Коньков: ...или "Авангард" нам продал все игры, начиная со счета 1-3? Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет.

Степан Хорьков и все-все-все

Это только на первый взгляд кажется, что тема под условным названием «Талисманы хоккейных клубов» должна относиться к жанру сатиры и юмора. На самом деле талисманы — это очень даже серьезно. Потому что любой мало-мальски знакомый с маркетингом человек вам скажет, что талисман — это один из важных эле- ментов клубного бренда. А вот что такое бренд, как он важен для бизнеса и как его нужно беречь и лелеять — в наше время объяснять никому не надо.

В американо-канадских профессиональных лигах, которые вот уже многие десятилетия служат для всего мира образцом ведения спортивного бизнеса, талисманы, или по-научному маскоты, непременный атрибут любого матча или клубного мероприятия. Без преувеличения — НБА никогда не стала бы одной из ведущих спортивных лиг, где каждая игра — это захватывающее шоу, без больших поро- лоновых фигур. Маскоты веселят публику, проводят всевозможные конкурсы и отры- ваются во время больших перерывов так, что некоторые зрители (особенно самые ма- ленькие) идут на матчи лишь ради очередной встречи с любимым героем. Некоторые маскоты НБА для болельщиков едва ли не более узнаваемы, чем баскетболисты: они празднуют дни рождения, у них даже есть свой собственный Зал славы. Они вкалывают во время перерывов и тайм-аутов и следят за тем, чтобы никто не загрустил на трибуне. Разумеется, на матчах энхаэловских команд все проходит по такому же
сценарию. В постсоветскую эпоху наши профессиональные лиги и клубы охотно стали пере- нимать весь западный инструментарий, и теперь от различных талисманов на наших спортивных площадках разбегаются глаза, а порой — закипает мозг.

Как за океаном, так и у нас уже в само название многих спортивных клубов внесены «звериные» талисманы. Животный мир Земли представлен в них крайне широко — от американской хоккейной команды «Питтсбург Пингвинз» до украинского баскетбольного клуба «Черкаськi мавпи» (обезьяны). Но даже если в названии ничего «животного» нет — значит, зверь затаился или в неофициальном прозвище команды (например, общеизвестно, что ЦСКА болельщики именуют «конями»), или надо обратить внимание на клубный талисман.

Первым среди всех российских хоккейных клубов маскот появился в «Магнитке». За более чем15-летнююисторию лисенок Тимоша, в шкуре которого в свете реалий Магнитогорска прячется работник местного металлургического комбината, пережил немало драматических моментов. Начнем с того, что и талисман у «Металлурга» появился благодаря довольно грустной истории. В 1993 году в норвежском Хамаре, куда «Металлург» приехал для участия в международном турнире, под колеса автобуса с хоккеистами по- пал маленький зверек. Когда все вышли по- смотреть, что случилось, то увидели лисенка. Он еще слабо дышал, поэтому врач команды решил взять его с собой и попробовать вылечить. В Норвегии после нескольких предва- рительных игр «Металлург» вышел в финал и одержал победу в решающем матче. Ровно через час после этого на руках врача лисенок умер. Вернувшись домой, хоккеисты решили, что именно этот зверек и должен стать талисманом «Металлурга». Имя Тимоша для него придумали дети болельщиков. И теперь Тимоша вот уже 15 с лишним лет непременный атрибут всех матчей «Металлурга». Когда-то его избили в Москве армейские болельщики, и от разъяренной толпы фанатов маскота спас только ОМОН, а в 2005 году он и вовсе оказался в центре большого скандала. На последних минутах четвертьфинала плей-офф в Омске Тимоша появился около трибун с... дохлой курицей, насаженной на клюшку. У «Авангарда», как известно, есть второе неофициальное название — «Омские Ястребы», и с появлением МХЛ так стала официально именоваться молодежная команда клуба. Так вот Тимоша с помощью жирного бройлера хотел, по его собственному признанию, зажечь магнитогорских болельщиков. Шутка многим показалась неудачной. По крайней мере омичи всерьез оскорбились. На талисман соперников они обрушили такие трехэтажные ругательства, что впору было затыкать уши даже лисам из близлежащего лесопарка. Дальше — хуже: сразу после эпатажной акции Тимоши «Металлург» пропустил в овер- тайме гол, поставивший точку на дальнейшем участии команды в плей-офф. И тогда взвыли магнитогорские болельщики. Самые суеверные из них сочли, что маскот команды со своей злосчастной курицей просто сглазил удачу. Исполнителю роли Тимоши после этого очень долго не давали нормальной жизни — завалили обидными электронными письмами и эсэмэсками. Но дело это прошлое, и в последнее время Тимоша в скандальную хронику не попадал.

Теперь уже все почти все клубы КХЛ обзавелись собственными талисманами. Они есть и в больших клубах, и в маленьких, хотя при этом самые титулованные российские команды — ЦСКА, «Динамо» и «Спартак» — обходятся без маскотов. Совсем недавно у бело-голубых талисманом был волк, но с приходом в 2010 году новых руководителей от этого талисмана решили отказаться, а нового так и не придумали.

Среди талисманов клубов КХЛ, что, в общем-то, неудивительно, преобладают медведи. Именно этот представитель так популярной на Западе российской фауны выбран в качестве талисманов в Ярославле, Челябинске и Новосибирске. Белый медведь на матчах «Сибири» появился в 2001 году, а с недавних пор у большого медведя есть и маленький собрат. Еще в прошлом сезоне ново- сибирские мишки были безымянными и окликали их исключительно по номерам на форме: 1 и 1/2. Но затем болельщики сами выбрали имена для талисманов, поучаствовав в референдуме на официальном сайте. И если маленький мишка обзавелся логичным именем Умка, то его старший товарищ стал... Тарасом. Все совпадения, как принято писать в титрах, случайны. Зимой нынешнего года один Тарас уже покинул малую ро- дину и отправился в Питер, но у болельщиков остался его тезка.

Есть в зоосаде КХЛ куница («Салават Юлаев»), белый барс («Ак Барс»), рысь («Северсталь»)... Одно время на матчах новокузнецого «Металлурга» по трибунам ходили две огромные ростовые куклы из театра абсурда в виде шайбы и клюшки, но год назад официальный клубный сайт сообщил, что новым талисманом команды станет кузнец. Наверное, тоже не слишком фантазийно, но хоть что-то. Разумеется, жизнь маскотов наполнена самыми разными событиями. От вполне себе будничных, когда у талисманов «Локомотива» и рижского «Динамо» при выходе на лед отваливалась голова, что приводило в экстаз всех болельщиков, до вполне себе национально-поэтических: актер, появлявшийся на льду в шкуре рысенка Севы, признавался, что на первых порах главным желанием некоторых череповецких болельщиков было махнуть по стопочке с гигантской кошкой в соседнем баре. Болела ли у Севы наутро голова, история умалчивает.

Клубы ВХЛ тоже стараются не отставать от представителей элиты животного мира. И тут тоже есть где разгуляться фантазии. Здесь представлены соболь («Рубин»), медведь («Молот-Прикамье», «Торос»), бобер («Зауралье»), кот («Казцинк-Торпедо»). В Саратове талисманом «Кристалла» стал еж Степан. По легенде, этот талисман, который на официальном сайте клуба указан в разделе «Руководство клуба», стал олицетворением двух лучших саратовских хоккеистов — Михаила Шубинова, которого в команде звали Ежом, и Игоря Степанова по кличке Степа. В Орске народ на трибунах развлекает по мере сил Степан Хорьков. Правда, опознать в этом персонаже хорька вряд ли бы смогли, даже взяв дополнительную минуту на размышление, знатоки из «Что? Где? Когда?». При этом пресс-служба «Южного Урала» в новостях на клубном сайте спокойно размещает и такие пассажи: «В июле из отпусков выходят не только хоккеисты. В здании дворца спорта „Юбилейный“ появился Степан Хорьков. Это хорошо известный всем болельщикам талисман ХК „Южный Урал“. Изменившийся и похорошевший, немного загоревший и отлично отдохнувший, он с новыми силами готов трудиться на благо любимой команды».
Но дальше всех пошли в Ангарске. До недавнего времени по льду тамошней арены на коньках рассекала... морковь. Говорят, местные болельщики прозвали этого маскота «хрен в салате», а фанаты периодически гнали свою команду вперед кричалкой: «Другого нет у нас пути, вперед ведет морковка». Понятно, что клубные цвета по злой иронии судьбы совпадают с генетическим цветом моркови. Но в талисманы-то ее зачем? И интересно было бы узнать, удалось ли кому-нибудь из болельщиков Ангарска по примеру череповецких друзей пригласить этот талисман на рюмочку чая и как это вообще выглядит со стороны — выпить в компании с морковью? Впрочем, сейчас маскот у «Южного Урала» уже другой. И это даже немножко жаль.

В системе МХЛ почти нет самостоятельных клубов, однако доподлинно известно, что свой талисман есть у литовской «Балтики». Но это лишь значит, что впереди на этом пути нас ждет еще немало удивительных открытий.

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба