Первый молодежный Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет.

Оптимус Райм

Харольд Раймер зарабатывает себе на жизнь тем, что перевозит дома. Погружает дом на грузовик и везет его несколько сотен километров, порой даже в соседнюю провинцию. «У наших профессий много общего, – говорит Джеймс Раймер. – Если облажаешься, то будь уверен, об этом узнает каждый».

1 января 2011. Тайлер Бозак забросил две шайбы, дебютант НХЛ Джеймс Раймер отразил 32 броска, и «Торонто» победило «Оттаву» со счетом 5-1 субботним вечером.

«Мои жизненные устои не изменились, – признается Джеймс. – Я благодарен за все, что со мной произошло, но это не способно ничего изменить во мне. Я думаю, что семья и вера помогают мне в этом. Когда я приезжаю домой, то для своего брата я просто младший брат, а не вратарь «Торонто». Это помогает мне не отрываться от земли и понимать, что действительно важно».

Морвина, провинция Манитоба. Небольшая община фермеров, где проживает чуть больше 100 человек. Церковь, школа, несколько домов. Раньше тут был еще магазин, но недавно его закрыли. До ближайшего катка 20 минут на машине. Первоклассник Джеймс Раймер пишет в своем дневнике, что хочет стать хоккеистом.

Заметьте, он не написал, что хочет стать вратарем. Но его старшему брату нужно было на ком-то тренироваться, и он поставил Джеймса в ворота. Иногда на нем практиковались и соседские мальчишки. После одного из матчей двое из них пожаловались отцу, что никак не могут забить этому малому. Отец оказался тренером местной хоккейной команды, которая отчаянно нуждалась в голкипере.

«Мам, ну пожaaалуйста!», – умолял свою маму 12-летний Джеймс, пока она разговаривала по телефону с тренером. В конце концов, сопротивление было сломлено, и Раймер попал в первую в своей жизни команду. По словам Раймера, родители не хотели, чтобы такой жесткий спорт, как хоккей как-то плохо повлиял на их сына. Футбол, бейсбол или плавание – пожалуйста, но вот хоккейная дверь для Раймера была закрыта. До поры до времени.

«Скауты просматривали меня только в одном матче, – вспоминает Джеймс. – Мы проиграли 6-0, но соперники сделали примерно 700 бросков. Скауты понятия не имели, кто я такой. Они раньше никогда обо мне не слышали. Но одному парню понравилось, как я играю, и меня задрафтовали. После одной игры». Этим парнем был Картер Сирс, директор по развитию игроков в «Ред Дир». В своем первом тренировочном лагере Раймер никак не проявил себя, и Брент Саттер, тогдашний наставник «Ребелз» не хотел иметь ничего общего с парнем, которого его скаут откопал в какой-то глуши. По правде говоря, он заявил, что его 12-летняя дочь лучше играет в воротах, чем этот деревенский пацан. Сирс настаивал на том, что Джеймс должен быть в команде, что в конце концов привело к конфиликту с тренером. Сирз и Раймер покинули Ред Дир вместе.

До попадания в WHL, куда он пробился только с третьей попытки, Джеймс вообще не знал, что тренеры вратарей существуют. По сути, до 15-и лет он был самоучкой. В «Ред Дир» за работу с голкиперами отвечал Энди Новицки, который четыре года работал в системе «Лос-Анджелеса». По признанию самого Раймера, тренер больше работал над психологической устойчивостью игрока, а технику он просто подсмотрел у товарища по команде Моргана Кларка. «Энди объяснил мне, что вратарское ремесло на 98% состоит из психологии,  – говорит Джеймс. – А за Морганом я просто наблюдал во время игр и тренировок. Он самый техничный вратарь из всех, кого я знаю».

25 июня 2006. Голкипер Джеймс Раймер из Морвена, провинция Манитоба был выбран «Торонто» в четвертом раунде драфта под общим 99-м номером.

Когда «Торонто» называло фамилию Джеймса, он в это время катался на квадроциклах. «Я решил не придавать этому большого значения, чтобы не слишком обнадеживаться», – признается Раймер. За драфтом по интернету следили его родители, и радостную новость подтвердил агент игрока, позвонивший из Ванкувера. То, что это все-таки реальность, стало ясно на следующий день, когда из Торонто от имени Джона Фергюссона-старшего прислали джерси и кепку «Лифс».

Перед драфтом интерес к молодому голкиперу проявляли «Эдмонтон», «Лос-Анджелес» и «Колорадо», а сам он признавался, что хотел бы играть в Калифорнии. Хорошая погода и море – что еще нужно парню из заснеженной Манитобы? Но кажется, выбор был предопределен заранее. В детстве любимым стражем ворот Раймера был Эдди Белфур, и когда тот перешел в «Торонто» у Джеймса был снят вопрос о любимом клубе.

27 декабря 2008. Вратарь Джеймс Раймер одержал победу в своем дебютном матче в АХЛ со счетом 3-2, после того, как Иржи Тлусты забросил победный послематчевый буллит в ворота «Манитобы».

Два года назад Джеймс просыпался со следами от рельефного пола автобуса на лице. «Ингода игрокам не хватало спальных мест, и новичкам приходилось по восемь часов перед игрой спать прямо на полу, – говорит Раймер. – Тяжелое было время, но это закаляет характер. Это помогает быть лучше как игрок и как личность». За эти два года в воротах «Торонто» побывали Эндрю Рэйкрофт, Весла Тоскала, Мартин Гербер, Йонас Густафссон и Жан-Себастьян Жигер, но никто из них не смог решить больной вратарский вопрос.

Перед дедлайном в ECHL Рамер был отправлен в «Каролину Стингрэйс» с формулировкой «набраться опыта в плей-офф». Опыта он набрался предостаточно, после того как стал вместе с новой командой чемпионом лиги, попутно став самым ценным игроком Кубка Келли. Джеймс был восьмым вратарем, которого «скаты» задействовали в том сезоне.

«Многие вратари очень суеверны и предпочитают, чтобы их никто не беспокоил перед игрой, – говорит Джеймс. – Мне кажется, что это чересчур. Если кто-то случайно дотронулся до моих щитков, то это не должно повлиять на то, чему я учился всю жизнь. Если это как-то повлияет на мою игру, то со мной точно что-то не так. На площадке я верю в свои возможности, а на мелочи стараюсь не обращать внимания».

Вопрос веры вообще является одним из первостепенных для Раймера, на шлеме которого можно отыскать цитаты из Библии. Выходец из религиозной общины, он является убежденным христианином-меннонитом. Нет, он не ездит в повозке запряженной лошадьми, не презирает электричество и не носит простую самотканую одежду. Он просто регулярно посещает церковь и верит, что успех – это не только его заслуга.

«Я спокоен во время матча, потому что знаю, чтобы не случилось, на все воля божья, – говорит Джеймс. – Пропущу я шесть шайб или ни одной, это случится, потому что бог решил так. Это помогает мне по-другому смотреть на вещи. То, что я сейчас играю в НХЛ, это не только моя заслуга». По словам агента игрока Рэй Петкау, который знает своего подопечного на протяжении последних 10 лет, он не думает, что внезапно свалившиеся на Джеймса слава, деньги, собственная линия экипировки и крутые прозвища, данные болельщиками, как-то изменят его.

1 апреля 2011. Голкипер «Торонто» Джеймс Раймер назван лучшим новичком НХЛ в марте, после того как одержал 9 побед в 14 матчах, пропуская в среднем 2,87 гола за игру и отразив 91,3% бросков по своим воротам.

В Торонто уже забыли, что такая награда лучшему новичку месяца вообще существует. Последним игроком «Лифс», который удостаивался подобной чести, был Стив Салливан в 1997-м году. О вере руководства «Торонто» в молодого голкипера лучше всего говорит цитат главного тренера команды. «По правде говоря, я бы гроша ломаного не поставил на то, что он будет одним из наших вратарей в этом сезоне, – признается Рон Уилсон. – Мы хотели, чтобы он играл в фарме и набирался опыта, совершенствовался. Но обстоятельства сложились таким образом, что у него появилась возможность, которой он сумел воспользоваться».

Несмотря на 4 победы в 6 матчах и отличную статистику, вскоре после дебюта Раймер был отправлен обратно в фарм-клуб, как только основные голкиперы вернулись в строй. «После возвращения из «Торонто» у нас была первая тренировка в Абботтсфорде, и во время одного из упражнений я отбил все шайбы, – с улыбкой вспоминает Джеймс. – Парни сразу начали прикалываться надо мной: «О, вратарь из НХЛ приехал! Возвращайся обратно, ты слишком хорош для нас». Некоторые даже в шутку просили у меня автограф».

