"Буря" нижегородцев и спокойствие ЦСКА. Обзор матчей 28 января "Львы" развеяли миф о таланте Третьяка

А наши ребята за ту же зарплату?

Стоимость национальной валюты РФ по отношению к доллару за прошедшие полгода "просела" чуть ли не вдвое – с 35,04 (на 23 июля) до 67,39 (на 28 января) рубля за "американца". Большим подспорьем в этой ситуации для клубов КХЛ стала практика заключения контрактов в рублях. Вопрос в том, повлияет ли девальвация российской валюты на уровень играющих в КХЛ хоккеистов. Не приведет ли она в конечном итоге к массовому оттоку качественных игроков, особенно – легионеров.

Надо отдать должное существующей в КХЛ дисциплине. Недовольство легионеров обвалом рубля на валютном рынке удалось быстро и решительно купировать. Достоянием общественности стали единичные эпизоды протеста со стороны иностранцев. Наверное, самый большой резонанс получили история с Коскиненом в "Сибири" и комментарий Гласса для зарубежного издания. Плюс еще Стэплтон поделился своим мнением: каждое утро просыпаешься с чувством, будто кто-то крадет у тебя деньги из кармана.

Иной раз кажется, что проблема носит надуманный характер. Часто приходится слышать, что легионеры оказались в одинаковой ситуации с российскими хоккеистами. Но это поверхностное представление. Нельзя недооценивать принципиальную разницу между отечественными и зарубежными хоккеистами. Легионеры основное бремя расходов все-таки несут в иностранной валюте. Хотя понятно, что у кого-то из наших спортсменов тоже есть зарубежные активы и бизнес, требующий валютных поступлений. Но это все же, согласитесь, несколько иная история.
 
Понять беспокойство легионеров можно. Как и то, что некоторые из них после окончания контракта предпочтут уехать в другие лиги. Более того, будет удивительно, если никто не уедет. Не очень понятно, зачем тогда было платить игроку, скажем, миллион долларов за сезон, если он вполне готов играть и за пятьсот тысяч? В самом безобидном случае напрашивается вывод о компетентности клубного менеджмента. Если копнуть глубже, неизбежно возникнет вопрос, сколько же тогда на самом деле получают игроки, а сколько в итоге оседает в карманах различных посредников?..
 
Ситуацию на трансферном рынке КХЛ в межсезонье будут определять несколько факторов. Первый – количественный состав лиги. Ясно, что ее сокращение увеличит предложение на рынке свободных агентов. Тем паче, если будут свернуты зарубежные проекты.
 
Второй фактор – пакет антикризисных мер. Принять такие меры все же придется. Практика заключения рублевых контрактов лишь отсрочила эту необходимость. Нужда заставит разработать механизм, позволяющий хоть как-то компенсировать дальнейший обвал рубля. Либо в КХЛ предложат какую-то универсальную схему. Либо в каждом конкретном случае при заключении контракта агенты постараются увеличить спекулятивную составляющую, что характерно для высокорискованного бизнеса. И это скажется на массовом уровне тех же легионеров.
 
Судьбоносным обещает стать повышение минимального зарплатного бюджета. Это не столько сократит разницу между клубами, как предположил в эфире Спорт ФМ вице-президент СКА Роман Ротенберг, сколько поставит отдельные клубы на грань выживания.
 
Удастся ли сохранить КХЛ своих "звезд"? Реальную конкуренцию российским клубам может составить лишь НХЛ. С Ковальчуком и Радуловым вопрос наверняка решат в индивидуальном порядке. На Мозякина и Зарипова очередь за океаном не выстроится. Если в Северную Америку соберутся Панарин, Плотников, Энлунд, Да Коста, Зайцев, то меркантильный вопрос для них не будет приоритетным. Но таковых в КХЛ как раз не очень много.
 
А Ян Коварж или, скажем, Стив Мозес могут, конечно, и рискнуть, попробовать себя в НХЛ – с тем же, пожалуй, успехом, что и Линус Умарк, Роман Червенка, Йохан Харью, уезжавшие в свое время из КХЛ. Откровенно говоря, просто не вижу в мире такой лиги, которая способна была бы заплатить тому же Яну Коваржу те деньги, которые он получает в "Магнитке".
 
Более всех потеряют от девальвации рубля небогатые российские клубы – те, что вербовали за рубежом себе лидеров за 0,5 – 1,5 млн. долларов/евро, то есть, грубо говоря, на контракты от 17,5 до примерно 70 миллионов рублей. Что по нынешнему курсу составляет чуть меньше миллиона евро и чуть больше миллиона долларов. Именно в этом сегменте КХЛ рискует понести самые большие кадровые потери. Ибо выбор между путешествиями от Владивостока до Загреба за 1 млн. USD и поездками на автобусе по Швейцарии за 500-700 тысяч CHF (франков) не столь очевиден. "Сибирь" или "Берн"? "Югра" или "Давос"? "Адмирал" или "Цюрих Лайонс"? А вы бы что выбрали?
 
Пару лет назад КХЛ опубликовала суммы контрактов игроков в сезоне-2012/2013. Так вот, в сегменте от 500 тысяч долларов (примерно от 15 млн. рублей) до 1,5 млн. евро (60 млн. рублей) в ту пору были сосредоточены почти 40% всех контрактов. Причем, это наиболее квалифицированные игроки у большинства российских клубов. 

 
Обратите внимание, что в ту пору в небогатых отечественных клубах – "Автомобилист", "Кузня", "Нефтехимик", "Северсталь", "Сибирь", "Югра" - либо вовсе не было хоккеистов с контрактами более $1 млн. (30 млн. RUR), либо таковых насчитывалось не более одного человека на команду.
 
Простые подсчеты показывают, что весной легионеры КХЛ из небогатых клубов окажутся перед серьезным выбором. В Швейцарии им могут предоставить сопоставимые (от 500 тысяч CHF) контракты и лучшие бытовые условия, но в NLA действуют ограничения на иностранцев. Придется либо поработать локтями в тренировочных лагерях, либо сменить спортивное гражданство, на что североамериканцы (главным образом, канадцы) идут весьма легко.
 
Примерно на одном уровне по зарплатам находятся шведский и немецкий чемпионаты – SHL и DEL, где квалифицированные игроки зарабатывают 200-300 тысяч евро за сезон. В Германии играют более сотни канадцев и почти полсотни американцев, для которых DEL стала хорошей альтернативой низшим лигам Северной Америки. А вот в SHL довольно часто уезжают как раз после КХЛ. Чешские ветераны, как показывает практика, заработав в Северной Америке и России, весьма охотно возвращаются заканчивать карьеру в родной Экстралиге…
 
Вряд ли, однако, даже небогатые клубы откажутся от вербовки легионеров. Пока в КХЛ существует нынешний лимит на иностранцев, зарплаты россиян останутся неоправданно завышенными, а с точки зрения соотношения цены и качества, зарубежные хоккеисты будут выгодно отличаться от доморощенных. Только теперь на 25-30 млн. рублей за сезон небогатые клубы КХЛ не всегда смогут пригласить хоккеистов национальных сборных Словакии, Чехии, а тем более – Швеции или Финляндии.
 
Выходом из ситуации наверняка станет ангажемент канадцев с двусторонними контрактами. Таких, например, как Крис Бурк, который пару раз безуспешно пытался закрепиться в КХЛ – в Мытищах и Казани. Летом 28-летний центральный нападающий заключил двусторонний контракт с "Нью-Йорк Рейнджерс", по которому сейчас зарабатывает 350 тысяч долларов АХЛ. По меркам АХЛ это щедрая зарплата – большинство игроков с двусторонними контрактами зарабатывают раза в два меньше, а есть и такие, у которых контракты меньше $100 тысяч. За счет таких теперь и смогут закрывать легионерские вакансии клубы КХЛ с небольшими бюджетами.
 
В целом, конечно, все, что не убивает, делает нас сильнее. В этом смысле кризис потребует от КХЛ выработать более эффективные механизмы стрессоустойчивости. Что увеличит запас прочности. У тех, кто переживет девальвацию рубля.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Шепелев, главный тренер ХК "Адмирал" (Владивосток).

– Сергей Михайлович, девальвация рубля как-то отразилась на отношении к делу легионеров, на их самоотдаче, дисциплине?
– Нет, даже разговоров у них на эту тему нет. Руководство клуба объяснило легионерам ситуацию. Это же не вина клуба. Такая ситуация в стране сложилась.

Владимир Вдовин, генеральный директор ХК "Лада" (Тольятти).

– Владимир Николаевич, по вашим ощущениям чехарда с курсом рубля как-то повлияла на настроение легионеров команды?
– В той же степени, что и на остальных игроков, работников клуба – мы все находимся в одной упряжке. Каждый по-своему, наверное, это переживает. Но все общаются друг с другом, с игроками из других команд. Руководители клубов подписали меморандум о том, что не будут компенсировать рост валютного курса. Все оказались в одинаковых условиях – вся страна.
 
– Не приведет ли стремительная девальвация рубля к тому, что наиболее мастеровитые легионеры покинут КХЛ? Скажем, при нынешнем курсе валют хорошую альтернативу может предложить швейцарский чемпионат – сравнительно высокие контракты, поездки на автобусе, высокий уровень жизни в стране…
– Мне кажется, игрокам будет интереснее играть в КХЛ, поскольку у нас выше уровень чемпионата. Хотя, в принципе, каждый волен делать свой выбор. И правильно Ковальчук сказал: если кто из иностранцев не хочет здесь играть, может уезжать. Радулов же с Ковальчуком никуда не уезжают.

Сергей Михалев, заслуженный тренер России.

– Экономическая ситуация в России и резкое падение курса рубля отразятся в самом ближайшем будущем на качестве приглашаемых в КХЛ легионеров?
– Не думаю. Мне кажется, клубы что-нибудь придумают. К тому же, падение курса рубля касается не только легионеров, но и российских хоккеистов. А еще в большей степени – рядовых граждан страны. О них надо думать, а не о легионерах. Легионеры никуда не денутся – будут играть.

Петер Подхрадски, защитник ХК "Лада" (Тольятти).

– Что думаете о злополучном падении курса рубля по отношении к доллару и евро?
– Есть вещи, на которые я не могу повлиять. Я не единственный иностранец в КХЛ, которого коснулась ситуация с курсом рубля. Понятно, все следят за изменениями курсов валют. Все иностранцы, наоборот, хотели бы, чтобы курс рубля рос (улыбается)… Мне кажется, не надо этим забивать себе голову. У моей жены есть брат, который работает в банковском бизнесе. Он говорит, что в бизнесе, как и в хоккее, день на день не приходится – бывают взлеты и падения. 
0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба