Анатолий БАРДИН: "В первом перерыве хотел попросить Патеру и Прохазку не обижать хозяев" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Валерий БЕЛОУСОВ: "Тренер должен быть фанатом"

Наставник магнитогорского "Металлурга" и сборной России в беседе с корреспондентом "Челябинского рабочего" поделился впечатлениями о прошедшем в Швеции чемпионате мира по хоккею и рассказал о своем тренерском и жизненном пути.

- Валерий Константинович, какой матч для нашей сборной был самым важным в Швеции?

- С точки зрения результата, безусловно, финальный матч со словаками. А с психологической - четвертьфинальная встреча с чехами. Перед игрой между тренерами и хоккеистами состоялся довольно жесткий разговор. Мы сказали ребятам: "Чехи на вас смотрят свысока и думают, что легко обыграют россиян. Если у вас есть самолюбие, докажите, что вы умеете играть в хоккей". Мне кажется, именно после этого матча у России появилась команда, какой давно не было. Команда, которая сильна своим коллективизмом, как это было в советские времена.

- Значит, надо просто сохранить ее, и тогда "серебро" чемпионата мира перестанет быть единичным явлением.

- Сейчас в сборной оптимальное сочетание опытных и молодых игроков. У нас есть лидеры - Андрей Коваленко, Валерий Карпов, Максим Сушинский и целая группа способных новичков: Антон Волченков, Иван Ткаченко, Владимир Антипов, Александр Савченков. Мы восстановили преемственность поколений в национальной сборной, которая существовала раньше, когда игроки молодежной сборной пополняли главную команду страны. Если они не уедут за океан, если хотя бы два-три года отдадут российскому хоккею, то у нынешней сборной России неплохие перспективы.

- Но у главного конструктора сборной - Бориса Михайлова - 31 мая заканчивается контракт. Кто, на ваш взгляд, может заменить его на посту наставника российской команды?

- Оптимальная кандидатура - Борис Михайлов. Но в любом случае, кто бы ни возглавил команду, продолжать ему будет легче, поскольку фундамент сборной заложен основательно.

- А может быть этим человеком тренер из провинции?

- На мой взгляд, неважно откуда тренер - из провинции или столицы. Главное, он должен быть авторитетным специалистом, знать российский и зарубежный хоккей, поработать на важнейших международных соревнованиях - чемпионатах мира и Олимпийских играх.

- Но вы-то как раз такой специалист...

- Одного сезона, проведенного в сборной, мало. В этой кухне надо вариться годами.

- Вы - тренер-максималист?

- Семь лет я работаю в "Металлурге" и всегда ставил и ставлю перед игроками одну задачу - завоевать медали. Как, впрочем, и в "Тракторе". Другое дело - по силам она или нет. Но стремиться к этому надо.

Попасть в восьмерку, в десятку, не вылететь из суперлиги... Если бы такие задачи ставили передо мной, я бы не смог так работать.

- Ну, ситуации бывают всякие. Разные финансовые возможности, возможности игроков, в конце концов. Не заставишь же "Трактор" играть, как "Металлург".

- Я думаю, и "Трактор" можно заставить играть. Но это - тема отдельного разговора.

- А вам не кажется, что тренер-максималист синоним тренера-диктатора?

- Как игрок я прожил большую хоккейную жизнь и видел на своем спортивном веку много разных тренеров. У некоторых чуть ли не до рукоприкладства при общении с хоккеистами доходило. Я люблю своих игроков и люблю с ними работать. Для меня хоккеист - это прежде всего партнер. Стараюсь развивать его сильные стороны, донести до него свои требования и, если необходимо, поправить. Все время внушаю хоккеистам: вы можете играть, вы умеете играть. Между игроком и тренером должно быть полное взаимопонимание и доверие. Коллектив - вот главное, что должен создать любой наставник. Кто создает из команды коллектив, тот и достигает успехов.

- Какие тренеры оказали на вас наибольшее влияние?

- Мне довелось играть у великих тренеров: Анатолия Тарасова, Виктора Тихонова, Анатолия Кострюкова. И у каждого я что-то брал.

- И в результате получился старый добрый советский комбинационный стиль.

- Я и не скрываю, что люблю атакующий, комбинационный, красивый хоккей, которым всегда отличалась наша школа. Такой, какой больше всего любит болельщик. Хотя каждый тренер идет своим путем, и переделать, скажем, Петра Воробьева уже нельзя. Принимая любую команду, он будет навязывать ей свой стиль, свое понимание игры.

- Сколько часов в сутки вы посвящаете хоккею?

- Когда сезон в разгаре, с восьми утра до девяти вечера. Иногда просто вздохнуть некогда. Плюс еще и сборная. Но тренер должен быть фанатом своего дела. Только тогда придет успех.

- Вам никогда не хотелось поработать за границей?

- А я работал. В 1982 году уехал в Японию играющим тренером. За что благодарен судьбе. Мне очень хорошо там работалось, и именно за границей я почувствовал, что могу быть тренером. Японцы мне доверяли, и это придавало уверенности в своих силах. Достал свои старые дневники, которые вел, будучи игроком "Трактора", и где конспектировал методику тренировок на сборах и куда заносил свои впечатления от матчей. Как они мне пригодились!

- В "Тракторе" больше никто из игроков, кроме вас, не вел такие дневники?

- Ну как же, вели! И Геннадий Цыгуров, и Анатолий Картаев, и Юрий Шумаков, и Николай Макаров.

- Так вот откуда появилась целая плеяда тренеров, играющих сейчас не последнюю роль в суперлиге отечественного хоккея!

- Это не случайно. Мы тогда многого хотели добиться.

- У вас хорошие отношения со своими бывшими партнерами?

- Конечно. В принципе, они такими и должны быть. Что нам делить?

- Вы в курсе происходящего сейчас в челябинском хоккее? Как вы относитесь к отставке Николая Макарова?

- Мне трудно судить со стороны и тем более лезть с какими-то советами. Но мне кажется, что все беды челябинского хоккея идут оттого, что в городе нет хорошего хозяина, которому был бы небезразличен хоккей. Как в Магнитогорске, где есть глава металлургического комбината Виктор Рашников, который болеет за "Металлург", радуется и переживает за команду, верит в нас. В Челябинске такого человека, к сожалению, нет.

- Вы достигли в хоккее многого и как игрок, и как тренер. У вас нет чувства пресыщения?

- Есть чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы. Да и то оно может длиться не больше недели-другой. А потом начинается новый сезон, и я говорю и себе, и хоккеистам: "О прошлом необходимо забыть". Надо снова выходить на лед и снова доказывать на каждой тренировке, каждой игре, что ты лучший. Ну, а прошлое... Достаточно того, что оно было и что оно у тебя есть. Живи настоящим и работай.

- Как близкие относятся к вашей тренерской работе?

- Мы с Ниной (жена Валерия Белоусова - прим. автора) уже 33 года вместе. Я вижу, как ей иногда бывает трудно. Когда играл, переживала из-за моих травм, сейчас переживает из-за поражений моей команды. Поэтому любую медаль, которую получаю, я вешаю в первую очередь ей. Она это заслужила.

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба