Заслуженный тренер СССР и России Виктор Тихонов: "Всегда был готов держать ответ" Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет.

Александр Черенков: "Не знаю, как стал миллионером". Часть 2

- Мы с Леонидом знаем друг друга очень давно. Лет 15 работали вместе. Я у него был лайнсменом. Когда Леонид закончил судить, несколько лет он был еще в теме и все знал. Но сейчас уже много времени прошло. Он по-прежнему профессионал в этой сфере, но в чем-то подотстал, не знает некоторых тонкостей.

- Был в игре редчайший момент, с которым вы столкнулись и задумались: "А что в правилах-то по этому поводу написано?"

- В этом году такое было. ЦСКА с кем-то играл. А перед сезоном как раз правила по дракам изменились. Двое подрались, я их удаляю на пять минут. И в этот момент понимаю, что просто забыл, как там было написано про дальнейшее продолжение игры: пять на пять должны команды играть или четыре на четыре? Я рассуждаю: если до конца удаляешь, тогда пять на пять играют. А если не до конца, тогда как и в случае с обоюдным удалением на две минуты - четыре на четыре? Мозги уже закипели. Я оставил четыре на четыре. Игра продолжаются, команды в этой расстановке хватают еще удаление. Короче, там целый ворох собрался. Я после матча стал звонить, узнавать. К счастью, как выяснилось, принял верное решение.

- У Полякова был случай, когда у вратаря шайба застряла в экипировке на разминке и во время игры её забили в ворота, а игровая шайба осталась в ловушке вратаря.

- У меня дома есть детская книжечка - 1964-го, что ли, года выпуска. С такими моментами типа расколовшейся шайбы. И вот со второй шайбой на льду там был рассмотрен эпизод, ну и даже в детской книжке было написано: игра продолжается законной шайбой до остановки. Был случай. 1989 год, Анкоридж, молодежный чемпионат мира, СССР - Швеция. Мы ведем в одну шайбу. Сергей Федоров удален на две минуты, выходит на поле пятым и бежит в оборону. Игра идет в углу. Вратарь Леха Ивашкин следит за той шайбой, которая в углу. И тут какой-то швед с другой стороны берет вторую шайбу, бросает в пустой угол - гол. Судья фиксирует. Шум, гам. Начали разбираться, не засчитали. История на этом не кончается. Никто не мог понять, откуда взялась эта шайба, все спорили. И прошло уже много времени, когда появилась новая видеозапись, на которой видно: Сергей Федоров выбегает на лед, стремится в угол, а у него из экипировки выползает шайба и падает на лед. Может, во время разминки попала, а он не почувствовал.

- Видео арбитрам скорее мешает?

- Почему?

- Ошибки видны с десятка камер.

- Не знаю. Видео - это огромная помощь в развитии и учебе как для судей, так и для игроков. И это психологический импульс для судьи. Раньше, чего уж тут, в Москве все нормально работали. А в глубинке, откуда нет трансляции, могли не добежать. Когда ты выходишь и знаешь, что это показывают, ты обязан быть готовым.

- Довольны тем, что с главных судей сняли ответственность за видеопросмотр?

- Думаю, это правильно. Видеосудья сидит наверху, на него не давят трибуны, игроки, он с холодной головой смотрит и принимает решение.

- В 2008 году "Динамо" проиграло "Химику" 2:5 и подало протест на вашу работу по шестнадцати эпизодам.

- Насколько я помню, из шестнадцати эпизодов я ошибся, кажется, в двух. Шестнадцать эпизодов - это мой рекорд. На меня просто не так часто пишут. Но если сесть смотреть любую игру - можно и на тридцать эпизодов написать.

- Отстраняли вас часто?

- Один раз на две игры. По-моему, главный показатель - сколько ты в профессии. Мы с Сергеем Карабановым как начали в 1985-м, так и судим. Еще Феофанов из ветеранов есть. Раньше перед выходом на высокий уровень ты должен был долго посудить вторую лигу, первую. А сейчас путь короче. Наверное, это не всегда хорошо: опыт очень важен. Может случиться ситуация, к которой человек не будет готов. Растерялся, поплыл - и все. Его там же и сожрали: трибуны, игроки, тренеры.

- Как вести себя, чтобы не сожрали игроки?

- Уфа, помню, играла. И Радулов ко мне бежит на нервах, распаленный. Я говорю: "Саша, прежде чем начать говорить, сделай три глубоких вдоха. Подыши". Он отдышался. "Говори, чего хотел?" - "Я забыл уже". А потом по телевидению показывают. И комментатор говорит: "Вот, Радулов пихает судье". Смешно.

- Карабанову два матча подряд шайба в лицо попадала. У вас травмы случались?

 

- Если попадает, ты делаешь вид, что все нормально, тебе не больно, едешь дальше. Но в Екатеринбурге мне в этом году перед плей-офф шайба прилетела в лицо. Визор вдребезги, губы разбиты, хорошо зубы не выплюнул. Два ребра мне ломало шайбой. А в интернете даже есть момент: на чешском этапе Евротура в меня финн въехал. Они бежали, я откатывался, шведский игрок показал в одну сторону, ушел в другую, а финн как шел так и шел. И мне как влепил! Я там такое сальто сделал, что когда смотрел видео, страшно было. Он и сам испугался: "Рэф, рэф". Но хорошо, что я далеко от борта был. Быстро оклемался.

- Буланов говорит, что любое попадание шайбы в судью - методическая ошибка самого судьи.

- Не согласен я. К сожалению, бывают отскоки, которые предугадать невозможно. Любое столкновение с игроком - да, методическая ошибка. Недавно был эпизод. Человеку освободил коридор для выброса шайбы, отъезжаю, а у него чего-то не получилось и он меня с трех метров расстрелял. И смотрит: чего, мол, ты здесь стоишь? Ну а чего мне - взлетать, что ли?

- Самая страшная травма, случившаяся на ваших глазах?

- Когда Бульину попали в лицо. Это "Магнитка" с Омском играли плей-офф. Он лег под шайбу, она попала ему в лицо, отскочила, Омск забил гол. Знаете, что самое интересное? Бульин не остался лежать. Он сам встал, зажал лицо рукой и побежал дальше. Вот это характер! Только когда он убрал руку, там как полилось. Жуть.

- Вы тогда засчитали гол. На чемпионате мира вот недавно арбитры не засчитали в похожей ситуации. Кто-то из вас ошибся?

- Ошибся тот, кто не засчитал. Если шайба даже после получения игроком травмы находится на клюшке игрока атакующей команды, то ты даешь завершиться голевому моменту и только потом останавливаешь игру. Логически давайте рассудим. Если останавливать после таких попаданий...

- То хоккей превратится в футбол.

- Да, все будут лежать и симулировать: ах, как же мне больно!

 

Фото: Юрий КУЗЬМИН © Фотоагентство КХЛ

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба