"Лужники" перехвалили Ерему. Бывший кумир бело-голубых не устоял перед новыми динамовскими снайперами Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет.

Президент ФХР Владислав Третьяк: Тарасов заставлял меня в 17 лет тренировать мальчишек

Глава Федерации хоккея России, лучший голкипер XX века Владислав Третьяк рассуждает о перспективах вратарей в МХЛ, вспоминает, как он пробился в состав ЦСКА в 17 лет, и дает советы юным стражам ворот.

«ВЛАДИК, ТЫ ДОЛЖЕН ПОСТАРЕТЬ»

– Мы сделали большое дело, запустив Молодежную лигу, – начинает разговор Владислав Третьяк. – Об МХЛ пишут в газетах, матчи показывает телевидение, у юниоров свои трофеи. Словом, как у взрослых. Кроме денег, конечно. Но они обязательно еще придут к тем, кто этого достоин…

– Если полевые игроки из МХЛ потихоньку пробиваются в КХЛ, то вратарям это сделать крайне сложно. Почему?

– Да вы посмотрите, какое засилье иностранных вратарей в клубах КХЛ, – возмущается президент ФХР. – Сейчас из 20 российских команд лиги только в двух постоянно играют наши голкиперы – в «Магнитке» и Уфе. Плюс есть еще Кошечкин в Череповце и Барулин в «Атланте». А ведь несколько лет назад ФХР непопулярными на первый взгляд мерами добилась того, что в чемпионате страны заявили о себе несколько молодых вратарей – Варламов, Проскуряков, Бобровский, Алистратов, Бирюков… А что сейчас? За океан в поисках счастья уехали Бобровский из Новокузнецка и Бобков из Магнитогорска. Первый из них уже сыграл в выставочном матче за «Филадельфию», хочу пожелать ему быстрее пробиться в состав «летчиков». Бобкову же предстоит вариться в котле юниорских канадских лиг с туманной перспективой.

– В советское время молодым вратарям разве легче было пробиваться в команды мастеров?

– Очень многое зависело от тренера. Я ведь три года играл за молодежную команду ЦСКА, а параллельно – за первую мужскую на первенство Москвы. Тарасов внимательно следил за моими успехами, начал подпускать к тренировкам взрослых, где были собраны лучшие нападающие страны. «Тебе сколько лет? – спрашивал Анатолий Владимирович. – 17? Ты должен постареть лет на восемь». Этим Тарасов давал понять, что вратарь созревает годам к 25. А еще он заставлял меня тренировать мальчишек. Поначалу я не мог взять в толк – для чего. А потом осознал: когда показываешь упражнение, лучше понимаешь, зачем оно нужно. По сути, ты становишься сам себе тренером.

– Вы дебютировали в ЦСКА в 17 лет…

– Тарасов сильно рисковал, доверяя ворота мальчишке. Когда я пришел в ЦСКА, там было четыре крепких вратаря – Толстиков, Рагулин, Пашков и Полупанов. Пашков ушел в «Динамо», Рагулина замучили травмы, и у меня появился шанс. Грех было им не воспользоваться. Сначала меня проверили на предсезонном турнире на призы «Советского спорта», а потом выпустили на первый матч чемпионата Союза против «Спартака». Мы победили 8:2, так что своим шансом я воспользовался на все сто. Потенциал показал.

ПИДЖАК С КЛЕНОВЫМИ ЛИСТЬЯМИ

– А как начался ваш роман со сборной?

– Тарасов не жил только сегодняшним днем, постоянно думал о будущем. У него было чутье на игроков. Ему пихали: куда ты везешь 17-летнего пацана? Но он поступал по-своему...

В 1970 году взял меня на чемпионат мира в Стокгольм, хотя спартаковец Зингер был тогда не слабее, а даже сильнее. И уж куда более опытнее. В сборной я учился у Коноваленко, набирался ума-разума. После игры Тарасов всегда спрашивал: «Как ты сыграл?» Я отвечал: «Да вроде нормально». И тут он загорался: «Как нормально, если у тебя правая нога, как чужая?! Завтра же иди и сделай тысячу упражнений». И я шел, когда у всех выходной, к мальчишкам и делал это треклятое упражнение.

– Не роптали?

– Я как-то спросил Тарасова, почему он ко мне придирается. «Потому что, молодой человек, вы еще живой», – услышал в ответ. Так он давал понять, что из меня выйдет толк. Думаю, мне удалось доказать тренеру, что я живой.

Четыре раза я ездил на чемпионаты Европы среди юниоров. Впервые – в 15 лет. Помню, в 69-м после Приза «Известий» отправился с первой сборной в Канаду на серию матчей. Купил там себе модный пиджак, на золотистых пуговицах – кленовые листья. Возвращаемся в Москву 30 декабря, думаю, встречу Новый год дома. Как вдруг вызывают в юниорскую сборную на чемпионат Европы. Оказывается, у основного вратаря Криволапова умерла мама, и он срочно вылетел домой. Когда я вошел в столовую в этом самом канадском пиджаке, соперники – шведы и чехи – едва не подавились. Потом они пришли на нашу тренировку, а я после турне по Канаде был на таком кураже, что с легкостью отражал все броски. Так что мы победили еще до выхода на лед…

КАК ВРАТАРЬ СПАС БРАТА ПО ОРУЖИЮ

– В октябре российская молодежная сборная отправится в турне по Канаде, где сыграет со своими сверстниками из юниорских лиг. Отпустят ли наши клубы своих игроков?

– Что касается МХЛ, то в этом я уверен. А вот из КХЛ будет проблематично призвать в сборную Тарасенко (капитана молодежной сборной. – Прим. ред.), Орлова и Кицына (лидеров новокузнецкого «Металлурга». – Прим. ред.). Конечно, в Канаду надо ехать в сильнейшем составе, иначе теряет смысл цель турне – подготовка к чемпионату мира. Вы же помните, как нас в последние годы громили.

– В этом сезоне в КХЛ появились знаменитые вратари, в воспитании которых вы приняли самое непосредственное участие. Речь идет о Евгении Набокове и Доминике Гашеке. Почему у них дела пока идут неблестяще?

– Женя Набоков еще только привыкает к европейскому хоккею, ведь он почти полтора десятка лет провел в Америке – в «Сан-Хосе». Уверен, что скоро мы увидим прежнего Набокова. А вот Гашеку в его-то 45 трудно из матча в матч показывать стабильно сильную игру. Он блестяще выглядел во встрече с ЦСКА, а потом стал допускать ошибки. И не надо вспоминать, что было в прошлом сезоне в «Пардубице», который он привел к трону. Уровень КХЛ все-таки выше, чем чешской Экстралиги.

К слову, с Гашеком у меня во время совместной работы в «Чикаго» вышла забавная история. У Доминатора игра явно не клеилась, его подолгу мариновали в фарм-клубе. Поехал я его смотреть в Индианаполис, так Гашек за два матча пропустил дюжину шайб. «Хочу уехать в Германию, «Кельн» предлагает хороший контракт, – чуть не плача, обратился ко мне Доминик. – Скажи боссам «Чикаго», что я плохой вратарь».

– Сказали?

– Да что вы! Сказать такое – значит, расписаться в собственной профнепригодности. Тренер «Чикаго» Майк Кинэн никуда Гашека отпустил, а потом его обменяли в «Буффало», где Доминик стал звездой. А если бы чех уехал тогда в Германию, увидели бы мы его сейчас в «Спартаке»?..

5 СОВЕТОВ ТРЕТЬЯКА, КАК СТАТЬ КЛАССНЫМ ВРАТАРЕМ?

1. Играть, играть и еще раз играть – со взрослыми и молодежью, даже с мальчишками. Этому учил великий Тарасов.

2. Стань себе тренером. Подмечай собственные недостатки и работай над их искоренением.

3. Побыстрее забывай поражения. Не кичись победами. Головокружение от успеха никому еще не помогало.

4. Цепляйся за свой шанс – он обязательно представится.

5. Не завидуй другим вратарям. Находи в их игре плюсы и бери на вооружение.

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба