Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет «Салават Юлаев» подписывает уже третьего канадца. Чем уфимцам поможет Нэйтан Тодд?

Роднова: «Вся моя жизнь — сплошной хоккей с самого детства»

Елизавета Роднова закончила регулярный чемпионат 2023/2024 вторым бомбардиром «Агидели», набрав за 41 матч 57 (16+41) очков. Это её лучший результат в карьере. Однако уфимский клуб не смог побороться за кубок ЖХЛ, уступив в 1/2 финала петербургскому «Динамо-Неве». Сама Елизавета признаётся, что хоккейный год получился непростым.

«От сезона осталась недосказанность»

— Какое послевкусие осталось от сезона 2023/2024? «Агидели» непривычно заканчивать чемпионат не в финале?
— Был тяжёлый момент, когда мы проигрывали последний матч. Хорошо помню свои ощущения. У нас с девчонками состоялась беседа перед игрой. Аня Пругова произнесла такую фразу: «Девчонки, либо мы сейчас выходим и исправляем ситуацию, либо эта ответственность и разочарование останутся с нами на восемь месяцев до следующего сезона». Эта фраза настолько запала мне в голову. Я и сейчас иногда её вспоминаю. Серьёзно, ведь так и есть. Мы могли переломить серию, могли побороться. От сезона осталась недосказанность. Когда ты не в первый раз играешь в финале, то понимаешь, что надо рассчитать силы на всю дистанцию плей-офф. Каждый матч играешь от ножа, но держишь в уме финал. А получилось так, что мы закончили рано. И что дальше? Даже не рассчитывала, что всё закончится так быстро.

— Насколько тяжело нести эту ответственность, понимая, что для «Агидели» нет другой задачи, кроме кубка?
— Это тяжело психологически на начальном этапе. После выигрыша кубка ты уходишь в отпуск на позитиве, в хорошем настроении. И после отпуска тяжело переключиться и втянуться в работу. Только в сезоне понимаешь, как поймать ритм, понимаешь, что всё забыто, что всё, что выиграл раньше, ничего не значит на сегодняшний день. Соперники всегда настраивались на нас, как на чемпионов. Это придаёт стимул и азарт. Особых сложностей из-за этого нет. Мы играем в сезоне как все. Может быть, в конце карьеры, когда уже закончишь играть и посчитаешь, сколько у кого кубков и медалей, тогда это будет бить по самолюбию и придёт другое осознание.

— Игроки «Агидели» чувствуют себя раздражителями для других команд?
— «Агидель» — соперник, которого всегда хочется обыграть. Даже по себе могу сказать, что в матчах бывают моменты, когда замечаешь, что соперницы хотят сделать какую-то пакость. В хорошем смысле слова. Все хотят показать, что они сильнее, что они могут нас обыграть. Это нормально, мне нравится такая конкуренция. Потом смотришь другие матчи и со стороны кажется: «Почему против нас не играют так монотонно, почему не все возвращаются в оборону, когда происходит контратака?». Лично мне от этого только приятно. Значит, на нас настраиваются по-особенному. 

— У вас есть команда, которую особенно хочется обыграть?
— Команды первой четвёрки: «Торпедо», «Бирюса» и «Динамо-Нева». С этими командами принципиальные игры, всегда настраиваемся серьёзно. Самые принципиальные игры всё-таки против «Динамо-Невы». В этой команде работает тренер сборной России. Хочется доказать, что ты достоин играть в сборной. Мы проиграли «Динамо-Неве» три года назад. Потом выиграли в финале, а в этом году снова проиграли. Это для меня самый принципиальный соперник.

«К молодым девчонкам идёт доверительное отношение тренера»

— Команд в ЖХЛ не так много. Нет усталости от одних и тех же соперниц?
— Честно, нет. В Лиге появляются новые лица, новые молодые девчонки, которые показывают классную игру. Возьмем ту же «Бирюсу», где много молодых девчонок зашли в этом году. В то же время интересно наблюдать за теми игроками, которые стабильно идут в лидерах по статистике каждый сезон. Взять ту же Оксану Митрофанову, которая стала лучшим бомбардиром сезона. Она заявила о себе не так давно. Лиза Шкалёва взяла приз лучшему снайперу. Она играла в «Торнадо», перешла в «Торпедо» и тоже заявила о себе. Я рада, что появляются новые лица. Конкуренция есть, команды подравниваются. Я вспоминаю 2019 год, когда мы стали чемпионами. Так вот мы, мне кажется, проиграли всего два или три матча в сезоне. А сейчас такого нет. Это делает чемпионат только интереснее. Пусть лучше будет восемь команд, которые конкурентоспособны, нежели 16 или больше, с которыми получатся проходные матчи для набора очков и статистики.

— Оцените потенциал женского хоккея, чтобы Лига пополнялась новыми именами и, возможно, командами? Много ли совсем юных девушек заходят в ЖХЛ?
— Возьмём нашу команду. В «Агидели» появляются новые девчонки, к ним идёт доверительное отношение со стороны тренера. Я это ощущаю даже в сравнении с тем, как было со мной, когда в пришла в 15 лет в ЖХЛ. Такого отношения, конечно же, не было. Сейчас некоторым дают авансы, подход изменился. Тренеры развиваются и учитывают многие психологические моменты. В «Агидели» и сборной России тренеры очень кропотливо подходят к своему делу: стараются больше работать с молодыми не только в плане физики, но и психологии и элементарной поддержки. Новое поколение — достаточно ранимое. Дети очень восприимчивы, не так просто найти подход к ребёнку, чтобы он показывал стабильную игру. Чем больше будет компетентных тренеров, тем больше молодых девчонок будут раскрываться в ЖХЛ. Сейчас для молодых игроков очень лояльные условия. Сделан акцент на развитии. Как будущая мама я бы спокойна отдала ребёнка в женский хоккей, понимая, что результат будет гораздо лучше, чем нежели это было три-четыре года назад.

— Продолжая тему компетенции тренеров, я задумался о том, что у Анны Пруговой получилась бы успешная карьера тренера или руководителя клуба, а, возможно, и всей Лиги.
— Она и сейчас выполняет роль наставника в команде. Аня — наш лидер. Она берёт на себя много командной работы, которая не прописана в контракте. Да и просто может элементарно помочь советом. Она, как и многие девчонки-хоккеистки, получает образование. Я сейчас тесно общаюсь с девушками более взрослого поколения. Они все активно учатся, заканчивают университеты. Причём не просто хотят получить диплом, а именно учатся и посещают занятия. Девушки хотят развивать женский хоккей: устраивают кэмпы, тренировочные лагеря. Это очень приятно, что девочки стремятся к развитию. Это будет большой шаг вперёд, если наш менталитет в женском хоккее поменяется в сторону женщин-тренеров. Я на самом деле даже вижу это в будущем, потому что девчонки горят своим любимым делом.

— Как понимаю, вы сами учитесь на психолога?
— Да. У меня есть физкультурное образование. Решила ещё закончить психологию. Это будет полезно, если стану тренером. Сейчас я ещё обучаюсь в ВШТ на скаутинг. Подумала: «Почему бы и нет?». Есть такая возможность, я попробую, а дальше будет видно. В будущем вижу себя в спортивной индустрии.

— Представляю, какая через 7-9 лет будет конкуренция среди тренеров в ЖХЛ.
— Да, конкуренция будет очень серьёзной. И это здорово! Чем выше конкуренция, тем лучше результат. Это только положительно скажется на развитии женского хоккея. Я сама понимаю, что многие мои подружки по хоккею очень перспективные. И это меня очень радует и вдохновляет. Их примеры стимулируют идти вперед, учиться и участвовать в чем-то. Многие девчонки стараются продвигать женский хоккей. У нас между собой есть такое понятие: «А кто, если не мы?». Не придет какой-то великий медийный спонсор просто так. Нужно популяризировать женский хоккей, чтобы он заинтересовал людей.

«Играла со сломанными пальцами очень ответственные матчи»

— «Агидель» не вышла в финал ЖХЛ, но показала лучший результат для уфимских команд в сезоне. Как реагируете на слова о том, что «Агидель» — самый успешный клуб города и республики?
— В системе «Салавата» к нам относятся уважительно. Нас любят, ценят, даже оберегают. Мы чувствуем себя под крылом «Салавата». Мы часто ходим на матчи команд Континентальной хоккейной лиги и Молодёжной хоккейной лиги. С «Толпаром» мы играем в одном ледовом. Часто пересекаемся до или после тренировок. Иногда травмированные ребята выходят с нами покататься. Мы, конечно, поддерживаем «Салават», общаемся со многими игроками. Расскажу историю. Когда мы выиграли второй матч в Екатеринбурге в первом круге плей-офф, то на обратном пути смотрели решающий матч «Салавата» и «Трактора». Мы ехали в автобусе, сеть ловила плохо. «Салават» вёл 2:0, ничего не предвещало беды. Из-за плохой связи мы пропустили часть матча. А потом на одной из остановок узнали, что наша команда проиграла. У всех девчонок было огромное разочарование. Мы все были в шоке от того, что команда снова вылетела в первом раунде. 

— В сезоне 2023/2024 вы показали лучший результат в карьере по набранным очкам. Из чего сложился такой успех?
— Сезон получился противоречивым. В каких-то моментах я показала хороший хоккей, а в некоторых — сильно просела. Я анализировала весь сезон, но до сих пор не разобралась, что случилось. Сезон получился очень тяжёлым. Во многом потому, что мой прошлый чемпионат был великолепным. Мы выиграли кубок, я участвовала в победных шайбах. И перед этим сезоном понимала, что всё будет иначе. Найти свою игру будет гораздо тяжелее. Так и произошло. Плюс сказались травмы. Я играла со сломанными пальцами очень ответственные матчи. И знаете, даже не смотрела на свою статистику. До сих пор не знаю, сколько набрала очков. Потому что не получила глобального удовлетворения от своей игры.

— А как возможно играть со сломанными пальцами?
— Через обезболивание и фиксацию пальцев. На адреналине так можно сыграть.

— Как планируете готовиться к новому сезону?
— Раньше нас всегда собирали в начале июля, а теперь регламент изменился, и мы собираемся 1 августа. Большую часть лета будем тренироваться самостоятельно. Все как в КХЛ, когда парни буквально через неделю после сборов проводят турниры. Стадия отдыха и закрытия сессии у меня прошла. Я замечательно съездила на море. Люблю пассивную работу в плане йоги и пилатеса. Постепенно начинаю вводить тренировки. Планирую в конце июня поехать на тренировочные сборы вместе с тренером, с которым давно занимаюсь ОФП. В начале июля уже буду три раза в неделю выходить на лёд. Буду заниматься самостоятельно, играть двусторонние матчи с парнями. Отпуск — то время, когда получается решить дела, на которые не хватает времени в сезоне. Я съездила к семье, повидалась с родственниками. Даже не замечаешь, как пролетает первая часть отпуска. Сейчас уже приступаю к тренировкам. Надо работать над проблемными местами. Буду совершенствовать работу рук и силу броска.

— Девушки, в том числе и вы, часто тренируются с парнями. Понятно, что вам интересно играть с ними. А парням с вами интересно?
— Каждый раз мы играем с разными парнями. С кем-то мы знакомы и встречаемся не первый раз. Кого-то знаем заочно, но никогда не играли вместе. Часто когда выходим на лёд, начинается пренебрежительное отношение. Начинают делить игроков и решать, к кому пойдут девочки. А потом, когда начинается игра, парни понимают, что с нами также интересно. Мы можем принять шайбу, бросить, вернуться в оборону, начать атаку. И сразу все включаются в игру, у всех поднимается настроение. К нам на тренировки часто приходят мальчики из детской школы или ветераны, которые уже закончили. Происходит обмен опытом. Все так гармонично выглядит — мы сразу находим общий контакт. Допустим, если я завтра захочу потренироваться в Уфе, то без проблем найду, с кем это сделать. Абсолютно все знают «Агидель» — от КХЛ до любительских лиг.

«С Егором Сучковым прошли путь от Чебаркуля до системы «Салавата Юлаева»

— Вы когда-нибудь задумывались, как бы сложилась жизнь, если бы не получилось заиграть в хоккей? Выбрали бы другой спорт?
— Был момент, когда ко мне пришло это осознание. У нас была очень тяжёлая тренировка. Я сидела после неё и думала: «Как я вообще здесь оказалась?». Ведь я в 7-8 лет просто взяла форму брата и решила покататься. И вот мне уже 22 года (было на тот момент) — и я играю в хоккей. Конечно, я думала о том, как бы сложилась жизнь без хоккея. Я сама по себе творческая личность. Люблю театр и балетное искусство. Думаю, я бы агитировала родителей отдать меня в это направление. В детстве я ходила на танцы — меня к этому сильно тянуло. В школе я хорошо училась, пока в 15 лет не уехал от родителей в Нижний Новгород, чтобы продолжить заниматься профессионально хоккеем. Одно время меня тянуло к медицине, но сейчас я понимаю, что очень далека от этого.

— Опишите Чебаркуль вашего детства. Чем запомнился город?
— Мой Чебаркуль детства — маленький уютный город, в котором построили хоккейную арену. В городе все всех знают, все жители доброжелательные. Учёба, тренировки — так и жила. У меня спортивная семья. Мой отец — тренер. Брат, когда я была маленькой, ещё сам играл в хоккей. Вся жизнь крутилась вокруг спорта. Дедушка — мастер спорта по хоккею. Мы ходили на матчи. Вся моя жизнь — сплошной хоккей с самого детства. Все самые тёплые воспоминания, связанные с городом, как раз хоккейные.

— Вам пришлось уехать из родного города, чтобы продолжить играть в хоккей. И сейчас это дело всей вашей жизни. А как сложилась карьера ваших друзей и одноклассниц по Чебаркулю?
— В 9 лет я переехала в Челябинск и начала заниматься хоккеем. В Чебаркуле поддерживаю связь с первой учительницей, она мне все рассказывает. Многие поступили в медицинский. Помню, в детстве я занималась с одной девочкой, которая играла намного лучше меня. Говорю без какой-то зависти: у неё были великолепные результаты. Но её родители побоялись связать будущее с женским хоккеем. И сейчас, как я знаю, она живёт обычную размеренную жизнь. В Челябинске я часто меняла школы, поэтому близких друзей не остались. Держу связь только с друзьями из Нижнего Новгорода из училища Олимпийского резерва. Сейчас все они работают тренерами, занимаются преимущественно с детьми.

— Кто самый успешный хоккеист из Чебаркуля? Я знаю Егора Сучкова из «Салавата Юлаева» и Александра Смолина из магнитогорского «Металлурга».
— В своё время в Чебаркуле играл Валерий Харламов. Из тех, с кем я играла, — Егор Сучков. Мы вместе прошли путь от Чебаркуля до системы «Салавата Юлаева». Уфимские болельщики любят Егора. Люди ходят посмотреть на него. Из действующих игроков назову Егора, но, честно, не могу сказать, был ли кто-то ещё из старшего поколения успешен на таком уровне. Это интересная тема для изучения.

— Вы не первый год играете в «Агидели». Ваш родной город находится не так далеко от Уфы. Этот факт имел значение, когда подписывали контракт?
— Когда играла в Нижнем Новгороде, я сразу посмотрела на геолокацию и подумала: «О, классно, я буду рядом с домом». Но на самом деле не все так просто. Дорога до Челябинска занимает 10 часов на поезде. На машине — тоже не близкий путь. Трасса проходит через Уральские горы, маршрут тяжёлый. Сейчас больше помогает то, что в Челябинске появился команда ЖХЛ. И я часто приезжаю в город на игры, вижусь с родственниками и поддерживаю связь с семьей.

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба