Анатолий БАРДИН: "В первом перерыве хотел попросить Патеру и Прохазку не обижать хозяев" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Соловьев называет пять причин падения Спартака

Весь первый круг Соловьев проходил в именинниках - почти в каждом матче его команда своей игрой доставляла наслаждение и тренеру, и болельщикам. Потом в чемпионате наступила пауза, связанная с выступлением сборной на очередном этапе Евротура, после окончания которой "Спартак" стало не узнать. А проиграв в последнем туре второго круга, он впервые в нынешнем чемпионате покинул пределы кубковой восьмерки. В чем причины произошедших изменений? Что случилось со "Спартаком"? Какие меры принимает тренер по преодолению игрового спада? На эти вопросы Николай Соловьев ответил корреспонденту "СЭ" после матча красно-белых с "Крыльями Советов".

- Пожалуй, уже ни для кого не секрет, в чем причины произошедшего спада, - рассказывает Соловьев. - Не зря же и я, и президент клуба Борис Майоров даже в самые лучшие дни говорили, что наша задача - попасть в восьмерку. Хотя тогда уже звучали голоса: "Даешь медали!" Мы попали в эйфорию, забыли о своих реальных возможностях - это первая причина наших нынешних неудач.

В ноябрьской паузе половина наших игроков оказалась задействована в различных сборных. К началу второго отрезка чемпионата команда оказалась, как говорится, в "разобранном состоянии" - различная функциональная готовность, травмы. Это вторая причина.

После второго отрезка первенства последовала 23-дневная новогодняя пауза. И пусть в молодежную сборную отправились Корсунов и Заболотнев - пару-тройку матчей команда должна была успешно провести и без них. Но тут последовал вал травматизма, да такой, что мы, по сути, остались с одной действующей пятеркой - первой. А в остальных вынуждены были производить перестановки. Играть тремя пятерками "с листа" очень тяжело.

В-четвертых, мы остро почувствовали, как после первого круга к нам изменилось отношение других команд. Многие победы над куда более сильными соперниками на старте чемпионата мы одержали благодаря их пренебрежительному отношению к нам. "Спартак" рвался что-то доказывать и самоутверждаться, а противники подчас смотрели на нас свысока. Зато теперь и аутсайдеры, и лидеры выходят против нас предельно отмобилизованными, горя желанием реабилитироваться за первый круг. И, возможно, к этому мы оказались не совсем готовы.

Ну, и достаточно низкой оказалась психологическая устойчивость многих хоккеистов. Подобное и для меня остается загадкой. Недотягиваешь в "физике" - бейся, что называется, насмерть. Вот, например, после игры с "Крыльями" я высказал претензии Клевакину и Агаркову. Их уровень - и физический, и эмоциональный - не годится для матчей суперлиги. Будем думать, что с ними делать. (Вчера руководство "Спартака" приняло решение перевести Клевакина и Агаркова во вторую команду. - Прим. "СЭ").

- В последних матчах иногда вдруг вспыхивает "Спартак" первого круга. Некоторые называют это "остатками былой роскоши", другие - началом подъема. А каково ваше определение?

- "Луч света в темном царстве". Здесь проявляется характер, который необходим команде, желающей не просто играть, а чего-то добиться. Именно это и позволяет надеяться на то, что мы сумеем с честью выйти из ситуации, в которой оказались, - не столько турнирной, сколько игровой.

- В первом круге немало говорилось о значении спартаковских ветеранов. Они и забивали исправно, и в команде были на первых ролях. Не перехвалили?

- Таких ребят, как Болдин, Ткачук и Тюриков, перехвалить невозможно. Не потому, что они такие великие, а потому, что прошли и повидали все, к похвалам прессы и болельщиков относятся весьма сдержанно. Чего не скажешь, кстати, о молодых ребятах, которым подобное в новинку. Кого-то такая похвала заставляет летать по льду, как на крыльях. Вот, например, наши мальчишки чемпионами из Чехии вернулись, про себя, любимых, почитали - теперь у них солидный эмоциональный подъем. Жаль, Заболотнев приболел - сейчас его эмоции команде весьма пригодились бы. А бывает наоборот: напишет про молодого игрока центральная пресса, и он вдруг начинает ощущать себя на Олимпе - где-то возле Харламова и Гретцки. Ох и тяжело его на грешную землю потом опускать!

- Как раз в конце первого круга ветераны подустали, заболели - и игра у "Спартака" пропала. Правильная закономерность?

- Судите сами: в последней игре с "Крыльями" у нас было около пяти моментов, когда Болдин, находись он на острие атаки с шайбой, обязательно бы забил. Пусть не все пять, но уж четыре точно! Он только что оклемался, еще набирает форму, а вся игра идет через него. В нем палочку-выручалочку видят, чуть что, сразу ему шайбу отдают - и ждут от него чудес. Я им говорю, дескать, отдали - бегите, открывайтесь, Болдин найдет, как вам шайбу прямо на крюк прислать.

Что касается Ткачука, то здесь вопрос посложней. В отсутствие Болдина и Тюрикова Алексей просто устал. Он весьма невыразительно выглядел во встрече с "Локомотивом". В домашнем матче с нижегородцами мы дали ему отдохнуть в надежде, что в Новокузнецке он сыграет в полную силу. Не угадали. Поэтому и решили дать ему еще время на восстановление. Это не означает, что он вне "Спартака", - Алексей работает, тренируется, а мы ждем, когда он наберет необходимую форму. Так вот у нас и происходит: играл Ткачук - болел Болдин, выздоровел Болдин - устал Ткачук. Еще и Тюриков травму получил, а ведь его опыт в защите почти неоценим.

- Ваш футбольный коллега Валерий Овчинников как-то сказал, что нет изощреннее формы издевательства над тренером, чем послематчевые пресс-конференции. Подчас и вам бывает на них нелегко?

- А почему нелегко? Потому что проигрываем. После поражения действительно неуютно себя чувствуешь, поскольку оказываешься в положении человека, от которого ждут объяснений, - виноватого человека. Кому такое понравится? Хотя как тренер, ты, безусловно, виноват в любом поражении своей команды. Зато после победы, я вам скажу, особенно после хорошей, красивой, закономерной победы беседовать с журналистами одно удовольствие. Любой тренер в этом случае готов долго и с подробностями рассказывать, как добился таких успехов.

- А как вы относитесь к тому, что главные тренеры обязаны присутствовать на пресс-конференциях?

- Это правильно. Все мы - хоккеисты и тренеры - обслуживающий персонал. Мы обслуживаем болельщиков. Если руководство нашего хоккея посчитало, что таким образом мы улучшим наше обслуживание, а болельщикам нравится читать наши высказывания после матчей - нам остается только согласиться. Пусть даже вопреки своему мнению.

...После заключительной игры второго круга у автобуса красно-белых, подъехавшего к сетуньскому Дворцу спорта, стоял главный тренер "Спартака" Николай Соловьев и искал, у кого прикурить. Некурящая у него команда, что поделаешь! Журналисты дали наставнику зажигалку. Соловьев прикурил и сказал:

- Ну что, ребята, дождались? Вот и начинается самое интересное!

- Николай Дмитриевич, - поинтересовались у него, - вроде бы самое интересное бывает в плей-офф...

- Нет, там будет интересно лишь тому, кто до конечной станции доберется. А остальным, хочешь - не хочешь, придется проигрывать.

Вот таков Николай Соловьев: и мнение свое высказал, и о будущем чемпионе намекнул. Через пару месяцев проверим, насколько он прав.

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости клуба

Партнёры клуба