В Новогорске тренируется сборная России, и ее штаб сразу же столкнулся с большими сложностями Вячеслав Фетисов: Ночная Хоккейная Лига – самый масштабный спортивный проект в мире

Без рукоприкладства. Департамент судейства и арбитры объясняют, как нужно отбирать шайбу

Начиная с седьмого сезона в КХЛ действуют новые установки правил по сдерживающим фолам. Большое количество удалений в первых матчах чемпионата вызвало вопросы и даже нарекания. Департамент судейства КХЛ и арбитры лиги объясняют, как определяются данные нарушения и как нужно отбирать шайбу, чтобы не получить за это две минуты.

Уже в матче открытия 7-го сезона КХЛ ложа прессы недоумевала: «Что происходит?» Игроки едут друг рядом с другом, судья поднимает руку – удаление, и ничего не понятно. Более того, через пару игровых дней тот же вопрос стал задаваться игроками и тренерами, а чуть позже – генеральными менеджерами. Сейчас, когда возмущение пошло на спад, начальник Департамента судейства Александр Поляков и главные арбитры КХЛ Вячеслав Буланов и Роман Гофман окончательно расставляют все по местам, отвечая на недавно будоражившие хоккейную общественность вопросы.

ЗА ЧТО УДАЛЯЮТ? 
– Волна непонимания объяснима, – считает Александр Поляков. – Одно дело – говорить об изменениях в установках правил, другое – видеть их в действии. На льду это происходит именно так, как все сейчас видят. Когда я говорил об этом на совещании с руководителями клубов, то предупреждал, что будет много удалений, команды часто будут играть в неравных составах.

РОМАН ГОФМАН: Например, мы боремся с ударами по рукам и между рук. Если это идет в процессе борьбы и если игрок слегка попадает между рук, то это - элементы игры. Если же бьет с целью ударить – это две минуты. Не стал бы говорить, что многое изменилось: если раньше после несильного удара между рук судья смотрел за тем, что происходит дальше – сумел ли после этого соперник совершить техническое действие, не потерял ли шайбу, то сейчас мы караем за любой удар по рукам и между рук. Задача отбирающего шайбу игрока – играть в клюшку ниже нижней руки, не наотмашь. Подбивать ее снизу можно, бить по клюшке сбоку можно, но не сильно. Это не должен быть удар ради удара, и об ударах между рук игроки должны забыть. Целью игрока должен стать отбор шайбы, а не удар, который, в принципе, уже сам по себе хамство.

ВЯЧЕСЛАВ БУЛАНОВ: Все, что касается задержек руками и клюшкой, а также блокировок, осталось на том же уровне, никаких новшеств нет. Единственное – мы усилили контроль за ударом клюшкой: речь о рубящих ударах по клюшкам и между рук. До нынешнего сезона в ИИХФ и НХЛ данное нарушение оценивалось строже.

ПОЛЯКОВ: Можно клюшку подбивать снизу. Можно бить по клюшке ниже нижней руки, но не сильно. Ей можно работать: накладывать свою клюшку на клюшку игрока, похлопывать по клюшке и даже по корпусу. Все зависит от того, с какой силой это происходит. Если игрок бьет со всего размаха сверху вниз либо сбоку бейсбольным ударом – это удар клюшкой. Даже если он бьет по клюшке ниже нижней руки, не говоря уже о черенке клюшки между руками. Если игрок это делает, ему не нужно бежать за соперником: ударил сзади по рукам или по корпусу, отвлек его внимание, и дело сделано. Хорошо, если этим ударом он не нанес травму.

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ДАННАЯ УСТАНОВКА?

БУЛАНОВ: НХЛ и Международная федерация хоккея спорят, чье это новшество. ИИХФ на своих турнирах с начала 2000-х годов показывала необходимый уровень удалений, в том числе по сдерживающим фолам. У них были видеопримеры, объяснения на бумаге по задержкам клюшкой и руками, а также по блокировке. Но турниры у ИИХФ краткосрочные, на них нововведения применялись, а во внутренних европейских чемпионатах все это благополучно забывалось. В НХЛ же программу по борьбе со сдерживающими фолами целенаправленно запустили в сезоне-2005/06, снабдив ее многочисленными методическими материалами. ИИХФ поддержала эту тенденцию: в феврале 2006 года хоккейный турнир на Олимпийских играх в Турине должен был судиться по единым стандартам НХЛ с ИИХФ. Судей перед Олимпиадой специально собирали и объясняли им, что такое сдерживающие фолы. В России в середине чемпионата мы новые трактовки ввести не могли, поэтому стали применять их на практике с сезона-2006/07, базируясь на опыте НХЛ и ИИХФ. Летом мы неоднократно проводили семинары и совещания

в командах. В результате на предсезонных турнирах было большое количество удалений, а потом игроки опустили клюшки, стало в разы меньше задержек руками. Хоккей действительно стал более чистым.

ПОЛЯКОВ: По опыту общения с судьями НХЛ могу сказать, что положение у них было не из легких. Были и жалобы со стороны тренеров и игроков, и многочисленные высказывания про все тот же балет. Так же, как и у нас сейчас. И решение, как и в нашей ситуации, было принято коллегиально клубами, а не судьями, и его нужно было выполнять всем вместе. Нельзя же принимать решения, а потом от них отказываться. Это выглядит нелепо. Если есть цель, к которой нужно идти, надо достигать результата. Что касается введения новых трактовок у нас еще до создания КХЛ, то тогда уровень судей был разный. Одни судили на международном уровне. Другие – по старинке. Когда игру обслуживал судья международной категории, тренеры говорили: перестань нам мешать, суди, как судили нас в предыдущем матче. Арбитры, выполнявшие установки лиги, становились белыми воронами. Все это потихонечку затихло.

БУЛАНОВ: Да, был такой момент. Здесь очень важна поддержка руководства тех, кто выполняет эту линию. Те, кто много удалял, вызывали большое количество вопросов у хоккеистов и тренеров. Тех, кто судил по старинке, ругали меньше. Сейчас нужно поддержать всех арбитров в том, как они придерживаются линии Департамента судейства. Даже если команда играет втроем против пятерых, нужно все равно удалять их игрока снова, если нарушение очевидное.

ПОЛЯКОВ: Четыре года назад мы также начинали внедрять те же трактовки. Но пошли жалобы со стороны клубов, и эта инициатива опять свернулась. Теперь уже сами клубы вместе с судьями приняли решение, и отменять его в который раз - значит вновь сделать два шага назад. Департамент судейства хочет двигаться вперед.

ПОЧЕМУ СТОЛЬКО СВИСТКОВ?

ПОЛЯКОВ: На старте сезона судьи, безусловно, стараются показать стандарты удалений и где-то перебарщивают. Все это сейчас уйдет, останется только более строгая трактовка указанных выше правил: задержка клюшкой, удар соперника клюшкой, толчок клюшкой и так далее. Многие говорят о новых правилах, но никаких новых правил нет. Правила те же и нарушения те же. Просто судьи стали за ними более пристально смотреть, чтобы избавить наш хоккей от этих грязных действий, не дающих проявить себя хорошим, техничным игрокам.

БУЛАНОВ: Конечно, присутствуют и ошибки. Но они неизбежны в начале сезона. Да, все судьи не могут определять моменты одинаково. Это как в хоккее: есть первое, а есть четвертое звено. Просто нужно подтягиваться всем, ведь цель у арбитров одна.

ГОФМАН: Возможно, кто-то это понял буквально: мол, любой удар клюшкой по клюшке должен караться, и такие судьи стали давать штраф за все. Но это, я считаю, тоже неправильно. Если мы будем убирать любое касание клюшкой, то игрокам действительно станет тяжело. Некоторые ошибки в начале сезона можно списать на недопонимание. Но в то же время мы держим линию, строго выполняя свои задачи, понимая, чего именно от нас требует Александр Поляков. Ну и, конечно, стараемся не перегибать палку, не фиксировать все подряд, когда идут удары клюшкой по клюшке с целью отобрать шайбу.

КАК ИГРАТЬ ДАЛЬШЕ? 
ГОФМАН: В моей первой игре нынешнего сезона вопросов было действительно много. Вероятно, не до всех дошла информация. Игроки в корректной форме задавали вопросы, спрашивали, как действовать дальше. На мой взгляд, по прошествии нескольких игр они начали привыкать к новым установкам. Если сравнивать мою первую игру и шестую, то за удар соперника клюшкой, толчок или задержку клюшкой в первом матче было зафиксировано 8 нарушений, а в шестом – только 4. Теперь, если игрок проигрывает позицию, он не делает машинальный удар клюшкой, за счет которого он мог на какое-то время остановить своего соперника, как он делал это раньше. Теперь он начинает бежать за соперником, старается поднять ему клюшку, сыграть в шайбу. Это мне напомнило шведский чемпионат, где я судил по обмену. Там тоже велась борьба с такими приемами, и именно так сейчас там играют. Тогда я был приятно удивлен, что люди стараются играть в шайбу. В данный момент, я считаю, мы держим необходимый уровень, и команды постепенно начинают привыкать. Суть новых установок в этом и заключалась: убрать у игроков рефлекс удара клюшкой, когда позиция проиграна. Мы на правильном пути. К середине сезона хоккей в нашей лиге станет намного чище.

БУЛАНОВ: Если сравнить хоккей 2005, 2010 и 2014 года – это небо и земля. Смотришь свой матч и задаешься вопросом: «Почему ты за это не удалял?» Пропускались очевидные (на современный взгляд) нарушения, но тогда были совсем другие установки. Вроде бы в правилах те или иные моменты были прописаны, но если игрок не падал сразу, это как бы не считалось нарушением. Даже меня в детской спортивной школе учили: «Ты сначала подтяни соперника на клюшке, сбрось ему скорость, а потом ударь плечом». Это шло с детства.

ПОЛЯКОВ: Учиться никогда не поздно. Тот, кто учится на протяжении всей жизни, достигает высоких результатов. совершают же эти фолы в основном те, кто не обладает в должной мере хорошими техникой и катанием. И в данной ситуации нам нужно определиться, чего мы хотим: видеть красивый хоккей или же защищать тех, кто не умеет ни хорошо кататься, ни хорошо играть? Если мы хотим первого, то нужно просто ужесточить подходы к определениям нарушений правил, что мы (я имею в виду все наше хоккейное сообщество – как клубы, так и лигу) и сделали. Дальше будем держать ту же линию, которая была задана в начале сезона. В заложенных стандартах постараемся избавиться от «слабых» удалений, неизбежных в начале сезона.

БУЛАНОВ: По прошествии некоторого времени видно, что хоккеисты клюшки опустили. Все понимают, что если игрок выходит на ударную позицию и соперник использует свою клюшку не для отбора шайбы, а именно как оружие, чтобы помешать сделать бросок, то это штраф. Но почему-то в прессе по-прежнему пишут, что хоккей превращается в балет на льду. В игре, кстати, вопросов задают гораздо меньше. А вот в СМИ тема муссируется постоянно, и многие, к сожалению, по-дилетантски подходят к теме оценки нарушений.

ГОФМАН: Сейчас идет давление на арбитров: мол, идея хорошая, но мы что-то неправильно делаем. Уверен, мы все делаем правильно. Если что-то пойдет не так, Департамент судейства нас подкорректирует. Криков и шума по поводу удалений вскоре станет меньше, все привыкнут. Я перед матчами стараюсь не читать хоккейную прессу, чтобы не вникать в нюансы, не забивать голову лишними мыслями. Просто стараюсь делать свою работу лучше от игры к игре.

ТАК СТАНЕТ ЛИ ХОККЕЙ «БАЛЕТОМ НА ЛЬДУ»? 
ПОЛЯКОВ: Посмотрите матчи НХЛ. Разве там балет? Или взгляните на шведскую лигу. Нет, там отличный хоккей. Мы не уничтожаем силовую борьбу, мы говорим только о задержке клюшкой, ударе клюшкой, задержке руками, подножке. Никто не собирается запрещать силовые приемы, если они правильно исполнены: без удара в голову, без атаки сзади, без толчка на борт и не только ради того, чтобы ударить. Даже сейчас в любой стране я могу найти массу примеров, когда один игрок бьет другого уже после того, как тот расстался с шайбой, и никаких санкций к нему не применяется. Силовой прием нельзя регламентировать «от и до». Важно, как именно бьют и для чего: чтобы отобрать шайбу или чтобы нанести сопернику травму? Можно провести силовой прием и позже условных трех секунд после расставания игрока с шайбой. Вопрос только в его чистоте: не должно быть удара в голову, подпрыгивания и прочих неспортивных элементов. То же самое должно быть и с ударом клюшкой. Если в пылу борьбы игрок просто дотронулся до рук соперника, никакого нарушения правил фиксироваться не должно.

БУЛАНОВ: Заметил, что силовой борьбы в последние дни даже прибавилось. Это очевидно, ведь вместо того, чтобы цеплять, теперь надо играть в тело. Менее техничные команды должны противостоять более техничным за счет скорости и силовой борьбы. Именно так они должны компенсировать отставание в технике. Считаю, что с качественной физической подготовкой это возможно.

ПОЛЯКОВ: Если говорить о симуляции, возможной после ужесточения установок, то здесь я не вижу проблемы. Если был фол, то он был. Что дальше делает игрок: просто падает или дополнительно делает пируэт, скорчившись от боли, - это уже другой вопрос, следующий эпизод. Если же удара клюшкой не было, а игрок выбросил перчатку, изображая боль, - его надо наказывать. Конечно, бывает и обратная сторона: после касания высоко поднятой клюшкой шлема игрок падает на лед, показывая всем, что ему очень больно, но травмы у него нет. Судья тем не менее дает за нарушение две минуты, а симулянт играет дальше. За такие вещи нужно штрафовать.

БУЛАНОВ: Считаю, что изменения определений и трактовки нарушений правил в хоккее имели скорее эволюционный, нежели революционный характер. Менялся хоккей, скорости становились выше, и правила постепенно подстраивались под новые реалии игры. Судить сейчас стало намного сложнее. Права на ошибку практически нет. Большинство игр транслируется напрямую в хорошем качестве, запись матча также доступна. Если ты взял определенный уровень, то уже не имеешь права оставлять без внимания какие-то фолы.

ПОЛЯКОВ: Со временем появлялось все больше габаритных игроков. Поначалу они были медлительными, часто применяли клюшку, чтобы достать соперника. Потом это начали делать все. При инспектировании матчей было хорошо видно, как техничные игроки с отличным катанием ничего не могли сделать против зацепов. Посадил игрока «на вилы» (задержка корпуса игрока путем просовывания клюшки между телом и руками и последующим ее приподниманием. – Прим. авт.) – и никуда он не денется. Приходилось делать выводы, вносить изменения в правила и установки. Конечная цель всех наших усилий – увидеть на льду красивые технические действия, больше заброшенных шайб. Зачем игрокам платят большие деньги? В первую очередь для того, чтобы они забивали голы, показывали свое мастерство, демонстрировали свои атакующие навыки; чтобы на них шел зритель. А те, кто не умеет правильно использовать свою клюшку – цепляют, лупят ей по телу, по рукам, по ногам, выводя из строя хоккеистов, которые радуют нас своей игрой, – должны наказываться.

Материал опубликован в журнале КХЛ «Горячий лед» (№2, сезон 2014/2015)

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея
  • 16 мая 2024

    Крис Ли: заблиставший после 30

    KHL.ru продолжает серию материалов об игроках и тренерах, ставших легендами лиги. В новой статье рассказ о двукратном обладателе Кубка Гагарина Крисе Ли, которого от безызвестности спасли отъезд в Европу и игра в КХЛ.

    270 3

  • 16 мая 2024

    Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет

    Сегодня 16 мая вы можете посмотреть следующие хоккейные трансляции (время московское)

    1065

Партнёры клуба