Анатолий БАРДИН: "В первом перерыве хотел попросить Патеру и Прохазку не обижать хозяев" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Юлиус ШУПЛЕР: "Российские игроки забыли, как играть в командный хоккей"

Международные неудачи российского хоккея в новом году продолжаются - теперь уже на Континентальном кубке, где череповецкая "Северсталь" вчера играла лишь в матче за 3-е место. На нынешнюю ситуацию лучше всего посмотреть свежим и непредвзятым взглядом. Главного тренера "Локомотива" Юлиуса Шуплера. Специалиста, который видел хоккей заокеанский, европейский и российский. Который с ярославским клубом уже познал неудачу на международной арене - на Кубке Шпенглера и который, являясь по национальности словаком, может рассказать о причинах поражения "Северстали" от словацкого "Слована".

- Пожалуй, мне труднее, чем кому бы то ни было, обсуждать данную тему, - начал разговор Шуплер. - Не потому, что нет собственных мыслей или мнения по всем упомянутым вопросам. А потому, что для российской суперлиги я все еще остаюсь человеком новым, человеком со стороны. Практически любой мой коллега вправе спросить: мол, кто ты такой, Юлиус, проработавший здесь без году неделю, чтобы судить о проблемах российского хоккея? И он будет прав.

- Но ведь об этом можно говорить и по-другому. Например, проанализировав силу европейского хоккея. В котором вы провели немало времени, который знаете не понаслышке. В нынешнем сезоне нас бьют везде - на этапах Евротура, на клубных турнирах, на чемпионате мира, правда, пока молодежном. Почему бьют-то?

- Главная причина, на мой взгляд, заключается в том, что в любом из упомянутых вами турниров, будь то клубный или для сборных, результат почти всегда определяется в одном-единственном матче. Нет, конечно, есть исключения - скажем, на том же Кубке Шпенглера каждый участник имел право на одну ошибку. Тем не менее и этот турнир завершался серией плей-офф до одной победы.

Если помните, два года назад у Словакии была очень сильная сборная. Можно сказать, повезло: большинство клубов НХЛ, за которые выступали словацкие легионеры, в регулярном чемпионате тогда не блистали, практически всем хоккеистам удалось пройти сезон без серьезных травм и болезней. В общем, национальная команда получилась весьма неплохой. Имена в ней были, согласитесь, достаточно громкие.

И вот один из тех, кому через месяц суждено было стать чемпионом мира и одной из самых ярких звезд начинавшегося в тот момент первенства, обронил в разговоре: дескать, Юлиус, все утверждают, что в НХЛ потогонная и изматывающая система, все в итоге сводится к плей-офф. Но ведь в НХЛ нет такой, иного слова не подобрать, зверской системы определения победителя и призеров. Системы, не дающей права на ошибку. Зато дающей простор для случайности, способной поставить с ног на голову любой чемпионат.

Не хочу выглядеть этаким борцом за справедливость. И прекрасно понимаю, что современный хоккей в первую очередь должен подчиняться законам бизнеса. А законы эти требуют постоянного повышения зрелищности. Ничего зрелищнее одного матча, где в итоге появятся свой герой и свой неудачник, придумать нельзя. Значит, и изменить сложившуюся систему почти невозможно. Но сколько ни говорил с коллегами, возглавляющими сборные команды - от юношеских до взрослых, - все сходятся во мнении, что недостатков у нынешней системы много.

Особенно это касается всевозможных молодежных чемпионатов. Играть без права на ошибку тяжело даже опытным и возрастным хоккеистам, прошедшим, как говорят в России, огонь, воду и медные трубы. Что уж говорить про ребят, у которых все только начинается? Один правильный шаг - и ты чемпион мира. Обласканный, вознесенный на небеса. Один неправильный шаг - и тебе предстоит борьба за 7 - 8-е места, которая, в сущности, никому уже не нужна. И ты понимаешь, что после возвращения на родину на тебя посыплются все шишки. Многие ведь ломаются - не физически, а морально, под грузом такой огромной ответственности...

- Подобная огромная ответственность существовала и раньше. И хотя прежняя формула мирового первенства была менее зверской, нередко новый чемпион определялся тоже в одном матче - иногда даже в последнем. Но в прежние времена наши игроки чаще справлялись с такой ответственностью. Теперь же подобное случается редко.

- Есть, конечно, и общие причины нынешних неудач российского хоккея. Впрочем, о них сейчас говорят на всех уровнях. Причины эти хорошо известны, они обсуждаются всеми тренерами, с ними стараются справиться. Но иногда нужен свежий взгляд, нужно новое сравнение. У нас была такая возможность - на Кубке Шпенглера.

Полностью согласен с тем, что болельщиков не должны волновать объективные и субъективные причины нашей неудачи. Мы ехали представлять Россию - и представили ее неудачно. Рассказы о календаре, в котором организаторы сделали нам четыре матча за четыре дня, об условиях среднегорья и эпидемии гриппа, настигшей команду, сейчас мало кого интересуют - и правильно. Гораздо интереснее и удивительнее, на мой взгляд, то, с чем нам пришлось столкнуться на швейцарском льду.

- И с чем же?

- А столкнулись мы с более коллективным хоккеем, чем привыкли видеть в России, - и это не может не настораживать. Советская хоккейная школа, у которой все мы в свое время учились, стояла, если можно так выразиться, на комбинационности и коллективизме. У русских это всегда было очень грозным оружием, противостоять которому удавалось далеко не всем и не всегда.

Но теперь именно у Европы нам следует учиться тому, чему Советский Союз учил раньше весь мир. У двух наших поражений в Давосе есть множество причин, но одна из них - и не последняя - состоит в том, что нас превзошли именно в командном аспекте.

- Вряд ли мы сможем преодолеть данный недостаток. Это раньше пятерки и звенья играли вместе годами, хоккеисты чувствовали друг друга, как говорится, спиной. А теперь, при такой миграции...

- Но ведь и в Европе, и в Америке тоже существуют подобные проблемы. Более того, приехавшая на Кубок Шпенглера сборная Канады вообще не имела в таком составе никакой игровой практики. Тем не менее победила - во многом благодаря коллективизму и командному духу.

Не стану говорить только о "Локомотиве". На мой взгляд, эта проблема характерна для всего российского хоккея. И особенно на уровне молодежных сборных. Ведь именно на таких матчах всегда собирается наибольшее количество всевозможных скаутов, агентов и прочих представителей НХЛ. Для которых важны в первую очередь статистические показатели потенциального работника - голы, результативные передачи. И очень часто происходит так, что молодые ребята, в общем-то любящие и умеющие работать на команду, начинают играть на себя.

Смотрите, что получается. Техническое оснащение российских хоккеистов в целом как минимум не уступает не только ни одной из европейских держав, но и Северной Америке. Не случайно ведь почти в каждом клубе НХЛ есть россияне, очень часто они находятся там на первых ролях и практически всегда считаются лучшими импровизаторами, лучшими "технарями".

Нет смысла говорить и о падении в России уровня детско-юношеского хоккея - ведь сейчас каждый год ваши молодые ребята присутствуют в числе первых номеров на энхаэловском драфте. Но вдруг оказывается, что эти же ребята, объединенные в сборную, проигрывают явно уступающим им по уровню индивидуального мастерства сверстникам. И прежде всего в командных действиях.

Думается, главное здесь - в области психологии. С данной проблемой в Европе научились справляться. Постепенно и со временем - его было много. А больших побед гораздо меньше. И была возможность учиться на лучших примерах - из Советского Союза и НХЛ. Европа и брала лучшее. Причин российских неудач на мировой арене немало, но эта, на мой взгляд, - далеко не последняя.

- До наступления нового года мы считали, что наша суперлига является вторым по силе чемпионатом в мире - после НХЛ. А международные турниры эту веру в нас изрядно подорвали. Вот свежий пример: сейчас ее продолжают подрывать ваши земляки из "Слована", победившие на Континентальном кубке нашу "Северсталь". Пан Юлиус, может, лучше пойти по заокеанскому пути? Мол, гори синим пламенем все эти международные турниры - от них одни неприятности! Будем, как в НХЛ, заботиться лишь о процветании собственного чемпионата.

- Думаю, российская суперлига - при всех ее проблемах роста и становления - действительно является вторым чемпионатом в мире. Только не единственно вторым. В Европе много не менее сильных первенств, а еще больше, если хотите, третьих, которые очень хотят стать вторыми. И наверняка скоро станут. К примеру, чемпионат Словакии.

Не скрою, перед финальным этапом розыгрыша Континентального кубка мне звонили коллеги из "Слована", консультировались. Я рассказал то, что видел, и посоветовал готовиться к матчу с "Северсталью" со всей серьезностью. "Слован" мало что знает о череповецком клубе, но и тот, в свою очередь, гораздо лучше представляет себе все плюсы и минусы, к примеру, "Локомотива", чем словацкой команды, верно?

В Словакии - своя хоккейная система, в России - своя. Но ведь известно, что любая система, находящаяся в изоляции, быстро деградирует. Так происходит не только в хоккее и даже не только в спорте. НХЛ ведь тоже не замкнутая система - в нее каждый год вливается свежая кровь, она с каждым сезоном все больше востребует иностранных тренеров - пусть пока и не на первые роли. Она отправляет своих специалистов на обучение в Европу, прорывается на Олимпийские игры. Потому и остается самой сильной.

Думаю, изолироваться ни в коем случае нельзя. Наоборот, уже давно назрела необходимость в создании солидных и долгосрочных европейских турниров. Не скоростных вроде Кубка Шпенглера, а рассчитанных на весь сезон - по примеру футбольных Лиги чемпионов и Кубка УЕФА. Европа до сих пор учится у России, и вам тоже есть чему у нее учиться. Зачем же это откладывать?

P.S. Нынешний наставник "Локомотива" Юлиус Шуплер - очень хороший ученик. Все, на что тренер обратил внимание во время Кубка Шпенглера и о чем рассказал в интервью "СЭ", он не только собирается, а полным ходом внедряет в ярославской команде. И результаты этой работы уже видны.

В минувшую субботу, в очередном матче чемпионата России, "Локомотив" Шуплера, донельзя измотанный двумя длительными перелетами с сумасшедшей сменой часовых поясов (это не преувеличение - выходя на предматчевую раскатку, один из ярославских хоккеистов поинтересовался у стоявшего неподалеку охранника: "Который час?" "Четыре двадцать пять", - услышал в ответ. "Утра или вечера?" - был следующий вопрос хоккеиста), начисто переиграл ЦСКА. И прежде всего в командных действиях, в коллективизме.

Обретать привычные черты "Локомотив" начинает с начала - от собственных ворот. Давно уже мы не видели таких матчей, когда за 60 минут сопернику, по сути, не дается ни единого метра свободного льда в своей зоне, ни единого мгновения для принятия решения. Когда в обороне так действует вся команда, именинником становится голкипер. Егор Подомацкий им и стал. По его воротам, конечно же, бросали. Но ни одной невыполнимой или даже просто тяжелой задачи все нападение армейцев так и не поставило. И пусть пока еще у ярославцев далеко не все получается в атаке - думается, это будет следующим этапом работы нового главного тренера.

"Локомотив" постепенно поднимается и распрямляется. Как считает Шуплер, этому в немалой степени поспособствовал Кубок Шпенглера - пусть выступление на нем и оказалось неудачным. Но оно стало для команды очень хорошей школой. В другой, не менее серьезной, школе училась "Северсталь". А остальные?

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба