"Эти бойкоты – просто чепуха" Папа Евгения Малкина: Женю с внуками не торопим

"МЕТАЛЛУРГ" – РУССКАЯ КОМАНДА

Ранней весной наш еженедельник опубликовал интервью с форвардом магнитогорского «Металлурга» Джастином Ходжманом. Канадец высказал мнение, что Пола Мориса пригласили в Магнитку «для того, чтобы изменить стиль, организацию игры команды. Пол делает хорошую работу. Он подстроил североамериканский стиль под европейских хоккеистов». Нынешним летом число канадских игроков в «Металлурге» достигло трёх. Больше бывало, пожалуй, лишь в «Витязе» времён его прочного аутсайдерства. Приглашение на пост главного тренера Майка Кинэна, почти всегда именуемого СМИ с эпитетом «железный», тоже подняло изрядную шумиху. Каким будет нынешний «Металлург»? Из «челябинско–усть-каменогорского» клуба двадцать лет назад превратится в «канадский»? Этот вопрос задан одному из самых опытных хоккейных топ-менеджеров нашей страны – Геннадию ВЕЛИЧКИНУ. Напомним, что нынешний вице-президент ХК «Металлург» чаще других получал приз имени Валентина Сыча – он пять раз признавался лучшим руководителем хоккейных клубов России.

Геннадий Величкин

НЕ СВОРАЧИВАТЬ С ПУТИ ОМОЛОЖЕНИЯ

    – Геннадий Иванович, каким вам видится нынешнее межсезонье магнитогорского ХК «Металлург» по сравнению с прошлогодним?
    – В каждом сезоне совершенно разная работа. В прошлом году она шла в одном ключе. В нынешнем – по-другому. На сегодняшний день мы выполнили практически всё, что намечали ещё в ходе предыдущего сезона. Соизмеряя цену и качество, наличие бюджета, состояние хоккейного рынка, практически выполнили задачу-минимум. Считаем, что на 99% готовы к сезону. Естественно, в соответствии с выбранной концепцией: не сворачивать с пути омоложения команды и выводить своих воспитанников на очень хороший уровень, не снижая при этом ни качества игры, ни стоящих задач.
    – Ваши географические соседи в Челябинске остро реагируют на отъезд молодых хоккеистов. В Магнитогорске с концепцией омоложения отношение к этому спокойное? У вас недавно ушёл лучшей снайпер молодёжной команды Дмитрий Михайлов и Кирилл Лебедев. И нет шума…
    – В настоящий момент у нас в определенной степени «перепроизводство» талантливых ребят. Мы дали им возможность готовиться в других клубах. Но не теряем надежды на их возвращение в будущем в Магнитку.
    – Речь обо всех ушедших?
    – Нет. Не буду раскрывать всех секретов. Мы просто так не расстаёмся с хоккеистами. Как бы сказать лучше? Расстаёмся не просто (улыбается).
    Аренда запрещена, однако нет запрета делать всё по Регламенту, как положено. Мы знаем, как. Пофамильно называть не буду, но ребята, с которыми связаны наши надежды, отправлены во временную командировку. Ушли работать, чтобы вернуться к нам на более высоком качественном уровне.
    Всех одновременно в одной команде подготовить невозможно. Каждый год из спортшколы выпускается 20-25 человек. Чуть меньше приходит в молодёжную команду. Пусть 75% или даже 50%. Поиграв год-два-три в «молодёжке», останется 25-30%. Это 7-8 молодых хоккеистов. Столько мы не «усвоим». Поэтому даём ребятам возможность уйти в другие клубы, чтобы потом вернуться.
    – Пример защитника Сергея Терещенко, вернувшегося из «Донбасса», тому подтверждение?
    – Совершенно верно. И таких примеров в будущем будет очень много.
    – Вы довольны сотрудничеством с орским клубом?
    – Да, мы довольны взаимодействием с «Южным Уралом». Думаю, орчане тоже. В прошлом году мы впервые сделали то, к чему стремились: этот клуб стал нам настоящим партнёром. Я бы сказал, что соблюдался тройной интерес: орского клуба, нашего клуба и самих хоккеистов. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить – получается очень хорошо.

СЕЛЕКЦИЯ НЕ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ

    – Удовлетворены ли вы работой СДЮСШОР «Металлург» на нынешнем этапе?
    – Работу школы мы немного пустили на самотёк. И есть парочка возрастов, наверное, не высокого уровня. Но с приходом нового директора школы Владимира Афонина мы немного поменяли концепцию отношения к СДЮСШОР. Снова вернули заинтересованность, занялись селекцией не только взрослых игроков. По отдельным возрастам, в командах которых не хватало лидеров, усилились, если была возможность. Надеемся подтянуть два последних перед выпуском года – 1997 и 1998-й. В частности, приняли в школу четырёх мальчишек 1998 г.р. К нам подъехали ребята из Омска, Тюмени и Казани. Точно так же будем относиться и к другим возрастам.
    Наша школа носит название «Олимпийского резерва». Надо оправдывать его – будем очень плотно заниматься этим вопросом.
    – Высказываются противоречивые мнения о драфте в России. Как вы считаете, нужен драфт КХЛ?
    – Драфт нужен обязательно! Но определенные моменты надо изменить. Я о них уже говорил, и моё мнение не изменилось. Во-первых, возраст хоккеистов для драфта надо приподнять на один год (дать мальчишкам поработать в своей системе, закончить общеобразовательную школу). Нужны ещё некоторые изменения. Тема весьма обширная. С ней я хорошо знаком не только как руководитель клуба, но и как человек, работавший с этим вопросом в КХЛ.
    Слышны ошибочные мнения: закрыть, забыть, покончить с ним. Нельзя этого делать. Драфт – это цивилизованная форма селекции молодых игроков. Но его структура должна быть немного видоизменена. Не нужно всё слепо копировать с НХЛ.

«РЕШИЛ НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ НИКОГДА»

    – Геннадий Иванович, «Металлург» вновь собирается играть без вратарей-легионеров. Не так давно в клубе был подобный трёхлетний период. Возвращение связано с неудовлетворенностью иностранцами?
    – Нельзя так говорить. Мы исходим из состояния «рынка спортивных талантов», наличия средств и поставленных на сезон задач. Здесь нет одного алгоритма. Это задача со многими неизвестными, которую мы пытаемся решить.
    Сейчас вратарский вопрос закрыт. У нас длинный контракт с Василием Кошечкиным. Есть хорошая молодая смена: и Саша Печурский, и Игорь Устинский. Он, кстати, был выбран нами на драфте КХЛ, что является положительным примером необходимости этой процедуры. Сейчас Игорь – кандидат в третьи вратари основной команды и первый номер в «молодёжке».
    – Следите ли за своими воспитанниками Игорем Бобковым и Антоном Худобиным?
    – Пусть следят болельщики. А мы работаем. Бобков раз и навсегда дал нам понять, что в Россию не вернётся никогда. Наверное, человек имеет право принять такое решение.
    А с Худобиным общаемся довольно тесно.
    – Наибольшая проблема была с комплектованием линии защиты? Тем более, не получилось договориться с Сергеем Гончаром…
    – Сейчас мы не видим проблем. Гончар рассматривался как очень желаемый, но не окончательный вариант. Были и другие. Считаем, что не произошло ничего страшного – раз нет Гончара, значит сохранилась часть бюджета. Она пойдёт на другие цели, иные варианты, которые помогут нам выигрывать.

«ИСКАЛИ ИСТОВО»

    – Год назад мы сообщали, что в «Металлурге» введена должность скаута…
    – У нас есть скаутское бюро, в которое входят три человека. Один работает по КХЛ, Европе и просматривает Северную Америку. Второй занимается молодёжной лигой и детскими школами. Третий скаут полностью охватывает высшую лигу.
    – Ваш клуб – не единственный ли в КХЛ с таким штатом скаутов?
    – У нас эта служба пока особо не рекламируется, и я не владею такой информацией. Да нам и не очень интересно, что делается у других. Знаем свою работу, понимаем её и выполняем, исходя из средств, возможностей и задач.
    – Геннадий Иванович, расскажите, как искали нового главного тренера.
    – Искали много, трудно и, я бы сказал, истово (смеётся).
    – С чьей помощью?
    – Как с чьей? С Божьей помощью… (улыбается) Конечно, была не одна кандидатура, а достаточно большое количество. Проходили дискуссии и с руководством комбината, и со специалистами, и внутри нашего коллектива – с оставшимся у нас тренерским штабом, с менеджерской службой. Здесь и Илья Воробьёв, и Женя Корешков, и Сергей Гомоляко, и я, и Виктор Филиппович Рашников. Он принимал самое непосредственное участие в принятии решения. Мониторили, анкетировали, проводили беседы… Шла обычная работа, как в любом уважающем себя крупном коллективе, когда ищут топ-руководителя. Наша кадровая работа мало чем отличается от других видов спорта или от финансовой, экономической, производственной деятельности.
    – Выбирали обязательно из заокеанских тренеров?
    – Рассматривались все варианты! Но европейский и российский рынки специалистов достаточно ограничены. В России люди растут, их стало много. Растут интенсивно – но пока ещё лишь растут. Исходя из этого, сделали свой выбор.

ШАГ ЗА ШАГОМ

    – «Металлург» одно время был «чешской» командой, потом «финской». Теперь становится «канадской»? Главный тренер и три хоккеиста из этой страны – для российской команды почти невидаль.
    – Нет. «Металлург» – это русская команда!
    – Приятно слышать. Но, судя по продолжению сотрудничества с канадцами, вы остались довольны прошлогодним опытом работы с ними?
    – Вы же понимаете, что мы не говорим так: наша команда была уровня СКА Санкт-Петербург, но всё проиграла. «Step by step». Движемся шаг за шагом. То место, которое мы заняли в прошлом году, в наступающем сезоне надеемся не занимать. Будем бороться за … (пауза) самые высокие места. Но движемся потихоньку, не торопясь. Если придерживаться курса на собственных воспитанников, форсаж не поможет. Даже может оказаться вреден.

«В ЭТОМ ВЕСЬ КАЙФ!»

    – Геннадий Иванович, вы занимаетесь этой работой уже два десятка лет. Какие приобретения вам вспоминать приятнее всего?
    – За все годы не было такого, чтобы мы взяли очень «звёздного» игрока. Не считаю Женю Малкина, который родился здесь и воспитан у нас.
    Достаточно большое количество приобретений оказалось удачным. Причём многие брались нами как «тёмные лошадки». И в этом весь кайф от удовлетворения своей работой: ты берёшь человека, на которого никто особо не рассчитывает, а он приходит и становится суперизвестным!
    Начну издалека. Это, конечно, и Корешковы Женя с Сашей, и Миша Бородулин, и Костя Шафранов, и Игорь Земляной…
    Потом пошёл другой возраст: Виталий Атюшов, Евгений Варламов, Андрей Разин, Саша Гольц…
    Потом Ян Марек – он заблистал, придя в Магнитогорск, и вышел на мировой уровень. Здесь и Томаш Ролинек, и Трэвис Скотт, который провёл совершенно замечательный сезон.
    Можно вспоминать очень долго… И повторю: на этих ребят никто особо не обращал внимания, а они раскрылись во всей своей красе.
    – Если кайф у вас вызывают «тёмные лошадки», то Данис Зарипов – обычное приобретение?
    – Зарипов и Мозякин – это другая серия! Они брались на ведущие позиции как «звёзды». Сюда же отнесу и Васю Кошечкина.

О «РЕАНИМАЦИИ» МОЗЯКИНА

    – Можно сказать, что вы «реанимировали» Сергея Мозякина для сборной?
    – Нет! Реанимировать Мозякина невозможно, потому что он очень живой! И в моральном плане тоже: он был лидером всегда – и в ЦСКА, и в «Атланте», и в Магнитогорске.
    – Со сборной страны ему просто не повезло?
    – Повезло – не повезло… Всё зависит от направлений, которых придерживается национальная команда. И в первую очередь – от главного тренера и генерального менеджера. Есть много примеров, когда игрок – суперхорош в отечественном чемпионате, а тот или иной тренер не видит его в своей концепции.
    Но если Серёжа будет продолжать показывать такой уровень игры, то наверняка дверь сборной для него не окажется закрытой.
    – С кем в звене он выходил в матче с «Ак Барсом»?
    – С Зариповым и Казионовым. В третьем периоде тренер немного передёрнул составы. Второй была тройка из двух чехов (Коваржа и Гулаша) и Тимкина. С третьим и четвертым звеньями шли эксперименты: меняли очередность выхода, их составы. У нас сейчас пять полных звеньев. Из них сформируем четыре пятерки. Пятый состав всегда будет готов выйти на помощь.
    – Гулаш неожиданно стал в плей-офф лучшим снайпером среди магнитогорцев?
    – Он пришёл к нам в конце сезона. Брали его, рассчитывая, что он удачно закроет позицию легионера. Сегодня это слишком значимая позиция. Кто её хорошо отработает, тот и будет выигрывать.

Сергей Чернышев. Фото Александра Овчарова

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба