Представление четвертьфиналов западной конференции Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет.

Численный состав

Покопавшись в статистических таблицах Континентальной хоккейной лиги, «Спорт день за днем» обнаружил незаурядные показатели, способные многое рассказать о некоторых командах и игроках.

Путешественники

Численный составТри хоккеиста (все – нападающие) успели в ходе регулярного чемпионата сыграть за три команды. Формально отметился в заявках трех клубов и форвард Алексей Медведев, но из «Салавата Юлаева» в «Динамо» его обменяли, ни разу не выпустив на лед, а за «Сибирь» он сыграть еще не успел.

Михаил Жуков, «Северсталь» – СКА –  «Северсталь» – «Спартак»

Возглавляет рейтинг главных путешественников сезона центрфорвард, успевший не просто поиграть за три
команды, но и вернуться в одну из них на короткое время. Сначала «Северсталь» отправила Жукова в СКА, вернув из Питера своего капитана Юрия Трубачева, через месяц забрала Михаила обратно, пожертвовав драфт-пиком, а еще через три недели, добавив к нападающему защитника Александра Будкина, выменяла в «Спартаке» форварда Александра Рыбакова и недостающий выбор на драфте-2011. В Москве Жуков обрел тренерское доверие и стал понемногу набирать очки за результативность.

Михаил Анисин, «Северсталь» – «Югра» –  «Витязь»

Еще один путешественник по имени Михаил также начинал сезон в «Северстали». Вскоре после окончательного отъезда Жукова Череповец покинул и Анисин. А после двухмесячного выступления за Ханты-Мансийск оказался в «Витязе». В каждом из трех клубов миниатюрный форвард набирал по четыре очка, но его средняя результативность неуклонно растет: в «Северстали» он провел 16 игр, в «Югре» – 13, а в «Витязе» – 8.

Федор Федоров, «Металлург» Мг –  «Нефтехимик» – «Атлант»

По словам отца хоккеистов, Федор гораздо талантливее своего старшего брата Сергея. Вот только доказать это всем остальным Федоров-младший никак не может. В начале нынешнего чемпионата терпение лопнуло у руководства магнитогорского «Металлурга»: разлучив братскую связку, оно отправило 29-летнего нападающего в «Нефтехимик». Владимир Крикунов понял, нужен ли ему этот игрок, гораздо быстрее. Его не смутил даже дубль Федора в первой же игре за нижнекамцев – тем более эти шайбы так и остались для форварда последними в команде. Уже через восемь матчей Федоров-младший перебрался в Мытищи. Там дела у Федора пошли на лад: он вышел на график «очко за игру» и заслужил приглашение в пусть и экспериментальный, но все-таки состав сборной России.

Штрафы

Совершенно нет нужды нарушать правила в играх против СКА. Всего лишь 569 минут составляет штрафное время соперников питерских армейцев, и это наименьший показатель в лиге. Даже оппоненты «Витязя» в играх с чеховцами набрали больше – 585 минут. Естественно, что и в большинстве СКА играет нечасто. Как и занимающий третье с конца место (588 минут) по штрафному времени соперников магнитогорский «Металлург», невский клуб только 237 раз пытался реализовать лишнего, или лишних, игроков. Меньше – 221 раз – численное преимущество имел только «Витязь», но не хватало еще и тут уступить единственной в КХЛ команде, перешагнувшей рубеж в 1000 штрафных минут. Причем «перешагнувшей» – это мягко сказано: игроки чеховской команды суммарно получили 1333 минуты «отсидки», обойдя ближайшего преследователя («Атлант») почти на полтысячи пунктов. Столь корректную игру против техничных, казалось бы, питерцев можно объяснить разве что невысокой скоростью СКА. Да, за двумя Максимами – Афиногеновым и Рыбиным – угнаться мало кто может, но гораздо больше армейцы атакуют позиционно, следовательно, под зацепы с подножками они попадают реже.

Лучше всех убегают от соперников хоккеисты «Северстали». Именно против череповчан зафиксировано больше всего нарушений – на 931 минуту. Ближайший преследователь – «Авангард» – отстает по штрафному времени соперников на час с лишним. Соответственно, и в большинстве подопечные Дмитрия Квартального играют чаще всего – на их счету уже 316 попыток реализации лишнего (на втором месте «Атлант», 307 попыток). Другое дело, что помогает это «Северстали» несильно: она лишь 16-я по забитым в большинстве голам (43) и 21-я по реализации (13,6 %). Более того, «сталевары» из Череповца, имея численное преимущество, еще и пропустили семь шайб. Чаще позволяли соперникам отличиться в меньшинстве только «Магнитка» (девять) и «Автомобилист» (восемь).

Сильнее всех в КХЛ разницу между домашними и гостевыми матчами ощущает «Динамо» из Риги. Отправляясь на выезд, рижане как будто забывают об аккуратности и вежливости. В гостях игроки «Динамо» удаляются на 75 % чаще (455 штрафных минут против 260)! Столь огромная разница привела к тому, что рижане входят в число лидеров как в списке «миролюбивых» хозяев – тут впереди только одноклубники из Минска (251 ми­нута), так и в списке гостей-«грубиянов», отставая лишь от «Атланта» (510 минут) и, конечно, «Витязя» (747 минут).

Нестандартные положения

Если у команд на площадке не хватает по хоккеисту и одна из этих команд называется СКА, можно ждать гола. В расстановке «4 на 4» питерские армейцы забивали семь раз и пропускали девять. Что примечательно, только семь из всех этих шайб (четыре в пользу питерцев и три – наоборот) пришлись на овертаймы. Например, самая результативная в условиях обоюдного недокомплекта команда лиги – «Авангард» – девять из своих 11 шайб забросила в дополнительных пятиминутках.

У кого совсем не идет игра «4 на 4», так это у ОХК «Динамо». Ни разу в подобной ситуации им не удавалось забить, пропустили же в такой расстановке бело-голубые шесть раз. Это обернулось в том числе четырьмя поражениями в овертаймах (при одной победе, и то одержанной благодаря голу в большинстве). Учитывая, что и с буллитными сериями у ОХК «Динамо» дела обстояли ничуть не лучше, шансов за пределами стандартных 60 игровых минут бело-голубые просто не имели.

Дважды в расстановке «4 на 4» пропускал «Салават Юлаев», но оба эти случая счастливым для уфимцев образом пришлись на основное время матчей. В овертаймах же парни тандема БиЗ непробиваемы: на счету башкирской команды – четыре победы и восемь ничьих в 12 дополнительных пятиминутках. Буллиты для «Салавата», правда, превращаются в настоящую лотерею (четыре выигрыша, четыре поражения, 40 % реализации), но их в плей-офф и не будет.

Кому точно не стоит полагаться на дополнительное время, так это ЦСКА (впрочем, для него сезон в любом случае скоро закончится) и «Югре»: у этих команд в активе ровно ноль побед в овертаймах из 12 и 14 попыток соответственно. Другое дело, что и уступали они тоже нечасто – обычно доходило до буллитов. Армейцы, как и СКА, и «Атлант», а также минское и рижское «Динамо», участвовали в послематчевых сериях 10 раз, а хантымансийцы – 11, и это лучший результат в КХЛ.

Так вот, о буллитах. Игрокам ОХК «Динамо» явно не стоило участвовать в послематчевых сериях. Все четыре свои попытки они запороли, пробив вратарей соперников лишь два раза из 14 и показав тем самым худший процент реализации хоккейных пенальти в лиге – 14,3. В этом плане бело-голубым на финише регулярного чемпионата может помочь экс-«витязь» Крис Саймон, который в сезоне реализовал два послематчевых буллита из трех, однажды принеся своей команде победу.

Совершенно обратная динамовской ситуация у «Сибири» и «Северстали». Если уж они и дожидались послематчевых буллитов, то только затем, чтобы выиграть. Новосибирцы таким образом одержали четыре победы (реализовав 56,3 % бросков), а череповчане – три. «Северсталь» также показала и лучший в лиге процент реализации – 62,5.

Составы

Не знают, что такое «текучка кадров», в Новосибирске. В регулярном чемпионате в протоколах матчей за «Сибирь» отметились лишь 28 хоккеистов. Ни один другой клуб не сумел обойтись столь малым количеством игроков. В первую очередь такого результата «Сибири» удалось достичь за счет буквально минимального количества нападающих: главный тренер Андрей Тарасенко сумел уверенно решить задачу попадания в плей-офф, воспользовавшись услугами лишь 15 форвардов. Для сравнения, через «Нефтехимик», «Трактор» и новокузнецкий «Металлург» за чемпионат прошли по 25 игроков атаки – это наивысший результат в лиге.

Челябинцы – обладатели и еще одного достижения. «Трактор» – единственная команда, выпускавшая на лед в матчах регулярного чемпионата четырех вратарей. Более того, если в большинстве клубов даже третий голкипер вступал в игру в единичных случаях, то в «Тракторе» лишь у Данилы Алистратова есть заметное преимущество перед коллегами: он провел 23 матча, тогда как Максим Соколов – 13, Себастьян Карон – 12, а Трэвис Скотт – 11. Примерно поровну челябинские голкиперы одержали и побед: семь, четыре, три и пять соответственно. При этом по ходу сезона из «Трактора» был отправлен в «Мечел» Владислав Фокин, а за молодежную команду «Белые медведи» играет имеющий опыт выступления в КХЛ Александр Данилишин.

Больше всех хоккеистов – 45 – задействовали в новокузнецком «Металлурге». Это, впрочем, неудивительно: главный аутсайдер чемпионата постоянно избавлялся от одних игроков, приглашал на их место других, выяснял, что они ничуть не лучше, и начинал все по новой. Впрочем, с приходом в клуб на должность спортивного директора Леонида Вайсфельда подобные хаотичные перестановки должны прекратиться. Следом за «Кузней» в этой номинации «Нефтехимик» (44 хоккеиста), главный тренер которого Владимир Крикунов умеет расставаться с игроками без лишних сожалений, и «Спартак» (42), ввергнутый в кадровую лихорадку приходом на пост главного тренера Игоря Павлова.

|Мнения

Вячеслав Буланов, арбитр:

– Могу по собственному опыту сказать, что в гостях рижское «Динамо» играет не так, как дома. Не сказать, что более агрессивно, но фолят регулярно. Практически в каждой выездной игре на площадке заметно, что у них есть претензии к судейству. Они просто иначе реагируют на решения арбитра. Дома же, и это подтверждают мои коллеги, которые работали на играх «Динамо» и в Риге, и в других городах, у латвийской команды совсем другой подход к нарушениям. Если уж и удалились, то дальше игроки стараются действовать максимально корректно, чтобы не остаться втроем, сдерживают себя. В гостях же наоборот – нарушив один раз, они совершают все новые и новые фолы. Не знаю, с чем это связано, но факт налицо. Я лично это заметил, работая на выездных и домашних играх «Динамо». При этом со стороны судей к ним одинаковый подход на всех матчах, я за свои слова отвечаю. Общался с коллегами – они тоже судят рижан одинаково, несмотря на место проведения игры. Вот только реакция на их работу со стороны игроков уже другая.

Малое количество нарушений на игроках СКА я с ходу объяснить не могу. Когда их судишь, замечаешь, что армейцы обычно набирают больше штрафных минут, чем соперники. Чем это вызвано – надо думать, анализировать. Я, честно говоря, не знаю, почему так получается. Что касается вашего объяснения, я бы сказал, что в атаке СКА играет очень быстро. Также не знаю причин лидерства «Северстали» по количеству штрафного времени соперников. Может, у них легкие форварды и для нарушения правил на них нужно меньше усилий? Это вопрос для серьезного анализа.

Антон Бут, нападающий СКА:

– В общем-то, мы отрабатываем действия «4 на 4» на тренировках, но в игре такая расстановка случается нечасто – разве что в дополнительное время. Другое дело, что в нынешнем сезоне мы чаще всех играли в овертаймах (17 раз. – C), вот и набрали здесь большую результативность. И все же это редкая ситуация, так что надобности отрабатывать ее на каждой тренировке нет. Стали бы уделять этому компоненту больше внимания, а потом перестали бы играть овертаймы – и какой в этом смысл?

В расстановке «4 на 4» у нас играют все по очереди, специальных бригад для таких случаев нет. В такой ситуации, конечно, появляется больше возможностей для атаки просто потому, что на площадке свободнее, но и обороняться нужно внимательнее по той же самой причине.

Юрий Бабенко, нападающий ОХК «Динамо»:

– Думаю, не только мы, но и все команды лиги уделяют внимание отработке буллитов. Как-никак, это дополнительное очко, которое никому не будет лишним. Работаем, но в большей степени буллиты – это мастерство. Судя по тому, как мы их выполняем, у нас недостаточно мастерства по сравнению с другими командами, в которых есть штатные буллитеры, реализующие штрафные броски намного лучше. Стараемся улучшить свои показатели, но пока не получается.

Выбор буллитеров – это прерогатива тренеров. Они определяют бьющих игроков. Если посмотреть весь сезон, то обычно у нас буллиты исполняют одни и те же люди, которые уже умеют настроиться, психологически подготовиться к штрафному броску. Но если тренер видит, что у кого-то сегодня получается, «идет» игра, то выпускает того человека.

Думаю, правильно, что в плей-офф, когда речь идет не об очках, а о победах, буллиты исключены. Все-таки это во многом лотерея.

Кирилл Фастовский, генеральный менеджер «Сибири»:

– Такой наш результат – следствие удачной селекционной работы в межсезонье. К игрокам по ходу сезона (за редкими исключениями – здесь обойдемся без имен) не возникало вопросов. Просто удачно сработали летом. Конечно, я не рассчитывал, что все сложится так хорошо, и за конкретными числами по количеству игроков не следил, но это лишь демонстрирует: мы выбрали правильное направление работы. Это приятно, будем продолжать.

Нет предела совершенству, и мы по ходу сезона искали варианты усиления. Другое дело, что мы избежали огульной смены игроков, после которой выясняется, что клуб просто поменял шило на мыло. Сезон у нас долгий, и это очень непросто. Всегда существует вопрос притирки людей в коллективе, какие-то вещи, связанные с вдохновением и работоспособностью. Проблемы, например, у игрока в семье – вот он недостаточно из-за этого настроился. Бывают и у тренера перепады в отношении к хоккеистам. Все бывает, но нам удалось избежать резких ходов. Может быть, мы не правы, и как раз надо было сменить кого-нибудь, влить свежую кровь. Но мы шли по сезону довольно ровно и опасались, что любая перемена может, наоборот, – ухудшить ситуацию, а не улучшить. Вводить нового человека в раздевалку – это всегда чревато. Стабильность поддерживалась и мной, и, прежде всего, тренерами. Отмечу и то, что у нас в первой команде было два молодых игрока, которые безоговорочно проходили в состав, так что им не требовалось искать замены. Плюс 25 взрослых, как у всех, – вот и уже 27 игроков из 28. Сейчас, правда, мы взяли двух новых ребят, так что статистику немного подпортим (улыбается). Но все равно, думаю, останемся в числе самых стабильных команд.

Могли произойти изменения в составе, если бы наши игроки переходили в другие команды, но все эти предложения были несерьезными. Выманить кого-то в течение сезона не так-то просто. Тем более у меня (смеется). Только тренера Павлова в «Спартак» и выманили.

Валерий Белоусов, главный тренер «Трактора»:

– Вратари у нас менялись, конечно, не от хорошей жизни. Придя в «Трактор», я сразу понял, что нам нужен голкипер. Команда всегда комплектуется с вратаря, а потом уже все остальное. Тем более я принял команду накануне очередной игры – да еще и против «Авангарда». Когда этот мальчик, Карон, сразу пропустил столько ненужных голов, однозначно встал вопрос, что надо искать вратаря.

Так получилось, что рассчитывали на Соколова, но СКА решил расстаться с Набоковым, и Максим срочно вернулся в Санкт-Петербург. Вот мы опять остались без вратаря, пришлось снова искать. Все были разочарованы. Мы только с ним начали залазить в восьмерку, одержали подряд пять побед. Все складывалось нормально, но что уж теперь поделать. Пришлось в цейтноте взять Скотта. Парень не играл три месяца, вообще был не готов, но другого выхода у нас просто не было. Хотели взять у Быкова Александра Еременко, но не получилось, разошлись во взглядах. Эта чехарда с вратарями и стала главной причиной того, что нам не удалось выполнить задачу – попасть в плей-офф.

|Что и в каком количестве считает КХЛ

Сбором и обработкой статистической информации в Континентальной хоккейной лиге занимается специальный отдел – статистики и аналитики. Он же помогает аффилированным лигам – молодежной и высшей.

Основу статистической базы составляют подсчеты, производимые «на местах». В каждом клубе лиги создана статистическая бригада. На всех матчах работают четыре человека: один ведет онлайн-трансляцию, а трое фиксируют смены, игровое время хоккеистов, броски и вбрасывания. Эти данные попадают в офис КХЛ в режиме реального времени. Традиционные голы, очки, секунды приходят в лигу после оформления официального протокола матча. Далее в общей базе обсчитываются и суммируются все показатели. Но далеко не все они попадают на официальный сайт лиги, оставаясь в САБ – статистическо-аналитическом блоке КХЛ.

«САБ в настоящий момент обсчитывает более 90 только индивидуальных показателей игроков и еще массу командных, мы препарируем практически все аспекты игры. Большинство этих показателей скорее интересны тренерам, чем болельщикам, – поясняет руководитель отдела статистики и аналитики КХЛ Игорь Мухин, – поэтому на сайте лиги мы их не видим. Среди них ”ничейные голы”, хотя как таковых ничьих у нас не бывает, “настоящие победные голы” – победные шайбы, заброшенные при ничейном счете, “голы, закрепляющие преимущество”, “плюс в меньшинстве” и многое другое. Вероятно, в будущем мы откроем доступ к этой информации клубам и представителям СМИ».

В офисе лиги контролируют работу статбригад и проверяют все игровые ситуации. Специальная комиссия просматривает матчи и при необходимости вносит изменения в протоколы. В основном это касается голов, передач и показателя «плюс/минус».

Как и в любом другом аспекте работы лиги, не обойтись без сравнения с НХЛ. По словам Мухина, суммарное количество выводимых в публичный доступ показателей в лигах сопоставимо. Упор и за океаном, и у нас сделан на «пользовательские», общеупотребимые показатели, в том числе те, за которые хоккеистам могут быть прописаны различные бонусы в контракте.

«В ежегодном справочнике КХЛ видно, сколь большое количество параметров мы обсчитываем, – добавляет Мухин. – КХЛ и НХЛ сильно опережают остальные хоккейные лиги. Например, шведская система, которой раньше пользовалась ИИХФ, считает 19 индивидуальных показателей и, если не ошибаюсь, 12 командных. Сейчас новый партнер международной федерации в своей программе это количество уменьшил».

В свете вероятного проведения новых матчей клубов КХЛ и НХЛ, а так же игр регулярного чемпионата Национальной хоккейной лиги в России Мухин надеется на расширение взаимного сотрудничества с коллегами из-за океана: «По любому счету – большому, гамбургскому, малому – мы в сравнении с НХЛ только в начале пути. Успехом стало уже то, что в первом сезоне мы смогли в кратчайшие сроки впервые в истории наших внутренних соревнований утвердить работу официальной программы и обучить статистические бригады. Это стало прорывом, сейчас же мы шаг за шагом идем вперед».

Впереди – увеличение количества обсчетов и специалистов в статбригадах. В том числе планируется фиксировать и такие любопытные действия, как силовые приемы и блокированные броски.

«Это то, что у нас забито в графу “развитие”, – подтверждает Мухин. – Мы над этим работаем, в программе уже есть необходимые модули, но предстоит решить еще немало организационных вопросов».

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба