Прерванный полёт
Трагедия ярославского "Локомотива" потрясла хоккейный мир. В последний раз ледовый спорт сталкивался с подобным больше 60 лет назад.
Самолёт с хоккейной командой на борту рухнул поблизости от аэропорта. От великого клуба в один момент почти ничего не осталось. Погибли десятки людей. Из всей команды выжили лишь единицы.
Это не хроника трагедии под Ярославлем. Это события 60-летней давности. 7 января 1950 года в свердловском аэропорту "Кольцово" потерпел крушение самолёт Ли-2, пассажирами которого были 11 хоккеистов легендарной команды ВВС. Всего погибли 19 человек – помимо игроков ещё члены экипажа, врач, массажист…
Трое из ВВС спаслись, не сев на злосчастный рейс. Это были Александр Виноградов, Виктор Шувалов и легендарный Всеволод Бобров. Вокруг них всего за несколько дней образовалась новая команда, впоследствии ставшая трёхкратным чемпионом страны, обладателем Кубка…
Грустная история, красивая и грустная… Когда думаешь о ней, как о "делах давно минувших лет". Но когда точно такая же история, только с большим числом погибших (времена изменились – составы выросли) происходит у тебя на глазах, становится не по себе. Тут не грусть, тут ужас пробирает до костей.
Больше года назад я начал статью о ВВС словами Владимира Высоцкого из песни "Прерванный полёт": "Вот вам песня о том, кто не спел, и что голос имел – не узнал". Песня била в точку. Погибшие "военные лётчики" так и не узнали своих реальных возможностей. Они могли стать чемпионами мира, Европы, Союза, олимпийскими триумфаторами. Не стали, не дожили.
Как и погибшие "железнодорожники". Кто теперь скажет, каких высот достиг бы Собченко? Сколько "сухарей" оформил бы Лив? Как продолжилась бы и без того блестящая карьера Салея?
Когда секунд недостает,
Недостающее звено
И недолёт, и недолёт".
Не смешно, Владимир Семёнович, ком в горле. Да вы и сами это прекрасно знаете. Печальная ирония в песне – не цинизм и не сарказм.
Столь масштабной трагедии в нашем (а, возможно, и не только в нашем) хоккее ещё не было. Даже в случае с ЦСК ВВС жертв было вдвое меньше. Правда, в других вида спорта нечто похожее можно припомнить. "Манчестер" в 1958-м, "Пахтакор" в 1979-м, сборная США по фигурному катанию в 1961-м.
Авиакатастрофы не знают жалости. Ни к хоккеистам, ни к футболистам, ни к мужчинам, ни к женщинам, ни к детям. Уберечься от них на сто процентов можно лишь одним способом – не летать. Во всём мире падают самолёты, люди теряют близких. Во всём мире… Но у нас почему-то чаще. Намного чаще. В 13 раз. Во всяком случае так считает Международная ассоциация воздушного транспорта.
Поэтому трагедия "Локомотива" стоит в одном ряду не с "Пахтакором" и "Манчестером", а с Петрозаводском и Омсукчаном* (если не зацикливаться на авиации, можно вспомнить и "Булгарию"). И ещё с десятком авиакатастроф, произошедших в 2011 году. По сравнению с прошлым годом число аварий выросло в полтора раза, число погибших – вчетверо. И это только официальная статистика.
Причины крушений разные: ошибки пилотов, неисправная техника, погодные условия. Меры вроде бы принимаются. Решили вот избавиться от Ту-134 как от чуждого класса, маленькие авиакомпании постепенно начнут изживать со свету. Вот только главная проблема российской авиации не в преступной жадности компаний, не в застое российского авиапарка и даже не в том, что летаем мы по большей части на древних корытах.
Главная проблема – отсутствие контроля со стороны государства. Жёсткого контроля, при котором ни одна авиакомпания не смогла бы экономить на жизнях людей, выпуская в полёт старую технику или некомпетентных пилотов. В Штатах, в Европе системы контроля есть, они независимы, и потому каждая ошибка как на ладони. Безопасность полётов там весьма высока.
Мы же довольствуемся Ространснадзором, находящимся в подчинении у министра транспорта и никогда не идущим против начальства. Чего удивляться тому, что самолёты падают десятками? Ведь за этим каждый раз не следует НИЧЕГО, кроме громких заявлений и частных уголовных дел. Система не меняется.
Один из наших читателей в комментарии к новости о ярославской трагедии написал очень ёмкую фразу: "Нам всегда отвечают, что "во всём мире падают/тонут/разбиваются…" И все хавают этот аргумент". Грубовато, конечно, но в целом верно. Дело в масштабах.
Самолёт врезался в антенну маяка. Или распался в воздухе сам. На взлёте. Не успев долететь до отметки в 200 метров. Если бы долетел – командир судна вышел бы на связь, и диспетчер получил бы хоть какую-то информацию. А так – ничего. Ничего не понятно. О неполадках пилоты не сообщали, о человеческом факторе говорить слишком рано. Техническую проверку самолёт тоже прошёл, хотя летать ему оставалось меньше месяца.
Как бы ни завершилось расследование, главное, чтобы оно не завершилось, как в 1950 году. То есть – никак. Тогда историю попросту "замолчали". Исчезновение целой команды никак не прокомментировали в прессе, хотя закрытое расследование Минобороны позволило выяснить истинную причину катастрофы. Общественность узнала о ней лишь много лет спустя.
Нужно распутать все загадки этого дела, ответить на все вопросы. Почему обладающий солидным бюджетом "Локомотив" летает на 18-летнем "Яке", принадлежащем самой небезопасной авиакомпании России 2009 года по версии Европейской конференции по гражданской авиации? Почему одни очевидцы сообщают о хлопке и разрушении самолёта в воздухе, а другие – о столкновении с маяком? Был ли пресловутый "человеческий фактор", или всё же техпроверку провели недостаточно профессионально? Знать это важно – на будущее.
Но ещё важнее – помочь тем, кто остался. Родным погибших хоккеистов, выжившим игрокам, клубу, в конце концов. У ВВС в 50-м было огромное преимущество – команду курировал сам Василий Сталин, возможности которого были вполне сравнимы с возможностями полубога. И семьи погибших тогда хоккеистов всю жизнь получали более чем приличные по тем временам пенсии. У "Локомотива" таких покровителей нет, но спонсоры, КХЛ и другие клубы наверняка не бросят ярославцев на произвол судьбы. Помогут и финансово, и организационно.
С родными и близкими так просто не выйдет. Разве могут какие-то компенсации заменить любимого человека?.. Остаётся лишь скорбеть вместе с ними, в меру своих скромных сил разделяя их боль. Надеяться на то, что жёлтая пресса слишком рано хоронит Галимова, что кто-то из игроков всё же чудом избежал смертельного рейса… Что больше это никогда не повторится…
"Прерванный полёт" Высоцкого заканчивается страшно, но не безнадёжно. Вопросом. Горьким. Вечным. Оставим его на суд времени.
И вам смешно, и даже мне.
Конь на скаку и птица влёт,
По чьей вине, по чьей вине?"
*Под Петрозаводском 20 июня при заходе на посадку разбился Ту-134. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 47. Недалеко от Омсукчана (Магаданская область) 9 августа разбился Ан-12. Все 11 человек, находившиеся на борту, погибли.
Новинки в нашем магазине
В магазин-
5 мая 2024
Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет
Сегодня 5 мая вы можете посмотреть следующие хоккейные трансляции (время московское)
803
-
5 мая 2024
Александр Кожевников: «Пас Глотова на Грицюка - из классики Ларионова, Федорова и Дацюка»
Об итогах казахстанского турне сборной России 25 (1:0 с Казахстаном и 6:0 с Белоруссией) - двукратный олимпийский чемпион, самый жесткий хоккейный эксперт страны, для Russia-Hockey.ru
153
Для добавления комментария авторизуйтесь на сайте