Новый вызов в основу никого не удивил. «Это был всего лишь вопрос времени», – говорил Жигер. «Он отлично смотрелся даже на тренировках, так что я рад, что он вернулся», – вторил ему Крис Верстиг. Похоже, что поднятию в основу больше всех удивился сам Раймер. «Я не думал, что это случится так быстро, – признается Джеймс. – Многие игроки очень стараются, но не получают шанса. Считаю, что мне повезло и постараюсь использовать эту возможность».

И под словом «возможность» не имеется в виду желание получать больше денег. «У меня сейчас минимальная зарплата (около 600 тысяч), но все равно, это в 10 раз больше, чем в АХЛ, – говорит Джеймс. – Это очень много. Даже странно. Иногда мне кажется, что не сделал ничего, чтобы заслужить эти деньги. Множество людей работают намного больше меня, но не зарабатывают даже и половины этого».

9 июня 2011. «Торонто» подписало контракт с 23-летним голкипером Джеймсом Раймером. Соглашение, сумма которого составляет 5,4 миллиона долларов, рассчитано на 3 года.

«Вы ни за что не догадаетесь, что это Джеймс Раймер, вратарь «Торонто», если случайно встретитесь с ним на улице», – говорит Люк Шенн о своем партнере по команде, который по-прежнему обращается к старшим на «вы», пока они не попросят его об обратном. «Странно видеть такие цифры, – говорит Раймер о новом контракте. – Мне даже кажется, что я не мое имя в договоре. Может быть, кого-то из моей семьи, моей жены, агента или друзей. Мне кажется, что это не мой контракт, а наш общий».

«Он очень приятный молодой человек, но он также не любит проигрывать, – характеризует своего подопечного Брайан Бурк. – Он очень спокойный, быстро забывает о поражениях. Думаю, что он сможет выдержать повышенное журналистское внимание в Торонто». «Нас в команде учат не обращать внимания на прессу, – говорит Джеймс. – Я могу дать интервью, но вне стадиона я газет не читаю. Если по телевизору кто-то начинает обсуждать «Торонто», я переключаю канал или просто выключаю звук. Я стараюсь не слушать того, что говорят обо мне, стараюсь ограждать себя от этого и думать только об игре».

Кто-то считает, что Раймеру будет не под силу справиться с нагрузкой, которая выпадает на первого номера команды, но Джеймс не считает это большой проблемой. «Каждый год я готовлюсь к тому, чтобы сыграть 50-60 матчей, – говорит он. – Сейчас я больше работаю над упражнениями на выносливость и интенсивность тренировок стала выше, но я и до этого старался как мог».

История знает немало примеров того, как вратари, блестяще выступившие в свой дебютный сезон, потом куда-то пропадали – Джим Кери, Эндрю Рэйкрофт, Стив Мэйсон, список можно продолжать. Сейчас синдром второго, третьего и последующих сезонов, черной тенью навис над Раймером. «Я уверен, что на меня возлагают огромные надежды, – говорит Раймер. – Я хочу не просто выйти в плей-офф, я хочу выиграть Кубок Стэнли. Я многого жду от самого себя и уровень этих ожиданий выше остальных. Они меня заботят куда больше».

До Кубка Стэнли еще далеко, а пока Джеймс старается привыкнуть к той шумихе, которая окружает его на протяжении последних месяцев. По результатам опроса, проведенного газетой Toronto Star, Джеймс Раймер занял второе место в списке самых популярных спортсменов самого крупного канадского города, вслед за бейсболистом Хосе Батистой. У Батисты – 38%, у Раймера – 21. Следующим идет партнер Джеймса по команде Люк Шенн, набравший 13%, и подобный отрыв говорит о многом. Перед началом прошлого сезона фамилия вратаря «Марлис» была известна далеко не каждому болельщику «Лифс», а сейчас он самый популярный хоккеист в больном хоккеем городе.

«Странно приходить в магазин и видеть что люди узнают тебя и говорят: «Эй, да ты же Раймер!» А я отвечаю: «Ну да, а что тут такого?» – говорит «34-й» номер «Торонто». – Деньги могут изменить некоторые вещи вокруг меня, но с друзьями и семьей и как был Джеймсом Раймером, так и останусь Джеймсом Раймером». Но болельщики главного канадского клуба знают, кто он на самом деле. Оптимус Райм.

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба