Зинэтула Билялетдинов: Нельзя раздавать ЗМС направо и налево! Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет.

"Товарищи хоккеисты, вас ждет Леонид Ильич…" Самые колоритные истории Кубка Первого канала

КАК ТРЕТЬЯК И ВАСИЛЬЕВ К БРЕЖНЕВУ ХОДИЛИ

 

На Призе «Известий»-1981 нашу сборную болельщики готовы были носить на руках. Еще бы! Ведь за три месяца до декабрьского турнира она с триумфом вернулась с Кубка Канады, разгромив в финале хозяев во главе со знаменитым тренером Скотти Боумэном с космическим счетом 8:1. А вратарь Владислав Третьяк был признан самым ценным игроком турнира.

 

– Играем в Москве с финнами, – вспоминает лучший голкипер XX века. – Уступаем 1:2. В перерыве мне и капитану команды Валерию Васильеву велят срочно подняться в правительственную ложу. Говорят, сам Леонид Ильич Брежнев хочет нас видеть. Взяли клюшку и майку, пустили по раздевалке, ребята быстро на них расписались, и вперед. Прямо в форме. Валере еще ничего, а мои доспехи весили под 20 кило. Одни щитки, набухшие от влаги, чего стоили. Но на то, чтобы их снять и потом надеть, ушло бы не меньше получаса.  

 

Приходим, Брежнев выглядит неважно, взгляд стеклянный. Дарим презент, а Леонид Ильич в ответ крякнул: «Что ж вы финнов каких-то обыграть не можете?!». Хорошо хоть, что обошлось без знаменитых брежневских поцелуев в засос… В третьем периоде все встало на место – мы победили 3:2.

 

Если честно, в день матча ко мне лучше было не подходить, я уходил в себя, никого вокруг не замечал, не здоровался, друзья за это даже обижались. Но тогда сказать нет было нельзя. Как потом выяснилось, жить главе государства оставалось меньше года…

 

КАК МИЛЛИОНЕРА ИЗ США В КОМСОМОЛ ЗВАЛИ

 

Первый Московский международный турнир прошел в 1967 году. Дата была звонкая! Его приурочили к 50-летию победы Великой Октябрьской революции – главному празднику в СССР.

 

– Чтобы сделать соревнования более представительными, было создано две сборных Советского Союза, – вспоминает двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров. – В одну вошли наши ведущие нападающие, и я в том числе. В другую – защитники.

 

На турнир также приехали две команды Чехословакии, поляки и канадцы. Это был первый международный турнир в СССР после ЧМ-1957.

 

Мы к тому времени были уже семикратными чемпионами мира. И вдруг поражение в первом же матче от чехов! Когда сборным СССР подошла пора играть между собой, ходили разговоры – не отдать ли для верности победу второй нашей команде? Она-то шла без поражений. Но в итоге сыграли честно. Мы победили с крупным счетом и заняли первое место. Помню огромный приз, который мне вручал тогдашний президент ИИХФ американец Тайер Татт. Этакую этажерку-небоскреб с хоккеистом на вершине.

 

…Сам приезд Татта в Советский Союз был тогда невероятным и крайне рискованным шагом. Ну как же – 50-летие революции. А в гости пожаловал миллионер, владелец золотых рудников в Колорадо. Когда американцу передали микрофон на открытии турнира, наши руководители хоккея на всякий случай мысленно простились с партбилетами, но…

 

– Поздравляю великий советский народ с праздником, – выпалил Тайер.

 

После первого периода его уже утащили пить водку в кабинет директора лужниковского дворца спорта. И там же предложили… вступить в комсомол!

 

На прощание миллионеру подарили расписную хохломскую ложку и двухкилограммовую банку икры. А вот комсомольский билет так и не вручили. Биография подкачала!

 

КАК СУДЬЮ МЕНЯЛИ В ПЕРЕРЫВЕ МАТЧА

 

Когда команда проигрывает – меняют вратаря. В России, правда, и тренера могут по ходу матча снять. Но на Кубке «Балтики» в декабре 99-го случилось и вовсе невероятное: российскому арбитру Александру Зайцеву пришлось выходить на лед прямо из-за стола, где он вместе с друзьями уже успел поднять пару тостов.

 

– Подставили, – смеется Зайцев. – Ведь даже запасным арбитром на той игре был не я, а Сергей Карабанов. Почему чех Балей не смог продолжить матч Россия – Швеция, точно не знаю. То ли он кредит большой взял, и ему сообщили, что жена ушла к кому-то вместе с этими деньгами, то ли еще что… Не вникал в это, да и не хотел вникать.

 

Надо было что-то быстро решать. И тогдашний руководитель нашего судейства Анатолий Баринов чуть ли не за шкирку меня из-за стола в перерыве матча вытащил. Сказал, что я должен идти и спасать родину.

 

Конечно, не результат делать, хотя наши и проигрывали, а Карабанова спасать – он должен был ехать на чемпионат мира в следующем году.

 

И вот, чтобы не возникло ненужных слухов вокруг него по поводу замены, решили подстраховаться. И выпустили меня. А я-то к тому моменту вместе с друзьями, как говорится, начал готовиться к Новому году. Да, выпил, чего скрывать, и все это видели, бутылка-то на столе стояла…

 

Хорошо хоть форму не увез с арены. Помню, как выходил на лед… Это просто кошмар. Думал: «Главное – не налажать». Ну и засчитал гол в ворота шведов. Их вратарь шайбу накрыл, я не свистнул, Сушинский ее выбил – и прямо на Кудашова. Тот не промахнулся. Ситуация – 50 на 50, я потом ее несколько раз на видео смотрел.

 

Вовсе я нашим не помогал – ерунда это все! Но гол ребят подстегнул, и в итоге все закончилось победой России – 7:5.

 

Балей потом передо мной извинялся, что подставил. Но уж очень я на него был зол. К слову, я потом на некоторое время очень популярным стал. Даже когда судил матчи российского чемпионата, мне иногда говорили: «Мы ж не шведы, чего ты нас бьешь?».

 

КАК ИЗ СБОРНОЙ ВЫГНАЛИ ПСИХОЛОГА

 

Нужна ли помощь лучшему вратарю планеты? Вопрос вроде бы риторический. Но на московском турнире случаются всякие чудеса, недаром он проходит перед Новым годом. Об одной из таких невероятных историй рассказал президент ФХР Владислав Третьяк.

 

– В декабре 1977 года к Виктору Васильевичу Тихонову перед турниром на призы газеты «Известия» подходит один мужчина.

 

– Я, – говорит, – психолог. С космонавтами работаю. И считаю, что помогу вашей команде.

 

– Вообще-то я с психологами никогда не имел дела. Но вот Третьяк у нас мнительный, поговорите с ним, – отвечает главный тренер.

 

И мы начали заниматься. Психолог давал упражнения: «Владислав, ты должен говорить себе: «Я – самый лучший вратарь. Сейчас все шайбы возьму. Я очень сильный. У меня отличное настроение». В общем, настраиваешься только на позитив.

 

Чувствовал себя прекрасно! На тренировках ловил вообще все! Вышел на матч со сборной Чехословакии и думал, что соперников в одиночку разорву. Но одна шайба кому-то в конек попала, другая – с рикошетом от шлема, третья – выход «2 в 0»…

 

Проиграли 3:8. В раздевалку влетает разъяренный Тихонов: «Где этот экстрасенс?!». С тех пор у нас в сборной никогда психолога не было…

 

Но я тот матч переосмыслил. Просто случилось жуткое невезение. И я уже сам для себя стал психологом, тесты разные устраивал. В последние годы карьеры удивлялся: «Как я эту шайбу взял? Вроде бы точно гол должен быть».

 

Самое важное – ментально настроить себя.

Стоит ли взять психолога в сборную России перед Сочи? А почему нет? Когда я работал консультантом в «Чикаго», там такой специалист был. Приходил в команду, работал с игроками. Да и в фигурном катании есть психологи. Они и в хоккее не помешают. А те 3:8 вспоминать не нужно. Это просто совпадение. Хотя тот турнир выиграла все-таки Чехословакия».

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба