"Ак Барс" разгромлен в Нижнекамске. Обзор матчей 31 января Олимпийский чемпион Андрей Коваленко: Зачем опытных игроков лишний раз тащить в сборную?

Уфимские громы и молнии: чем закончится противостояние в "Салавате Юлаеве"?


В башкирском хоккее сильно штормит. Отголоски это шторма прорываются в СМИ в виде отдельных высказываний генерального менеджера клуба Леонида Вайсфельда и главного тренера Игоря Захаркина. Именно они позволяют сделать вывод о серьезности трений между руководством клуба и руководством команды. Речь тут идет не более и не менее, как о противостоянии структурном, системном, противостоянии советской и заокеанской систем формирования и жизнедеятельности профессионального хоккейного клуба.

Начнем с того, что и Вайсфельд, и Захаркин – абсолютно неконфликтные люди по самому складу своего характера. В других командах в подобной ситуации давно летали бы клочки по закоулочками, фигуранты исполоскали бы грязное белье друг друга во всех возможных СМИ, и дело вполне могло бы дойти до физического оскорбления друг друга. Но в нынешнем "Салавате" подобное невозможно в принципе, и на это тоже необходимо брать поправку.

Леонид Вайсфельд неоднократно рассказывал о своих принципах работы. О том, что принципы эти больше соответствуют заокеанским, где генеральный менеджер в клубе является второй фигурой после Бога, не только комплектует саму команду, но и нанимает (а значит, и увольняет) тренерский штаб. А также несет полную ответственность за результат. Для Вайсфельда абсолютно неприемлим вариант: "А ну-ка, добудь мне из-под земли конкретного Тяпкина-Ляпкина, и наплевать, сколько это будет стоить". Для него все Тяпкины-Ляпкины несут куда менее персонифицированные характеристики. Например, такую: левый защитник с правым хватом.

Игорь Захаркин привык к несколько иной форме взаимоотношений генменеджера и главного тренера. К той форме, где мнение тренера более весомо, где именно он занимается точечной селекцией под себя, оставляя генменеджеру в основном лишь технические функции. Такая форма дважды приносила успех, но нельзя забывать, что успехи те были достигнуты в тандеме с Вячеславом Быковым.

Переход на западную систему структуризации дается российскому хоккею очень и очень тяжело. Удачных примеров совсем немного, одним из таких является, безусловно, новосибирская "Сибирь", где главный тренер имеет абсолютную и полную свободу, но только в пределах раздевалки. Еще более удачным примером можно считать "Магнитку", где в свое время аналогичный уфимскому конфликт между вечным гендиректором Геннадием Величкиным и абсолютно авторитарным тренером Федором Канарейкиным хоть и привел к победе в чемпионате, но в итоге вплотную подошел к рукоприкладству.

В наших реалиях западная система весьма уязвима. Работает она лишь тогда, когда руководитель клуба имеет безграничный авторитет в глазах всех - от болельщиков до хозяев. Вариант, когда приходишь и руководишь тем, что есть, для русского человека совершенно неприемлим. В стране, где любой мало-мальский начальник начинает свою деятельность с трудоустройства вокруг себя своей команды, где на первом месте находится отнюдь не профессионализм, а личная преданность, трудно ожидать чего-то другого. У Вайсфельда была своя команда, был свой тренер, Анатолий Емелин. Ситуация вынудила его прибегнуть к помощи профессионала, после чего нынешний конфликт стал лишь делом времени, откладываясь до тех пор, пока результаты перестали удовлетворять.

Рано или поздно, но наш хоккей придет к западной системе. Для этого понадобится много времени, поскольку полная работоспособность западной системы возможна лишь в условиях существования профессионального хоккея как бизнес-проекта, себя полностью кормящего и полностью же окупающего. А пока подобные конфликты неизбежны, и их интенсивность будет зависеть лишь от степени внутренней интеллигентности действующих лиц.

Что ждет болельщиков в Уфе? На этот вопрос трудно ответить однозначно. С одной стороны, Игорь Захаркин является одной из трех сакральных для уфимского хоккея фигур наряду с Вячеславом Быковым и ушедшим от нас в лучший мир Сергеем Михалевым. С другой стороны, мы уже видели, что даже с сакральными фигурами в солнечном Башкортостане особо не церемонятся. Достаточно вспомнить второе пришествие Михалева или увольнение в Нефтекамске дважды братиноносного Руслана Сулейманова. В любом случае, результат этого разрешения позволит сделать достаточно целостный вывод о направлении и скорости движения нашего хоккея.

Хотя бы в одном отдельно взятом хоккейном регионе России. 
0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба