Последний путь "Локомотива" Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет.

"Локомотив"

600-тысячный город простился со своей хоккейной командой. И попытаться понять до конца всё, что происходило, можно только побывав здесь в этот день. Только увидев это своими глазами. Только промокнув под проливным дождём в эту субботу, 10 сентября 2011 года.

 

07.09.2011

 

Когда Ярославль проводил свой "Локомотив".

 

 

Клубная эмблема, резанная чёрной полосой, цифры "07.09.2011" и слова "Помним, любим, скорбим". Это - плакаты и баннеры по всему городу. Это - рамки во всех, во всяком случае, в которые удалось зайти, кафе, ресторанах и магазинах. Это - наклейки на многих автомобилях. Повсюду, на центральных улицах и периферийных, люди, парни и девушки, мужчины и женщины, в цветах "Локомотива": в "сетках", в "розах", в кепках и шапках. Весь город.

 

 

Государственные флаги с чёрной лентой на вершине древка, - официально траур был объявлен в Ярославле и Ярославской области. Приспущенные знамёна на зданиях городской и областной администраций. На многих госучреждениях и просто жилых домах - клубные флаги "Локомотива". Все развлекательные мероприятия, концерты и выставки, отменены. Многие кафе и рестораны просто закрыты. И везде, везде телевизоры включены на каналы, где - "Локомотив", где память, где знакомые улыбающиеся лица, где хоккей, в который этим ребятам, кумирам этих улиц и площадей, уже никогда не сыграть...

В четыре часа в Успенском соборе, у самой Стрелки, при впадении Которосли в Волгу, началось отпевание. Храм оцеплен по периметру полицией, внутри - только родственники, близкие и друзья, руководители клуба, города, области, и, как принято говорить, высокие лица. Служба транслируется по громкоговорителям, на площади перед собором те, для кого этот день начался затемно. Под дождём. Их довольно много - по одиночке, с непокрытыми головами, и парами под зонтиками: он держит, она - крестится по ходу богослужения.

Светает. Дождь прибавляет. В семь утра гробы выносят из храма, и, один за одним, укладывают в машины. Патрульная машина полиции и четырнадцать синих микроавтобусов - ниточкой формируется эта колонна, и отъезжает на "Арену-2000-Локомотив".



Из храма выходит президент "Локомотива" Юрий Яковлев - генеральный менеджер Юрий Лукин протягивает ему зонт, но Яковлев отмахивается, и под дождём идёт к машине. Спускается по широкой храмовой лестнице Владимир Вуйтек, лицо цвета нависающего над головой серого неба. Полицейские, - а на самом деле молодые вэвэшники-срочники, -     расступаются перед главой РЖД Владимиром Якуниным, и он в сопровождении многочисленной свиты, все в парадной форме железнодорожного ведомства, направляется к своему кортежу. Оцепление уже сворачивается.

Подъезды к Арене перекрыты ещё у Московского проспекта. Народ собирается здесь с шести утра, и к восьми уже, да - не проехать. По ходу дня люди только пребывают, и хвосты длинных очередей тянутся по улице Гагарина, впадая в огромное людское море на площади перед дворцом. Это - десятки тысяч человек. Много детей с родителями - тысячи семей. В половине девятого, как и было запланировано, начинается церемония прощания.



"Арена-2000" внутри, - прошу прощения у читателей, от эмоций не удержаться, - какой-то страшный, неестественно перевёрнутый мир. Трибуны, всегда во время хоккейных матчей многолюдные, пусты, а всё пространство площадки - люди. По центру, от ворот и до ворот, широкий ковёр, вдоль которого стоят четырнадцать закрытых гробов тех игроков и работников "Локомотива", с кем прощаются здесь. Это семь хоккеистов - Михаил Баландин, Александр Васюнов, Андрей Кирюхин, Павел Снурицын, Иван Ткаченко, Юрий Урычев и Артём Ярчук. Юрий Бахвалов, видеооператор. Андрей Зимин, врач команды. Владимир Пискунов, администратор. Евгений Сидоров, тренер-методист. Массажисты Александр Беляев, Евгений Кунов, Вячеслав Кузнецов. И фотографии тех, чьи тела в закрытых гробах уже развезли по всей России, в Чехию и Словакию, в Швецию и Финляндию, в Канаду.

Люди медленной нескончаемой вереницей проходят вдоль, и выходят с площадки через ворота с другой стороны. Цветы - цветы - цветы. Почётный караул из курсантов ярославского Высшего ракетного училища ПВО регулярно меняется. По периметру бортов площадки - венки - венки - венки. Негромко звучит, повторяясь и повторяясь, одна и та же траурная музыка. На видео-кубе, повторяясь и повторяясь, имена и лица игроков, тренеров  и персонала "Локомотива". Тех, кто… Тех, кого…



За эти часы, - невыносимо долгие, - через Арену проходят десятки, десятки тысяч людей. Нескончаемой цепочкой проходит вся хоккейная страна. Клубы КХЛ, чьи команды приехали ради этого в Ярославль полными составами: московские "Динамо", "Спартак" и ЦСКА, подмосковные "Витязь" и "Атлант", "Северсталь", "Торпедо", минчане, рижане. Все. Делегация "Сибири". Делегация "Магнитки". Делегация "Салавата". Делегация "Ак Барса". Делегация "Югры". Делегация СКА. Главный тренер сборной России Зинэтула Билялетдинов. Все - вместе, в одном ряду с жителями Ярославля. Нескончаемый ход.

Быстро, отдельно от челяди, проходит президент КХЛ Александр Медведев. Потом президент международной федерации хоккея Рене Фазель вместе с предсовдиром КХЛ и президентом ЦСКА Вячеславом Фетисовым и вице-президентом КХЛ Владимиром Шалаевым. Президент ФХР Владислав Третьяк не раз останавливается перед фотографиями, нагибается, кладёт цветы, поправляет.

Взгляд ловит одно знакомое за десять с лишним лет в хоккее лицо за другим. Здесь - практически все. Люди не скрывают эмоций, каждый по-своему. Лицо многолетнего капитана трижды чемпионского "Торпедо" и "Локомотива" Дмитрия Красоткина закаменело… Восходящая звезда "Сибири" и сборной России Владимир Тарасенко, уроженец Ярославля, плачет, отвернувшись, навзрыд… Алексей Дементьев жмёт руку и с трудом произносит: "Извините, я не в себе"…

 

 

Иначе не скажешь. Не в себе. Ощущение именно такое.



Помещение ресторана "Под Ареной" стал этакой большой курилкой. Люди стоят, сидят, и смотрят перед собой в одну точку. В глубине, рядом с боулингом, столик, на котором громоздятся пузырьки с валокордином, корвалолом или что там ещё сердечное - дежурит врач, к нему подходят и подходят. Дверь медицинского кабинета, прямо при выходе со льду, открыта…

В коридорах Арены тихо и пусто. В какой-то момент просто одуреваешь от того, что длится и длится там, на площадке, - это становится просто невыносимым, - и когда выходишь сюда, в фойе, видишь многих своих коллег, испытывающих то же самое. Владимир Малков, пресс-атташе "Локомотива", держится - чем-то помогает, о чём-то говорит с коллегами, - но что у него, человека который работает в этом клубе, в этой команде уже два десятка лет, на душе…

В какой-то момент в фойе выходят Якунин и губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, их плотным кольцом окружают журналисты, камеры, и возникает своеобразная пресс-конференция. Что прозвучит, понятно и так. Якунин говорит о том, что РЖД не бросит "Локомотив" и приложит все средства. Вахруков - о том, что Ярославль без хоккея немыслим, и будут приложены все силы. Звучат какие-то вопросы. В этот момент ещё неизвестно, что будет принято решение - в этом сезоне, в сезоне 2011/12, ярославский клуб  участия в чемпионате КХЛ не примет.



А за широкими стёклами, на улице - зонты - зонты - зонты, всё пребывающее людское море. Внутрь пропускают малыми партиями, многие проводят на улице, - под дождём, - по три, по четыре, по пять часов. Но всё тихо, всё очень спокойно. Люди просто стоят, люди просто ждут, чтобы пройти внутрь, чтобы пройти через площадку, заваленную цветами, заставленную венками, и выйти обратно в дождь с другой стороны дворца.

Уже в полдень такое чувство, что близок вечер. Говорят, через "Арену" пройдёт под сто тысяч человек. Это наверняка так - весь хоккейный город. Это страшно звучит, но само происходящее по сути своей страшно настолько - организация… Как правильно сказать? Мероприятия? Действа?... Организация Этого, тяжелейшего, но необходимого, - безупречна.

И тянутся, молча тянутся, бесконечно тянутся люди мимо застывшей цепочки почётного караула, вдоль гробов, вдоль перетянутых чёрными лентами фотографий, с которых улыбаются те, от которых Ярославлю, нашему хоккею, всем нам остаётся очень добрая память, остаётся очень светлая грусть…

Чуть позже, его ожидали к полудню, на "Арене" появляется Владимир Путин.

…А на улице вдруг прекращается дождь. И свежая влага пахнет озоном. И ты идёшь, не обращая внимания на лужи, по тихим улицам древнего русского города, ты дышишь полной грудью, ты смотришь по сторонам. И ты понимаешь, что никогда, ни за что не хотел бы оказаться, представить даже себе такого не мог, здесь в такой день. Но в этот день, 10 сентября 2011 года, ты просто обязан был быть здесь. Чтобы самому увидеть и самому понять.

То, как Ярославль проводил свой "Локомотив".

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея
  • 2 мая 2024

    Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет

    Сегодня 2 мая вы можете посмотреть следующие хоккейные трансляции (время московское)

    1106

  • 2 мая 2024

    Андрей Разин: всегда главный

    KHL.ru продолжает серию материалов об игроках и тренерах, ставших легендами Лиги. В новой статье – рассказ об Андрее Разине, одном из самых умных хоккеистов, который в апреле 2024-го стал тренером-чемпионом.

    420

Партнёры клуба