Брент: Сёмин посоветовал "Торпедо" Билялетдинов пока не заговорил

Матс Сундин: образец лидера

Далеко не каждому одарённому европейцу по силам стать звездой в канадском клубе, да ещё и входившем в "оригинальную шестёрку". Он – стал.

Матс Сундин – шведский форвард-легенда

"Suddens" с английского переводится как "внезапный", но если бы переводилось любым другим более-менее подходящим прилагательным, всё равно нашего сегодняшнего героя в Америке называли бы именно так. Очень уж болельщики в НХЛ любят давать игрокам прозвища, созвучные с фамилиями. Ему, наверное, больше подошло бы "расчётливый" или даже может быть "сенсационный", но – что есть, то есть. Да и как ни называй Матса Сундина, он всё равно останется игроком-эпохой, как для национальной сборной Швеции, так и для команды НХЛ "Торонто Мэйпл Лифс".

Драфт 1989 года. Матс Сундин — первый европеец, задрафтованный под номер 1

Драфт 1989 года. Матс Сундин — первый европеец, задрафтованный под номер 1



Матс Сундин, будущий кавалер Зала славы ИИХФ 2013 года, родился 13 февраля 1971-го в пригороде Стокгольма. Блестящее будущее шведу предсказывали с юных лет, ещё когда он несовершеннолетним играл на ведущих ролях в "Юргордене", сперва на юниорском уровне, потом и на взрослом. Габаритный, но в то же время очень быстрый центральный нападающий с отличной техникой – Сундин выделялся из всего многообразия европейцев, просматриваемых в конце 80-х скаутами НХЛ, и на драфте-89 наступил его звёздный час, один из многих. Матс Сундин стал первым в истории европейским высшим номером драфта. Рискнуть не побоялись "Квебек Нордикс".

В домашнем чемпионате Сундин остался ещё на сезон. Это решение принесло ему звание чемпиона Швеции, причём в том плей-офф 19-летний парень не отсиживался за спинами более опытных товарищей по команде. Он брал игру на себя и забросил в итоге семь шайб в восьми матчах! Но и после этого в "Юргордене" даже не подумали о попытке задержать юного бомбардира у себя в составе. Это было честью для Швеции: отпустить его играть в лучшую лигу планеты, где талант Матса оценили выше, чем чей-либо. К слову, после него и по сей день представителей "Тре крунур" первым пиком никто не брал. И в этом ни малейшей вины Сундина нет, уж он-то за океаном развернулся во всей красе.

В первый же свой сезон за океаном швед провёл полную "регулярку", 80 встреч. Количество очков у новичка, никогда не игравшего на маленьких площадках, весьма впечатляло: 21+36, второе место в команде вслед за Джо Сакиком; однако оно уравновешивалось отвратительным для центра показателем полезности в "минус 24". Как раз, кстати, Сакиком и был занят игровой номер 19, под которым хотел выступать Сундин. Но канадец считался звездой, выбивал "сотни" одну за другой, и отдавать его номер новичку, естественно, никто не собирался. 

Матс Сундин в "Торонто"

Матс Сундин в "Торонто"

Тогда швед, не мудрствуя лукаво, выбрал 13-й. День своего рождения.

На "работу на ошибками" у Сундина ушёл ещё год, следующий сезон он учился исключать "обрезы" из своей игры. При этом результативность форварда лишь росла. И если до третьего контрактного года Матса в "Нордикс" – кто-то ещё сомневался в его способностях и перспективах, то весной 1993-го таких людей не осталось. 114 очков, почти 50заброшенных шайб, "плюс 21" в общей сложности, и команда в плей-офф. Правда, не дальше первого раунда…

Локаутный сезон-1994/95 Матс Сундин начал в "Юргордене". Странно было бы, отправься он куда-то ещё. Однако, выходя в нескольких матчах на лёд в форме родного клуба, швед знал, что в НХЛ он вернётся уже в другую команду: "Квебек" и "Торонто" совершили масштабный трейд с участием шести игроков и двух драфт-пиков. Кто бы думал, что в результате этой сделки "листья" приобрели своё счастье на ближайшие 13 лет? Укороченную "регулярку", дебютную за "Лифс", Сундин тогда провёл по графику "очко за игру". К тому времени в его арсенале значились уже не только крепкое телосложение, удивительная скорость и первоклассный бросок слева, в свои 23 года Матс Сундин был истинным лидером коллектива как на льду, так и вне его. Уже на следующий сезон ему доверили звание ассистента капитана, а ещё через год, когда в "Дэвилз" ушёл Дуг Гилмор, Сундин стал первым европейским капитаном в истории "Торонто". Сложно объяснить, насколько почётным считал швед это назначение, и насколько горд был факту, что его признали в клубе НХЛ, где ещё не так давно творил историю Берьё Сальминг. Забегая вперёд, скажем, что нашивку "С" на груди Матс заслуженно будет носить до конца своей карьеры в команде. Десять сезонов! Десять сезонов капитанства, десять сезонов не менее 70 набранных баллов с неизменно положительным "+/-"! Целая эра.

После окончания соглашения с "Торонто" Сундин почти целое лето раздумывал, продолжать ли ему карьеру. Шёл 2008 год, форварду исполнилось уже 37, и он страшно устал от постоянных физических нагрузок. Только вот результативность, несмотря ни на что, по-прежнему зашкаливала под 80 очков, и предложения поступали наперебой. В 

Матс Сундин — Олимпийский чемпион 2006 года

Матс Сундин — Олимпийский чемпион 2006 года

итоге швед согласился на годичный контракт с "Ванкувером", но уже по ходу сезона понял, что эта регулярка точно станет для него последней. Невыигранный Кубок Стэнли уже не манил так, как раньше, и мотивировать себя, когда от неизбежных в хоккее старых и новых травм болит всё тело, было всё труднее. В сентябре 2009-го Матс Сундин объявил: "Ухожу". 

К слову, в своём первом гостевом матче в составе "Кэнакс" против "Торонто" Сундин был встречен не свистом – овациями переполненного стадиона. И даже когда именно Матс забросил победный буллит, принося два очка своей новой команде, после свистка болельщики приветствовали его стоя. В этом клубе Сундин навсегда останется своим.

В регулярных чемпионатах НХЛ на счету нападающего остались 564 гола и 785 передач в1346 встречах, и его называют одним из лучших шведов, когда-либо игравших в Национальной хоккейной лиге. Но угадайте, какой швед с 1996 года получал звание капитана сборной, едва выпадала возможность приехать на международный турнир? Бинго! За годы выступлений в национальной команде Сундин выиграл семь медалей чемпионатов мира, из которых три золотые, а полный комплект – как раз в качестве капитана. 

В Турине, на третьей своей Олимпиаде, Матс Сундин набрал 3+5 в восьми встречах. И самым важным результативным баллом своей карьеры великий швед называет пас Никласу Лидстрёму на победный для Швеции гол в начале третьего периода финальной игры. Олимпийское золото – это самое дорогое, что может выиграть спортсмен. Это мнение один из двух шведов, входящих в Зал славы НХЛ, разделяет целиком и полностью.

Матс Сундин на церемонии введения в Зал Славы ИИХФ

Матс Сундин на церемонии введения в Зал Славы ИИХФ

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба