Открыта продажа билетов на матч с "Крыльями" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Алексей КАСАТОНОВ: "Даже не знаю, есть ли в России частные катки..."

Из всей великолепной пятерки Фетисов – Касатонов, Макаров – Ларионов – Крутов, пожалуй, реже всех мы видим в России Алексея Касатонова. Только он и Игорь Ларионов на данный момент основную часть времени живут за океаном, но "Профессор", например, в эти дни опять находится в Москве – Игорь присутствует на детском турнире по хоккею, учредителем которого он является. Алексей же работает, в том числе с детьми, за океаном – на Стэйтен-Айленде (штат Нью-Йорк) вот уже несколько лет успешно функционирует международная хоккейная академия имени Касатонова.

– Нынешнее поколение игроков часто обвиняют в отсутствии патриотизма. Вы видите такую проблему?

– Дело в том, что спорт лично я считаю маленькой моделью того, что происходит в обществе. Все процессы, происходившие и происходящие в стране, отражаются на нем. Когда я играл, мы действительно бились за страну, и патриотизм не был для нас пустым звуком. Однако и нынешних ребят, таких, как Овечкин или Малкин, нельзя упрекнуть в отсутствии патриотизма. Или тот же Ковальчук. Ведь они всегда говорят, что с удовольствием приедут в сборную. И приезжают. Видно, что им не все равно, что на свитере написано. Просто был какой-то период, когда менялась страна, вот там-то действительно был провал. Просто тогда игроки на какое-то время потеряли ориентиры. Та же Канада, она как была Канадой сто лет назад, так ею еще долго будет.

– За последние несколько лет много великих игроков из Северной Америки вернулось в Россию. С чем это связывать: с подъемом хоккея в стране либо с менталитетом, который у нас все же другой?

– Дело не в менталитете, а в тех предложениях, которые поступают из России. Взять, например, Славу Фетисова. Ему поступило предложение, от которого он просто не смог отказаться. И посмотрите – он действительно на своем месте и занимается интересным делом. То же самое – Борщевский. Ему предложили работать в одном из ведущих клубов России с богатой историей и отличной инфраструктурой. У него, насколько мне известно, неплохо получалось. Просто, видимо, не хватило времени на то, чтобы реализовать задуманное.

– А вы вернулись бы, если б предложили?

– Знаете, это зависит от того, что предложат. Наверное, было бы интересно попробовать свои силы в чем-то новом. Тем более что сын у меня уже вырос, и мы с женой теперь свободны в передвижениях, не привязаны к месту. Но пока таких предложений не поступало.

– На ваш взгляд, не выглядит ли странно: у нас такие большие деньги вкладываются в хоккей, при этом игроки все равно уезжают, да и не побеждали мы давненько...

– Денег действительно вкладывается очень много, но у нас страна пока развивается, и – что уж там – все может измениться прямо завтра. Причем неизвестно, в какую сторону. Да, деньги вкладываются, но пока в России хоккей не стал бизнесом. И деньги эти нестабильные. А тут – в НХЛ – бюджет стабилен. Игрок знает, что в любом случае контракт перед ним будет выполнен, что бы ни произошло. И пока ситуация будет оставаться такой, Малкин, конечно, предпочтет НХЛ. У нас я даже не знаю, есть ли частные катки....

– Мне кажется, пока нет...

– Вот именно. Я тоже не слышал, чтобы кто-то открыл каток и боролся за его окупаемость.

– В России считается, что тренер должен быть психологом. В Северной Америке подход тот же? Тренер должен своим воспитанникам нос вытирать?

– Тренер должен быть педагогом, мне кажется. Что касается отношения к делу, то тут родители играют основную роль. Они столько вкладывают в ребенка, это стоит таких больших денег, что они сами следят за его дисциплиной и отношением к делу.

– Так чем же отличаются системы подготовки игрока в России и Северной Америке?

– Мне сложно говорить о системе подготовки в России. В Северной Америке это происходит так: в каждом городе, каждой деревне существует своя команда. Дети выступают за эту команду, играют между собой. А летом, например, или в каникулы родители платят деньги – и ребенок занимается в лагере. Эти "кэмпы" существуют практически для любого возраста. И туда можно прибыть при любом уровне готовности. Там дети занимаются, и именно по итогам этого "кэмпа" собираются сборные разных возрастов. С ними работают профессиональные тренеры. Здесь очень важна подготовка специалистов. Они все обучаются на специальных курсах. Все работают по специальной литературе. Ее очень много, и она содержит все нюансы: как подготовить игрока к матчу, как провести восстановление, какие нагрузки и когда давать. Отражены все нюансы. Проверять литературу смысла нет, потому что составлялась она с учетом опыта многих тренеров. Важно также, что тут очень много льда. Катки есть везде.

– Но в России сейчас тоже построили много катков…

– Да не то что в России, во всей Европе, по-моему, нет столько льда, сколько есть в Северной Америке! В одном Торонто, кажется, более 600 катков! И они всегда заняты. За подготовку детей платят родители. И это удовольствие не дешевое. Платят буквально за все – за "кэмпы", форму; очень часто нанимается персональный тренер. Здесь хоккей – это чистое воплощение американской мечты. К этому подходят серьезно, и это хороший трамплин в любом случае. Если ребенок талантлив, у него хорошие шансы попасть в команду колледжа. Во-первых, он будет учиться бесплатно, во-вторых, студенческая лига тут очень сильная и тоже дает хороший трамплин.

– Сколько примерно стоит воспитать из ребенка хоккеиста?

– По-разному. Приведу такой пример. Если родители выбирают "кэмп" хорошего уровня, то есть – в хорошей лиге, то "сезон" – где-то с сентября по март – обойдется в 4500 долларов. Средний вариант – около 2500. Ну и есть совсем дворовый уровень. Там за ребенка заплатят всего около тысячи-полутора. Но ведь еще надо форму покупать и так далее. Так что в неделю это выливается в круглую сумму. Учитывая, что тут средний класс, на котором все и держится, это может позволить, а у нас пока нет – мне кажется, в этом и кроется секрет. Кроме того, тут родители очень серьезно относятся к занятиям ребенка хоккеем. Ведь мало того, что они платят большие деньги, им сразу надо быть готовыми, что придется все выходные проводить, отвозя юного хоккеиста на матч или на тренировку, например.

– Но каждодневных тренировок при этом нет?

– Нет, пять раз в неделю тут никто не занимается. Еще одна разница между Северной Америкой и Россией – в том, что у нас все это собрано под клубами. Совсем маленькие ребята тренируются каждый день, и подход сугубо профессиональный. Тут же они тренируются пару раз в неделю, а в выходные, как правило, игры. Помогает, что регионы, где развивается хоккей, часто находятся на границе с Канадой. Поэтому все возраста частенько проводят американо-канадские матчи.

– Кстати, недавно США ввели ограничения на проезд через границу с Канадой. Думаете, это не создаст никаких проблем при организации подобных встреч?

– Да нет, те, кто имеет гражданство и паспорт, легко преодолели этот переход. У них проблем не возникло. Трудности скорее грозят таким, как мы, у кого "грин кард", например. Впрочем, эти вопросы решаются. Не думаю, что это сильно повлияет на развитие хоккея.

– Когда шел молодежный чемпионат мира и Россия в финале уступила канадцам, один мой знакомый сказал: "Если б русской молодежи привить систему, по которой играют канадцы, то им бы равных не было в мире". Согласны с подобным мнением?

– В том-то и дело, что как раз систему так просто команде не привьешь. Ведь это самое главное, и это прививается с самого раннего детства. У нас всегда было много классных игроков, и на них все держалось. Система сводится к тому, что есть Малкин или Овечкин. Ему дается карт-бланш и на него делается ставка. А все остальные вроде как на этих звезд играют. А у канадцев таких ярких звезд не было, поэтому ставка делается на командную игру и дисциплину. Поэтому с самого раннего возраста они начинают играть по определенной схеме.

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба