Анатолий БАРДИН: "В первом перерыве хотел попросить Патеру и Прохазку не обижать хозяев" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Валерий КАМЕНСКИЙ: "Роман со сборной еще не закончен"

ГОСТЬ РЕДАКЦИИ

Знаменитый форвард может завершить блистательную карьеру на чемпионате мира-2004 в Чехии. В 1986-м он дважды стал чемпионом мира: сначала с молодежной сборной, а пять месяцев спустя и с главной командой страны. Но подлинная слава пришла к Валерию Каменскому год спустя, когда он навел шороху на североамериканских площадках в рамках памятных Рандеву-87 и Кубка Канады-87. С тех пор у нас в стране изменилось, казалось бы, все. И только привычное объявление диктора по стадиону "Шайбу забросил Валерий Каменский" связывает две эпохи...

Минувшей осенью знаменитый ветеран, за плечами которого триумф на Олимпиаде-88, золото трех мировых первенств, перстень за победу в Кубке Стэнли-96 в составе "Колорадо", спустя восемнадцать с половиной лет вернулся в родной "Химик". Вернулся помочь воспитавшей его команде сохранить место в суперлиге, отдав долги отчему дому. Злые языки тут же начали злорадствовать, что, мол, не играть приехал Каменский, а доигрывать. Но, проведя вхолостую несколько "дебютных" матчей, 37-летний форвард стал выдавать такой хоккей, что главный тренер сборной Виктор Тихонов пригласил своего старого знакомого в ряды национальной команды. Но это все сейчас, а "взрослая" карьера Валерия начиналась больше двух десятков лет назад...

Ты помнишь, как все начиналось...

— Мой дебют в основном составе "Химика" состоялся 15 марта 1983 года, – открывает долгий вечер воспоминаний Валерий Каменский. – В Москве мы встречались с "Динамо". Всю игру меня бросало то в дрожь, то в холод, но, тем не менее, я был счастлив и горд, что моими оппонентами на льду являются такие высококлассные мастера, как Александр Мальцев и Валерий Васильев. "Химик" тогда проиграл 0:1, но именно после того поединка я отчетливо осознал, что нужно еще больше работать и тренироваться, дабы добиться в хоккее чего-то значимого.

— Первых партнеров по тройке помните?

— Если не изменяет память, это были Сергей Карпов и Сергей Одинцов. А вот в допризывный год я чаще всего взаимодействовал с Александром Черных и Андреем Ломакиным, с которыми мы чуть позже стали олимпийскими чемпионами.

— В "бронзовом" для "Химика" сезоне-83/84 вы провели в чемпионате страны 20 матчей, и по тогдашнему регламенту получалось, что на медаль не наиграли...

— Вы абсолютно правы. Бронзовую медаль мне так и не вручили. Зато вы бы видели, как радовались тогда ветераны "Химика", которые отдали команде не один сезон. В 84-м я был совсем молодым парнем, и, видимо, старшие товарищи сверху решили, что у меня все впереди, а посему медалью и не побаловали. (Улыбается.)

Новая высота

— Как вы оказались в ЦСКА?

— В апреле 85-го пришла пора служить в армии, и мы с моим одноклубником Александром Черных были зачислены в ЦСКА. Обыкновенная история для тех лет.

— В столичном клубе вы получили 13-й игровой номер, ставший фирменным знаком Валерия Каменского...

— И в "Химике", и в ЦСКА до середины сезона-86/87 я играл под 26-м номером, а в сборной СССР – под 22-м. И лишь когда главный тренер армейцев Виктор Тихонов отправил Николая Дроздецкого доигрывать в СКА, я от него и унаследовал ставшую затем для меня фартовой чертову дюжину на свитере.

— ЦСКА в то время был синонимом сборной.

— Совершенно верно. Для начала я в составе "молодежки" стал чемпионом мира в Канаде под руководством своего первого наставника Владимира Филипповича Васильева. Что, впрочем, немудрено, ведь в составе той команды были такие выдающиеся личности, как Евгений Белошейкин, Михаил Татаринов и Игорь Вязьмикин. А уже весной Тихонов призвал меня под знамена первой команды страны для участия в чемпионате мира, который проводился в нашей столице. В дальнейшем я еще не раз выступал на первенствах мира и Европы, но тот московский успех мне наиболее памятен и дорог.

— Какие еще турниры на высшем уровне наиболее отчетливо врезались в память?

— Вы знаете, когда выигрываешь, то всегда приятно. А если забьешь решающий гол, то вдвойне. И все-таки, наверное, особняком на этом фоне стоят Рандеву-87 и Кубок Канады-87. На заокеанском льду у меня все получалось, и порой я ловил себя на мысли, что буквально летаю по площадке.

— Изнурительные тренировочные сборы, которые практиковал Виктор Тихонов, легко переносили?

— Тогда я был молодым и не придавал особого значения таким вещам. Тем более "на карантине" Виктор Васильевич помимо физических нагрузок очень много времени уделял теории. Бывало, сидишь несколько часов кряду перед видеомагнитофоном, а Тихонов все рассказывает и показывает, как действовать в той или иной ситуации. А что еще, собственно говоря, на сборах делать?

— После двух лет пребывания в ЦСКА не было желания демобилизоваться и вернуться в Воскресенск?

— К тому времени я играл во втором звене ЦСКА и сборной СССР и сделать шаг назад у меня даже и мысли не возникало. К тому же сомневаюсь, что кто-то тогда дал бы согласие на мой переход в "Химик". Из ЦСКА возвращались обратно либо те, кто играл в четвертом звене (как, например, еще один воскресенец – Валерий Зелепукин. – Прим. А.Б.), либо имел конфликты с тренерским штабом (Александр Черных. – Прим. А.Б).

Злой гений Константин

— Осенью 91-го, как и большинство ваших партнеров, вы отправились покорять Америку...

— Начало заокеанской карьеры получилось таким, что и врагу не пожелаешь. В Америку я полетел со сломанной ногой, а едва восстановился, как сразу же получил повторное повреждение. Поэтому первые два сезона в НХЛ вряд ли могу занести себе в актив. Однако затем полностью восстановился, и, считаю, что мое мастерство соответствовало североамериканским стандартам.

— Восемь сезонов кряду вы играли в одном клубе – "Квебеке", который после переезда в Денвер стал именоваться "Колорадо". Почему же за последние три года в НХЛ успели отметиться еще в трех командах?

— Видимо, это связано с возрастом. Плюс в первом заокеанском клубе я нашел свою команду и свою тройку, а в остальных мне такой возможности, увы, не представилось.

— В "Колорадо" вашими партнерами по звену были Петер Форсберг и Клод Лемье. С кем еще игра в одной тройке доставляла вам такое же удовольствие?

— В ЦСКА и сборной СССР взаимодействие с Андреем Хомутовым и Вячеславом Быковым было тоже отточено до предела, их также можно назвать идеальными партнерами.

— Свои "спарринги" с печально знаменитым шведским костоломом Ульфом Самуэльссоном часто вспоминаете? Ведь после контактов с вами его дважды чуть ли не уносили со льда!

— Я тогда был молодой и горячий, энергия била через край. Вспоминать те поединки до нашего с вами разговора не приходилось, но если вы помните, то значит, я славен не только голами и передачами. (Улыбается.)

— Последним вашим клубом в НХЛ стал "Нью-Джерси". После увольнения тренерского штаба Ларри Робинсон – Вячеслав Фетисов вы фактически лишились места в основном составе. Ситуация стала тупиковой или ее можно было исправить?

— На их место пришел небезызвестный Кевин Константин, который не зря считается большим "поклонником" русских. Он кардинально изменил тактику команды и с первой совместной тренировки отчетливо дал мне понять, что отныне в мои функции забивание шайб не входит. По его замыслу я должен был заниматься исключительно оборонительными функциями. И пошло-поехало... Сперва меня перевели в третье звено, чуть позже в четвертое, а под конец сезона и вовсе стали выпускать на площадку через раз.

Судьба возвращаться на родину

— Немудрено, что в такой ситуации еще перед прошлым сезоном начали ходить разговоры о вашем возвращении в Россию. Почему не торопились принимать предложение с родины?

— Откровенно говоря, рассчитывал продолжить карьеру в НХЛ, тем более что, по словам моего агента, некоторые клубы, в частности "Тампа" и "Буффало", проявляли ко мне определенный интерес. Но в конечном итоге из этой затеи ничего не вышло. Сезон оказался потерянным, а возвращение в "Химик" отложилось до конца 2003 года...

— В Воскресенске живете у родителей или клуб снимает вам служебную квартиру?

— Мы, коренные воскресенцы, – выходцы из рабочих семей, поэтому бытовые условия не имеют для нас принципиального значения. Я живу у родителей и, поверьте, прекрасно у них себя чувствую.

— В феврале Виктор Тихонов вызвал вас в сборную, дабы вы помогли опытом и мастерством национальной команде на Шведских играх. Ожидали ли такого развития событий?

— Я очень польщен данным приглашением, но, к сожалению, в это время я должен был улетать в Нью-Йорк к семье. Однако, если Виктор Васильевич по-прежнему будет заинтересован в моих услугах, то с радостью приеду на следующий сбор перед мировым первенством в Чехии.

— Последний раз играли в сборной на чемпионате мира-2000 в Питере. Не осталось неприятного осадка от того "турнира несбывшейся мечты"?

— Конечно, на том первенстве все болельщики ждали от нас только золота, ведь команда более чем наполовину состояла из именитых энхаэловцев. Чем в итоге все обернулось и вспоминать не хочется... За годы, проведенные за океаном, многие ребята отвыкли от сборов, а там нас вывезли за 50 километров от города и объявили чуть ли не казарменный режим. Психологически было очень непросто адаптироваться в подобной среде. К тому же еще до старта чемпионата его за нас уже выиграли и болельщики, и пресса, и функционеры.

— Вам скоро стукнет 38. В коллекции трофеев все золото мира. Откуда еще черпаете мотивацию?

— Для меня главное – как можно дольше продержаться в хоккее и демонстрировать игру качественного уровня. В этом и мотивация. Впрочем, пора задуматься и о завершении карьеры. Нынешний сезон, скорее всего, станет для меня последним.

Когда отдыхал от большого хоккея, тренировал сына

— Перед долгожданным возращением в "Химик" вы полтора сезона находились вне игры. Чем занимались все это время в Америке?

— Спортом! (Смеется.) А чем же еще? Также попробовал себя в роли тренера. У моего сына Вити, которому сейчас 15 лет, в школе существует специальная программа, в которую входит хоккей, американский и европейский футбол, теннис, и я некоторое время помогал его непосредственному тренеру-учителю в некоторых хоккейных аспектах. Кстати, сейчас сын играет за свою школу, если проводить аналогии с Россией, на первенство района по хоккею.

Занимаясь с сыном, естественно, не забывал и о дочери Полине, которая на 10 лет младше. Сейчас она ходит в детский садик, где занимается балетом и гимнастикой. И очень любит рисовать. Плюс я строил под Нью-Йорком дом в местечке Грэмидж.

— Что помешало присоединиться к "Химику" перед началом этого сезона?

— К тому моменту я полтора года не играл в большой хоккей, поэтому принять в одночасье такое серьезное решение было ох как не просто. Извините за нескромность, но за 20 лет я заработал себе определенное имя и репутацию, и выглядеть балластом на льду совсем не хотелось. Тем более в городе, которому я всем обязан. Плюс семья. Мы с Натальей вместе уже 15 лет, и расставание, пусть и на три месяца, также не очень хорошо вписывалось в мои планы. Кстати, познакомились мы с ней на танцах на открытой площадке в городском парке Воскресенска. Интересно, что в тот день мы вместе так и не потанцевали... В конце осени на семейном совете сообща решили, что я все-таки отправляюсь в Воскресенск, дабы помочь родному "Химику".

САМЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛ ВАЛЕРИЯ

Регулярный чемпионат НХЛ-1997/98. "Колорадо" – "Флорида"

Защитник "Колорадо" Алексей Гусаров по центру вошел с шайбой в зону обороны "Флориды". Вытянув на себя двух защитников – Сиреллу и Мэрфи, Алексей дождался рывка Каменского по левому флангу. Когда Валерий объехал Сиреллу и выскочил на пятачок, Гусаров кинжальной передачей снабдил его шайбой . Получив пас, Каменский, к полному недоумению голкипера Ванбисбрука, не стал сразу атаковать ворота, а резко развернулся на 180 градусов и только затем отправил шайбу низом между щитков оторопевшего стража ворот. Этот гол долго смаковало местное ТВ, и он был признан самым красивым в сезоне.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Каменский Валерий Викторович

Родился 18 апреля 1966 года. Нападающий. Заслуженный мастер спорта. В 1983–1985 и с декабря 2003 – в "Химике", в 1985–1991 – в ЦСКА. Чемпион СССР 1986–1989. Обладатель Кубка СССР-1988. В 1991–2002 – в НХЛ. Обладатель Кубка Стэнли-1996. Чемпион мира 1986, 1989, 1990. Олимпийский чемпион-1988.

1983 - Дебют в команде мастеров "Химика". В чемпионатах СССР провел 329 матчей, в которых набрал 218 (122+96) очков.

1986 - Приглашен в сборную СССР. На чемпионате мира в Москве завоевал свою первую золотую медаль. На мировых первенствах и Олимпийских играх провел 75 матчей и 34 раза поражал ворота. Всего во встречах за сборную на его счету 88 шайб.

1988 - На драфте НХЛ был выбран "Квебеком" в седьмом раунде под общим 129-м номером.

1991 - Дебют в НХЛ в составе "Квебека". В 12 сезонах за океаном выступал за "Квебек", "Колорадо", "Рейнджерс", "Даллас", "Нью-Джерси". В чемпионатах НХЛ набрал 501 (200+301) очко в 637 матчах. В Кубке Стэнли – 60 (25+35) очков в 66 играх.

2003 - В декабре во время дозаявочной кампании пополнил ряды "Химика".

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба