Александр ЧЕРНИКОВ: "В "Ладу" хотел попасть с детства" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Владимир ШВЕЦОВ: "Успех спортсмена – это пять процентов таланта и девяносто пять процентов труда"

В хоккей Владимир Швецов пришел по современным меркам очень поздно – в двенадцать лет. Но уже в семнадцать его пригласили в сильные тогда "Крылья Советов". В 1976 году Швецов в составе молодежной сборной Советского Союза выступал на первом официальном чемпионате мира среди молодежных команд. Его партнерами были Фетисов, Макаров, Стариков... В 1980 году Владимир Швецов стал игроком тольяттинского "Торпедо", в составе которого за без малого триста матчей забросил 176 шайб. После недолгого периода работы в качестве одного из тренеров "Торпедо" Владимир Швецов понял, что хочет учить хоккейному уму-разуму детей. Сейчас Владимир Леонтьевич – наставник "Лады-96".

– Когда-то вы сказали, что работать с взрослыми хоккеистами – занятие для вас не очень интересное. Получается, это просто две разные профессии – детский наставник, и тренер команды мастеров?

– Да, эти профессии очень отличаются друг от друга. Задача детского тренера – обучить катанию, владению клюшкой, исполнению технических приемов. А специалист, который тренирует взрослую команду, занимается в основном технико-тактической работой. Схожие вопросы решаются и с детьми, когда они подрастают и, собственно, детьми быть перестают. Тем не менее, повторюсь, главная задача детского тренера – обучение подопечных ряду азов хоккея. Так, чтобы этим не приходилось уже заниматься тренерам фарм-клуба или команды мастеров.

– Когда-то вы сами играли на весьма высоком уровне, затем были одним из тренеров нашего клуба – тогда еще "Торпедо". После этого начинать работать с детьми не было... скучно?

– Да что вы... Наоборот, мне с детьми интереснее работать, чем было с взрослыми хоккеистами когда-то! Два года – период начального обучения, время, когда начинаются игры, моменты обновления команды – все это для меня, как тренера, представляет большой интерес. Это очень непростая и, безусловно, творческая работа. Каждый мальчишка – индивидуальность, с каждым нужно находить общий язык. Это ведь не команда мастеров, в которой есть определенные рычаги управления. А как управлять мальчишками? К их сознанию пробиваться нужно, объяснять, доносить, что от них требуется. Ну, разве можно назвать такую работу скучной, неинтересной?

– Не всем вашим нынешним воспитанникам и по двенадцать лет пока исполнилось. Тем не менее, каждый уже – индивидуальность?

– Да практически каждый из них уже лет в семь – личность. И с этим нельзя не считаться. И подход действительно нужно иметь к каждому свой. Понимать настроение мальчишки, знать, с кем и когда жестко лучше не разговаривать, а на кого иногда, напротив, следует прикрикнуть, может быть. Абсолютно все дети разные. А значит, уважающий себя тренер не может быть отчасти и психологом.

– А реально это – достучаться до каждого? Ведь и в семьях, в которых больше одного ребенка, это не всегда родителям удается, а у вас воспитанников сейчас почти четыре десятка...

– Непросто, но вполне реально – если есть желание этого добиться. Я своих ребят вижу ежедневно, тренировки и по два раза в день проходят у нас, причем практически без выходных. Некоторые родители в силу занятости меньше со своими детьми дома общаются, чем я с мальчишками во время занятий... Когда уезжаем играть в какой-нибудь другой город в пятницу, а возвращаемся в понедельник – вообще же круглосуточно в это время не расстаемся.

– Приходилось слышать, что уж один-то рычаг управления подопечными у вас точно есть – их школьная успеваемость. Но какова зависимость хоккейных успехов ребят от оценок в их дневниках? Тренерское это вообще дело – интересоваться неспортивной успеваемостью воспитанников?

– Зависимость прямая. Вот начал мальчишка плохо учиться в школе, скатился – не будет ходить на тренировки, скажем, неделю, пока не исправит оценки. И многие стараются подтянуться в учебе как раз потому, что хотят, чтобы я им как можно быстрее снова разрешил тренироваться. К тому же мальчишки понимают, что чем больше они занятий у нас пропустят, тем труднее потом будет наверстывать упущенное, возвращаться в состав. А кому хочется из-за двоек пропустить поездку, соревнование? Да и вообще, мальчишки должны понимать, что у них будет жизнь и помимо хоккея, где образование как раз очень даже пригодится... Так что, школьная успеваемость ребят – очень даже мое, тренерское дело.

– Как считаете, воспитанники ваши в своем отношении к хоккею уже определились, или пока об этом говорить рано?

– Определились, конечно, но не все. Но все хоккеем занимаются с удовольствием, уже не могут без него, втянулись. Одна из задач каждого детского тренера – помочь не утратить этот интерес к хоккею.

– С двенадцатилетними мальчишками уже можно, нужно разговаривать о том, что не то чтобы не все, а просто единицы из них попадут в команду мастеров, найдут себя в большом хоккее?

– Обязательно нужно. Ребята имеют право, да просто должны знать о том, что пробиться наверх удается не многим: из-за травм, по росто-весовым показателям, из-за недостаточного уровня спортивного мастерства, еще почему-то... Психологически прощаться с мыслями о хоккее в юношеском возрасте для большинства ребят в любом случае очень непросто. Но быть готовым к этому необходимо.

– Ваши мальчишки – народ амбициозный?

– А как же? Особенно честолюбивы лидеры команды, те, кто способен сделать результат. Собственно, во многом из-за честолюбия, амбиций лидерами коллектива и становятся. Без этих качеств в хоккее вообще нечего делать.

– В любом коллективе есть свои лидеры. И относятся к ним в командах, особенно детских, по-разному: кто-то тянется за более сильными, кто-то просто завидует...

– Можно сколько угодно завидовать, вставать в позу – но толку-то? Хоккей – дело добровольное, никто из-под палки не занимается. И какое-то отставание свое в нем можно ликвидировать только за счет серьезной работы. Зависть – чувство непродуктивное. Мне все это, к счастью, удается ребятам объяснять. И я очень рад тому, что многие мальчишки мои могут достаточно спокойно отдавать себе отчет в том, что они на данный момент слабее как спортсмены некоторых товарищей по команде.

На льду, во время тренировок и игр хорошо ведь видно – кто чего стоит. А если у каких-то ребят примерно совпадают физические кондиции, уровень спортивного мастерства, решающее значение приобретает характер, умение действовать через "не могу", отрабатывать "от" и "до". Без этого тоже в спорте делать нечего, донести это до сознания подопечных – еще одна из обязательных тренерских задач. Зачастую именно за счет крепкого характера в хоккее добиваются большего, чем благодаря каким-то природным способностям.

– Особо халтурить, наверное, и сами мальчишки не дадут товарищу?

– Конечно. Они ведь тоже хорошо видят, кто и как из партнеров по команде выкладывается на тренировке, в игре. К ошибкам в коллективе относятся с пониманием, но на недобросовестную, спустя рукава работу реагируют резко отрицательно.

– Немало споров вызывает у специалистов то, что детские тренеры порой делят свои возрастные группы на составы – первый, второй, следующий... Кто-то не видит в этом ничего "криминального", кто-то резко критикует такой подход. Вот ваших двенадцатилетних хоккеистов не рано ли так распределять? Ведь может пройти месяц-другой, и условный четвертый состав может стать первым – и наоборот.

– Не вижу в таком подходе ничего страшного. Ротация состава – нормальное явление. И я, если увижу, что игрок, скажем, четвертого звена прибавил в мастерстве, тут же поставлю его хоть в первое, если будет заслуживать. Соответственно, если кто-то из лидеров сбавляет обороты, перестает усердно работать над собой – окажется в том звене, которому будет соответствовать своим мастерством. Считаю, что это совершенно нормальная, здоровая конкуренция, когда ни для кого в том или ином составе место не забронировано. Тем более, я же не просто перемещаю ребят вверх или вниз по составам, а еще и объясняю всегда логику своих решений. Так что все мои воспитанники – в равных условиях.

– Отношения с родителями подопечных для вас, как и для многих ваших коллег, больная тема?

– С родителями воспитанников необходимо держать определенную дистанцию... Многие из них, увы, переоценивают возможности своих детей, считая их чуть ли не звездами уже. Меня это искренне удивляет, но некоторым из этих взрослых людей неважно, как играет команда, в которой выступает их ребенок – лишь бы дитя выходило на лед, играло, да еще и в правильном, с точки зрения родителей, сочетании... Будто не понимают, что хоккей – не спортивное единоборство, а командная игра. И без умения работать на коллектив даже очень яркий спортсмен ничего добиться не сможет. Думаю, уже одно только неадекватное отношение родителей к способностям своих детей перекрывает для некоторых юных хоккеистов дорогу в большой спорт, есть такие примеры. Вот вам и лучшие побуждения... Родители в тренировочный процесс вообще никак, по хорошему-то, вмешиваться не должны. Когда мальчишка из-за восторженного отношения к его способностям со стороны папы-мамы начинает чувствовать себя звездой, перестает трудиться – это тупиковый вариант. Не зря же говорят, что успех спортсмена – это пять процентов таланта и девяносто пять процентов труда.

На одном таланте далеко не уедешь, даже если он не подвергается сомнению. На молодежном чемпионате мира я играл с Вячеславом Фетисовым, Сергеем Макаровым, Сергеем Стариковым. Они были, как все знают, очень талантливыми хоккеистами. Но так при этом пахали, не жалея себя... Да даже Сергей Макаров играл тогда поначалу в третьем составе. Его взяли-то на чемпионат мира запасным. И, кстати, в челябинской спортшколе у Сергея в юности были серьезные трудности – его дважды отчисляли. Но во многом именно за счет понимания необходимости постоянно работать над собой, умения это делать Макаров вырос в игрока мирового масштаба. Показательный пример...

– В будущее, понятно, не заглянешь, но есть ли, по вашим ощущениям, в "Ладе-96" мальчишки с действительно хорошим потенциалом, способные в будущем заиграть в команде мастеров?

– Думаю, да. Очень интересные ребята есть. Если минуют их травмы, если не изменят они отношения к хоккею – все у них получится. И я чем смогу – буду помогать им в этом, не считаясь ни с силами, ни со временем. Ведь это – моя работа, которую я люблю.

Источник: Официальный сайт "Лада" Тольятти

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба