Анатолий БАРДИН: "В первом перерыве хотел попросить Патеру и Прохазку не обижать хозяев" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Игорь Аверкин снова пришел спасать "Торпедо"

ДВАЖДЫ В ОДНУ РЕКУ

Уже второй раз за свою тренерскую карьеру Игорю Аверкину доверяют руль "Торпедо". Доверяют тогда, когда чемпионат уже в разгаре и надо спасать команду от вылета из суперлиги. Так было в декабре 2001-го, так случилось и в октябре 2003-го. Два года назад нижегородцы были прочными аутсайдерами, в их активе значилось всего 10 очков после 26 игр. Нынешняя ситуация не лучше. Когда Аверкин принимал команду, она плелась на последнем месте с тремя очками после десяти туров.

БОМБАРДИР И ЭКСПЕДИТОР

Два года назад Аверкину удалось сплотить коллектив, утративший было веру в собственные силы. Команда ликвидировала отрыв в 12 очков от спасительного места, добилась положительного баланса в личных встречах со своими конкурентами в борьбе за выживание, одержала сенсационные победы над магнитогорским "Металлургом" и "Динамо", однако на финише вновь опустилась на дно таблицы. Что будет сейчас? Об этом не знает никто. Но Аверкин верит, что если игроки и тренеры сплотятся и приложат все силы, ситуацию можно исправить.

Вряд ли ошибусь, если назову Аверкина, как это сейчас модно говорить, самым нераскрученным тренером суперлиги. Как игрок на высоком уровне почти не выступал, как тренер больших успехов не добивался. Хотя если внимательно изучить его биографию, то можно отметить ряд любопытных моментов. Выступая долгие годы за "Кренгольм" из Нарвы, он в матчах чемпионата СССР и Эстонии наколотил в ворота соперников 327 шайб и является вторым бомбардиром клуба за всю его историю. Да и тренерский стаж у него не такой уж маленький. Первый раз нынешний наставник волжан попробовал себя на тренерском поприще 12 лет назад.

- Игорь Сергеевич, как получилось, что вы - уроженец Дзержинска, воспитанник школы "Торпедо" - свою игровую карьеру связали с эстонской командой?

- Пробиться в состав автозаводского клуба, который в союзные времена боролся за высокие места в чемпионате, было очень сложно. Из моих ровесников в "Торпедо" смог закрепиться только Михаил Варнаков и спустя годы - Сергей Еганов. Я же несколько сезонов провел в горьковском "Полете", который тогда выступал во второй лиге, привлекался не раз в "Торпедо". Но затем стали приглашать в команды других городов. Были варианты, и я остановил свой выбор на Нарве. Все дело в том, что там уже выступал один горьковчанин Александр Шляпников, с которым мы вместе в "Полете" играли, вот он и затянул нас, своих земляков - меня, Еганова и других - туда.

И дела сразу в гору пошли. Засиделись, видимо, мы в торпедовском запасе, рвались в бой. В первом же сезоне наше звено забило свыше ста шайб, намного больше половины всех шайб, заброшенных "Кренгольмом". Еганова после этого сразу в "Торпедо" вернули, а к нам в тройку с Шляпниковым поставили Анатолия Захарова. В этом сочетании мы много лет отыграли.

- Говорят, ваша тройка большой популярностью пользовалась?

- Чего скрывать, городок небольшой, развлечений мало, и нас действительно болельщики любили. В популярности мы, наверное, уступали только футболисту Валерию Карпину, уроженцу Нарвы.

- А как складывалась ваша тренерская карьера?

- Год был играющим тренером "Кренгольма", затем уже со скамейки помогал готовить команду Александру Романцову. Но вскоре клуб расформировали, и я оказался у разбитого корыта. В хоккейной школе вакансий не было. На что жить, куда идти работать? Помог тренер, в свое время пригласивший меня в Нарву - Юрий Васильевич Исаев. Он устроил меня экспедитором в магазин автозапчастей. Не мое это дело, но деньги надо было зарабатывать. Хорошо, что это продолжалось недолго. Через полтора года устроился в ДЮСШ, набрал мальчишек из детского сада, но довести их до конца не смог. Приехал как-то в Нижний на день рождения к сыну Вадиму, который тогда в "Торпедо" играл. Тут наставник автозаводцев Михаил Варнаков и предложил поработать в торпедовской СДЮШОР. Переехал с семьей на родину, стал помогать своему первому тренеру по торпедовскому интернату Владимиру Садовникову. Сейчас уже некоторые из наших воспитанников в суперлиге силы пробуют: Дмитрий Космачев - в ЦСКА, Григорий Иванин - в "Торпедо". А затем на два года связал свою судьбу с заволжским "Мотором". Сначала помогал главному тренеру, а последние месяцы исполнял его обязанности. Затем, после смерти Александра Фролова, в "Торпедо" пошли тренерские перестановки, и мне предложили возглавить вторую команду. Весной 2001 года мы выиграли чемпионат в юниорской лиге. В декабре того же года мне доверили первую команду.

- Нынешняя ситуация, в которой вы оказались, отличается от прежней?

- Тогда мне было значительно труднее. Я ведь не видел, как команда готовилась, не знал ее изнутри, даже матчи с ее участием смотрел далеко не все. Хорошо, что рядом со мной оказались опытные тренеры - Виктор Доброхотов и Александр Кокурин, которые ввели меня в курс дела. Да и самому на первых порах было тяжело справиться с волнением. Все-таки доверили клуб с такими традициями. Не курил до этого какое-то время, а тут сразу опять задымил. Сейчас совсем другая ситуация. Во-первых, не надо знакомиться с командой, мне хорошо известен потенциал каждого. Во-вторых, Геннадий Цыгуров оставил в наследство не разобранную команду, а крепкий обученный коллектив. И менять что-то существенное в тактическом плане мы не стали, только сделали больший акцент на игре в обороне. Говорю "мы", потому что с помощником Виктором Доброхотовым работаем в тесном контакте.

ТОЛЬКО АНАРХИЯ НАЧИНАЕТСЯ...

- В первый раз вам не удалось спасти команду от вылета из суперлиги. Сейчас не было сомнений, стоит ли соглашаться?

- Сомнения были, но раздумывать некогда было. Мне сказали: "Главный тренер уходит. Завтра на игру команду выводишь ты". Вот и все.

- Приставка "и.о." вас не тяготит?

- Совершенно не обращаю на нее внимания. Все прекрасно понимаю и, если команда будет выигрывать и подниматься по таблице, наверное, продолжу работать. Надо спасать команду. Тут не до моих личных амбиций. Я готов работать в "Торпедо" в любом качестве, в той должности, в которой принесу больше пользы.

- Какие, на ваш взгляд, основные причины неудачного старта "Торпедо"?

- Мы жили понятиями о силе суперлиге времен двухгодичной давности, когда сами играли в ней. И не уловили тех серьезных изменений, которые произошли за год. Хоккей стал жестче, организованней, команды стали настойчивее, ровнее. В прошлом году и мы, и руководители "Химика" заявляли, что мы бы в суперлиге не затерялись. Первый круг показал, что мы явно погорячились. И мы, и воскресенцы - на дне таблицы. Либо надо было лучше укомплектовываться, либо нужно время, чтобы игроки прониклись, прочувствовали на себе уровень суперлиги, а главное - раскрепостились. Череда поражений подавила коллектив, он потерял уверенность в своих силах. Во многих играх видно было, что хоккеисты не могут совладать с нервами, волнуются, в итоге начинают ошибаться и упускать на последних минутах победу.

- После ухода Цыгурова "Торпедо" достойно сыграло с "Авангардом", провалило выезд в Татарстан, а затем удачно завершило две домашние встречи. Почему ваши подопечные показывают столь полярные результаты?

- В этом еще стоит разобраться. Но после просмотра видеозаписи я убедился, что в крупных поражениях на выезде не столько вратари виноваты, сколько полевые игроки, которые действовали крайне неорганизованно. Нам нужно в первую очередь работать над игровой дисциплиной. Только анархия начинается, соперник нас незамедлительно наказывает.

- Многие задаются вопросом, почему ваш сын Вадим Аверкин не играет за команду отца, а продолжает выступать за "Амур"?

- Во-первых, у него с хабаровским клубом действует контракт, во-вторых, Вадим взрослый человек и сам определяет свою судьбу.

- Что вам дал год работы с Геннадием Цыгуровым?

- Это большая школа в профессиональном плане. Цыгуров научил нас правильно работать и ответственно относиться к своему делу. Особенно по прошествии времени начинаешь понимать, как он был прав в том или ином вопросе. Каждый на площадке знал, что ему делать. Если игра не шла, ему удавалось не только найти тот нюанс, который надо подправить, но и донести это до ребят за время перерыва, на ходу перестроить командные действия. Он всегда находил, что сказать ребятам на тренировке, на игре, в раздевалке, улавливал, чего не хватает, где что-то неправильно сделано. Это великое искусство. Не каждому тренеру такое дано. Меня это поражало.

- А какой стиль хоккея близок тренеру Аверкину?

- Можно быть приверженцем того или иного хоккея, но стиль определяют исполнители. Конечно, мне бы хотелось, чтобы моя команда много забрасывала шайб, лучше действовала в атаке. Но в нынешней ситуации основой основ должна стать надежная игра в обороне, а уже на ее основе - развиваться атака. Без игры на оборону всей команды не будет результата.

- В чем вам видится выход из того положения, в котором оказалось "Торпедо"?

- В сплочении коллектива ради достижения цели. Все должны этим проникнуться, понять, что в наших руках судьба нижегородского хоккея. А значит, работать на полную катушку, ответственно относиться к своей работе. Тем более что в последние дни власти повернулись лицом к команде - если раньше мы были обделены вниманием высоких руководителей, то за последнюю неделю состоялось несколько встреч с командой. В день игры с "Сибирью" на нашу загородную базу с визитом пожаловал председатель Законодательного собрания области Евгений Люлин, перед матчем с "Металлургом" в раздевалку заходил вице-губернатор Юрий Сентюрин, встречались мы и с генеральным директором ГАЗа Алексеем Баранцевым, который приложил все усилия, чтобы во Дворце спорта на играх "Торпедо" был аншлаг. Я уж и не говорю о президенте нашего автогиганта Николае Пугине, который не пропускает наших домашних игр. Ну, а главное - из областной и городской казны наконец-то стали выделяться клубу деньги. Так что рано нас списывать в высшую лигу. Мы еще поборемся.

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости клуба

Партнёры клуба