Анатолий БАРДИН: "В первом перерыве хотел попросить Патеру и Прохазку не обижать хозяев" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Владимир ВУЙТЕК: "В Чехии хоккеисты пьют больше, чем у вас"

Год назад ярославскому "Локомотиву" не хватило сил выиграть чемпионат России, после чего ярославцы сделали хитрый финт: извернулись и пригласили чешского тренера Владимира Вуйтека. Один из лучших наставников извечных "друзей-соперников" подумал и... приехал в Россию. Сенсационное приобретение себя оправдало. "Локо" заиграл здорово. Сегодня пройдет последний тур второго круга, но уже ясно - на первом месте Ярославль, на пять очков опережающий ближайшего преследователя - омский "Авангард". Впереди третий круг и плей-офф, но клуб Вуйтека уже называют основным претендентом на чемпионство.

Наши корреспонденты отправились в Ярославль в гости к первому российскому тренеру-легионеру. Занятой тренер охотно отдал читателям "КП" все свое свободное время.

НХЛ - это цирк-шапито

- Проходите, - с приятным акцентом говорит Вуйтек. - О, "Комсомолка"! Я читал вас в Чехии, когда был маленьким! Хорошо, что не умерли!

- И не собираемся. У нас самый большой тираж в России, почти тридцать миллионов в месяц, - нескромно похвастались мы. - Кстати, где газетчики вами больше интересуются - в России или в Чехии?

- Здесь я первый год работаю, а в Чехии меня 19 лет уже знают. Привыкли... Так что здесь интерес и внимание побольше.

- Иван Глинка стал первым чешским тренером в НХЛ, вы - первым в России. Но в Америке хоккей поинтереснее, побогаче, вы не завидовали Глинке?

- У меня другое отношение к НХЛ в отличие от Ивана. Нельзя идти в НХЛ, не зная внутренних законов. Он играл там два года, знает и язык, и тренеров, и игроков. Для меня в НХЛ все чужое. И потом я не люблю заокеанскую игру. Это скорее бизнес, цирк-шапито, а не хоккей. Я смотрел несколько игр, когда в НХЛ играл мой сын, тоже Владимир. Они играют три минуты, потом пять минут отдыхают, нить игры теряется... Смотреть невозможно.

Когда меня пригласили в Россию, я долго смеялся

- Ваше появление в "Локомотиве" в России восприняли как сенсацию. А как на вас вышли?

- Для меня это тоже была сенсация. Когда один из агентов предложил поработать в России, я думал, что это шутка. Потом агент перезвонил и попросил меня приехать в Брно для встречи с президентом "Локомотива" Юрием Яковлевым. Я и решил, что это интересный вариант.

- Если честно, сумма контракта повлияла на ваше решение?

- Я сначала дал согласие, а о размере зарплаты узнал, когда подписывал договор. Но финансовые условия выше, чем в Чехии.

- Оговаривалось ли в вашем контракте место, на которое в чемпионате вы должны привести "Локомотив"?

- Я знал, что команда в прошлом году заняла четвертое место. Естественно, в этом сезоне мы должны выступить лучше, поэтому мне поставили задачу завоевать "золото". Но такие же амбиции еще у пяти-шести клубов: "Динамо", "Авангарда", "Магнитки", "Ак Барса"... Тренерская работа - это всегда риск. Но мне было интересно поработать в России. Тут все по-другому, и я тоже многому учусь.

- Говорили, что с вашим приходом первая пятерка "Локомотива" будет сплошь состоять из чехов.

- Ну уж нет! Если приглашать сюда чешских хоккеистов, то только самых лучших. Я хотел пригласить только Иржи Трвая - вратаря, когда еще не знал силу Подомацкого. Но мне сказали: он же не играет в сборной! Пока мы присматривались, его пригласили в "Остраву". А через пару месяцев он стоял в воротах сборной Чехии. Так что я не ошибся.

- В России с гордостью говорят, что Суперлига - вторая после НХЛ по зарплате хоккеистов.

- Я не знаю контрактов молодых игроков, но ведущие хоккеисты зарабатывают больше, чем в Европе.

- А как пани Магдалена отнеслась к переезду в Россию?

- Я женат много лет, и моя жена знает меня, знает, что моя жизнь - это хоккей. И потом у нас очень хоккейная семья - играют и сын, и зять.

- Говорили, что Владимир Вуйтек-младший тоже будет играть у вас в "Локомотиве", но потом он отказался. Вы обиделись на него?

- Вовсе нет. Для него стала проблемой необходимость жить на базе. Он не привык к этому. Шесть лет он играл в Америке, и ему сложно перестраиваться.

- В следующем году, чтобы привлечь сына в команду, могли бы отказаться от сборов?

- В России это невозможно. Если есть базы, надо их использовать. В них нет ничего плохого. Это даже правильно, перед игрой жить на базе. Может, стоит и в Европе ввести такой порядок. Испанские, итальянские футбольные клубы так делают.

В Праге решили, что я сошел с ума

- А в Чехии как восприняли ваш приезд в Россию?

- Когда я сюда поехал, все хором стали удивляться: не боишься? Там же страшно. О России у нас последние 10 лет очень мало пишут. Говорят о том, что у вас много криминала. Но мне не было страшно, я был знаком с русскими хоккеистами, у меня в команде играли Ерофеев, Сашка Прокопьев. И здесь у меня нет проблем.

- У нас в стране до перестройки считалось, что русских в Чехии не любят из-за пражских событий, из-за давления Советского Союза. Говорят, Яромир Ягр специально выбрал 68-й номер, поскольку он напоминал о пражских событиях. Было ли у вас подобное чувство?

- Советские солдаты приходили в Прагу несколько раз. Первый - как освободители. Об этом мало помнят, потому что мало осталось свидетелей тех дней. Потом приходили коммунисты. Когда пришли танки в Прагу, я был еще молодой, не занимался политикой. Но когда в страну приходят иностранные солдаты, это всегда нехорошо. Но сейчас выросло целое поколение, которое этого не помнит. Сейчас Россию воспринимают, как и любую другую страну.

В Чехии пьют больше, чем в России

- В Чехии ваш "Тршинец" занял 9-е место. В России "Локомотив" лидирует. Получается, что в чешском чемпионате конкуренция сильнее?

- Нет-нет. Здесь, в России, выше уровень команд и игроков. У вас в стране команды играют в четыре пятерки плюс в резерве еще два звена. В Чехии все команды играют в два звена. И если из-за травм выбывают два-три основных игрока, то игра ломается, и на высокое место претендовать нельзя. Так было у меня два года в Чехии. Это вопрос удачи. А здесь травма ведущего хоккеиста дает шанс отличиться резервистам. У "Локомотива" 5 - 6 игроков травмированы с самого начала, и ничего. Боремся и даже лидируем.

- Вы тренер-демократ. Насколько вам тяжело работать в стране, где успеха добивались лишь тренеры-диктаторы - Тарасов, Тихонов.

- Я думаю, время диктатуры, время Тарасова и Тихонова уже прошло. Российские игроки уже поиграли, и в Европе, и в Америке они почувствовали свободу, стали профессионалами. Я, наверное, действительно демократ, но демократия - это ведь не анархия.

- Говорят, если не вводить жесткие меры, то российский игрок обязательно сопьется...

- Меня предупреждали об этом местные руководители и люди, которые знают российский хоккей. Мол, если разрешить игроку выпить одно пиво, он выпьет десять. Но я пока с этим не встретился. Мне даже кажется, что в Чехии игроки чаще нарушают режим. Может, ваши ребята боятся штрафов? Здесь большие штрафы, не то что в Чехии. Кстати, насчет выпивки. У нас в Чехии культ пива, и, если игрок за ужином выпьет кружку-другую, это не считается предосудительным.

Я знаю всех великих русских хоккеистов

- Можно прямой вопрос? Почему чешская школа хоккея сейчас сильнее российского?

- Я не люблю разговоров об исключительности какой-то школы. Хоккей везде одинаковый. Ценятся точная передача, точный бросок, эффективный силовой прием... Разница только в нюансах. Наши сборные примерно равны. Преимущество в одну шайбу - это не показатель.

- Почему же чехи всегда выигрывают?

- У нас сейчас очень сильное поколение играет - ребята 72 - 73-го годов рождения. Основа сборной не меняется уже лет шесть. И потом, у нас всегда были очень сильные вратари - Турек, Гашек, Чекманек, Гниличка. Все овертаймы мы выигрывали благодаря им.

- В России говорят, что беда российских команд - отсутствие психологии победителя. Чехи очень часто выигрывают с преимуществом в одну шайбу, "Локомотив" тоже. Как вам удалось эту чешскую психологию вложить в ребят в Ярославле?

- В сборной Чехии эта психология действительно очень сильна. Игроки до последних секунд думают, что проиграть не имеют права. А в Ярославле у команды уже был такой характер, когда я пришел. Это заслуга моего предшественника Петра Воробьева, и я всегда говорил, что буду продолжать дело прежнего тренера.

- Как-то в Чехии довелось разговаривать с молодыми ребятами. Они не знают ни Третьяка, ни Харламова. Кого из наших старых хоккеистов вы могли бы вспомнить?

- Я знаю всех. Таких игроков, как Третьяк, Харламов, я видел много раз. Мы росли в одно время. Тогда матчи Чехословакия - Советский Союз были главным событием. Я сам играл со многими. Думаю, лучшим игроком был Харламов. А еще эта пятерка - Макаров, Ларионов, Крутов, Фетисов, Касатонов. Мальцев - тоже супер, Третьяк, конечно, и Фирсов. В Чехии тоже хорошие были игроки, но русские играли быстрее.

В Ярославле я оценил русскую баню

- А вы что делаете, когда на вас накатывает тоска по дому и родным?

- У меня много работы - игры, тренировки. Когда находишься при деле, это выручает. Читаю российские газеты. Правда, очень медленно - одну часа за два. Вечером смотрю телевизор - спортивные новости, "Евроспорт". Каждый день разговариваю по телефону с родными. Люблю поиграть в большой теннис.

- Вас уже знакомили с традиционными русскими развлечениями: водка, баня, рыбалка...

- На рыбалку уже ездил, но там ничего не было, кроме огромных комаров. К бане привыкаю. (Смеется.) Уже могу несколько раз зайти в парную, но не так долго, как русские.

- А водка?

- Ну, водку я еще в Чехии знал. Немного, правда, я ее пил, но все же пил. Пить можно все, но надо знать - сколько. Как каждый чех, я люблю пиво, но последнее время меня врачи ограничивают в этом напитке. Пью сухое вино, белое и красное. Но в России и не получается выпивать.

- ?!

- Меня просто не поймут, здесь не принято пить на людях. В Чехии сядем с друзьями, выпьем пиво, потом еще. Но там к этому по-другому относятся. Здесь, например, нельзя после игры пойти в гостиницу и за ужином выпить кружечку пива. В Чехии это нормально. Больше нельзя, а одну можно. Еще я несколько раз ходил на футбол - ярославский "Шинник" вышел в Высшую лигу. Видел кубковую игру со "Спартаком". В театр пока не хожу. Я еще не совсем хорошо знаю русский и, боюсь, не пойму всего.

- Огромные перелеты в разные концы России не утомляют?

- Нет, для меня это лучше, чем в Чехии, где мы тряслись в автобусе. Самолет гораздо удобнее, единственное, я побаиваюсь перелета в Хабаровск на игру с "Амуром". Там семь часов разницы, а это для меня уже проблема.

- На базе готовят чешские блюда? Например, кнедлики?

- О, кнедлики! Это очень чешская еда, но, к сожалению, здесь не знают, что это такое. Магдалена пробовала сделать сама, но не получается, видимо, мука здесь другая. А так здесь кормят очень хорошо.

- Передавали внукам какие-нибудь подарки из России?

- Конечно. Здесь можно купить очень хорошие детские игрушки. А еще мы с Магдаленой подарили... Как это у вас говорят? По-моему, матрушки (матрешки. - Авт.). Очень забавные!

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Владимир Вуйтек родился 17 мая 1947 года неподалеку от Остравы. В качестве игрока провел в чемпионатах ЧССР 8 сезонов, забил 86 шайб в 311 матчах. По профессии - инженер. Тренировал команды "Витковице", "Злин", которые завоевывали медали первенства Чехии. Работал с молодежной сборной Чехии. Имеет двоих детей и двух внучек - Ванессу и Кьяру. Сын Владимир выступал в свое время в НХЛ, теперь играет за финский клуб ХПК. Дочь Шарка замужем за форвардом сборной Словакии Робертом Петровицки, который играет в Швейцарии.

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба