасно понимают все в хоккейном мире за исключением, такое впечатление, нынешнего руководства ФХР. Потому что иначе совершенно непонятно, зачем они допускают многие откровенно нелепые вещи. Это как тот же отказ ФХР в приёме в качестве гостя Кубка Первого канала Ральфа Крюгера, тренера сборной Швейцарии, соотечественника Фазеля. Это как история с отказом прислать машину для Яна-Оке Эдвинссона, генерального директора ИИХФ, который прилетел в Москву с официальным, инспекторским как раз по части подготовки к ЧМ, визитом. А ему было отвечено что-то вроде "свободных нет", езжай, мол, мистер, на такси в такую-то гостиницу, где для тебя номер уже забронирован. И, по словам одного осведомлённого в этой всей "кухне" источника, таких вот накладок "и так далее, и так далее".

Либо господин Арутюнян таких нюансов корпоративных отношений в "большой", по Фазелю, "хоккейной семье" не понимает, либо просто не придаёт им особого значения, ему всё равно, он другие вопросы старается решать. А ведь всё складывается из таких вот мелочей. И мсье Фазель, между прочим, имеет определённое влияние на какое-то количество голосов в выборе столицы следующей Белой Олимпиады, одним из кандидатов на которую является наш национальный проект "Сочи-2014", между прочим. И мсье Фазель позволил себе, видно, не согласиться с господином Арутюняном на предмет того, чья это собственность – чемпионат мира ИИХФ, который в 2007-м проводится, так получилось, в России. А потом, это в России ФХР может всех "застроить", а за границей ФХР – всего лишь одна из национальных ассоциаций, чей авторитет и влияние сейчас, усилиями её руководства, вряд ли растут и укрепляются. Влияние своей федерации, заметим, и на ледовых площадках непосредственно, бывает, сказывается...

Но всё дело в том, что чемпионат мира этот как начнётся, так и закончится. А весь наш хоккей как был до него, так и будет после. С самого своего "воцарения" новый президент ФХР неустанно декларировал в той или иной форме лозунг, который собирательно формулируется примерно так: "Всё для сборной, всё для победы". Приоритетами всего нашего хоккея Владислав Третьяк сразу провозгласил абсолютизм ФХР в российском хоккее и удачное выступление сборной на международной арене, и прежде всего – победу на ЧМ-07.

Так как, в таком случае, относиться к тому, что именно руководство ФХР и "отошло от дел" в связи с его, следует понимать, неспособностью дела эти делать? Делать, разумеется, не так, как оно себе, руководство ФХР, это представляет и как делает дома – тут-то ему всё, похоже, можно. Но так, как это делается во всём мировом хоккее, где приходится считаться не только со своими личными интересами.

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба