Анатолий БАРДИН: "В первом перерыве хотел попросить Патеру и Прохазку не обижать хозяев" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Теро ЛЕХТЕРЯ: "Бутылку водки растяну на два года"

ГОСТЬ РЕДАКЦИИ

Первый финн в суперлиге стал самым неординарным игроком "Нефтехимика"

Появление "Нефтехимика" в списке участников плей-офф чем-то напоминает сюжет картины Ильи Репина "Не ждали". Перед началом сезона ни один оракул не прогнозировал этому клубу места в кубковой восьмерке. Одним из главных творцов нижнекамского чуда стал самый колоритный игрок команды Теро Лехтеря, первый и пока единственный финн в суперлиге.

Не сачок и не прохвост

Тренерский штаб "Нефтехимика" провел летом бурную селекционную работу. В результате на просмотре в клубе побывало свыше десятка легионеров. Однако из всех зарубежных новичков в команде задержался лишь финн Теро Лехтеря. Даже несмотря на то, что он, как считали в команде многие, отличается несколько загадочным поведением...

— Не привык он, что ли, к нашим нагрузкам? — говорил мне доктор "Нефтехимика" Александр Сунгуров. – Как только Теро появился в команде, так летом на тренировочном сборе у него то голова заболит, то нога, то еще что. Я уж подумал, не сачок ли?

Нет, Лехтеря симулянтом не оказался. Просто тренировочный режим, предложенный тренерским штабом "Нефтехимика", ему действительно пришелся в диковинку. Все-таки он, финн, начинать готовиться к сезону аж в конце июня ну никак не ожидал...

— В Финляндии, да и вообще в Европе, все клубы начинают входить в тренировочный режим куда позже, чем в России, — сравнивает Теро Лехтеря. — На лед у нас выходят так и вовсе лишь в самом конце июля, а товарищеские встречи в основном проводим в августе.

— И что же вы, перенапряглись?

— Поначалу было немного, уставал прилично. Но потом в ритм втянулся...

— Как же вы вообще решились на столь необдуманный поступок: взять да первым из финской гвардии приехать в Россию, да еще и покорить ее?

— Большую роль в решении выступать в вашей стране сыграла моя любимая Йонна. У нее отец лет семь работает в Москве. Так что она знала, что обстановка у вас в стране нормальная, хотя временами и взрывоопасная. Нет, серьезно, я давно хотел попробовать себя в вашей лиге. Но постоянно смущали разговоры о криминальном мире, о невозможности вечером свободно выйти из дома. А ведь у меня семья...

Плюс ко всему я звонил форварду "Ак Барса" Яну Бенде, с которым мы играли в одной тройке в финском "Йокерите". Считайте, я сам и рассказал своему агенту, он у меня финн, о нормальных бытовых условиях в России, о том, что бандиты с пистолетами по улицам не ходят... Кстати, в "Йокерите" в сезоне – 1999/2000 я действовал с еще одним нынешним казанцем – Димой Квартальновым. Вот такая судьба. Теперь живу от них всего в 200 километрах... Правда, по финским меркам это довольно много.

Начинал с вратаря

— В России вам пришлось перестраивать свою игру?

— В какой-то степени да. Не поверите, но в хоккее начинал я с позиции... вратаря! Играл в этом амплуа два года. Позже стал защитником. В атаке начал действовать с юниорского возраста. Впереди и закрепился в молодежной команде. Вообще привык к тому, что я — левый крайний нападающий. Правда, меня вот уже несколько лет пробуют на разных позициях в атаке. Как центрфорвард я начал играть лишь два с половиной года назад. В середине действую и в "Нефтехимике".

— Не пытались сказать тренеру, что можете и с краю сыграть?

— Зачем? Может быть, меня и брали в команду как центрального. Ведь в клубе летом был острый дефицит игроков этого амплуа. Впрочем, если предложат сыграть крайнего, не откажусь. Ведь буду как рыба в воде.

О новых друзьях

– Русский-то знаете?

– Очень сложный язык, как и наш финский. Только "пожалуйста", "спасибо", "дайте покушать", "здравствуйте", "курица"...

— Как же разговариваете с тренерами в ответственные моменты?

— Через переводчика. А если его нет, то ничего не понимаю. К примеру, о сути предматчевых установок, если рядом не оказалось англоговорящего игрока, мне остается лишь догадываться. Только если у нашего главного тренера Владимира Крикунова в руках планшет со схемами, я все понимаю.

— Кто в команде выступает в роли вашего переводчика?

— В основном это Сергей Звягин и Ильдар Мухометов. Может помочь Коля Цулыгин.

— С ними и дружите?

— Со всеми ребятами у меня нормальные отношения. Но вот в номере мы обычно останавливаемся вместе с Максимом Осиповым. Подружились с лета, ведь оба были новобранцами. Он помогает мне в быту, быстрее адаптироваться к вашей стране, немного учит языку. По ходу чемпионата к нам в команду пришел еще один иностранец – словак Рудольф Гуна. Он, как и Макс, моложе меня на восемь лет. Но общий язык мы нашли быстро.

О контракте поговорим после сезона

— И надолго вы думаете остаться в "Нефтехимике"?

— У меня контракт на один сезон. Что будет дальше, решим по окончании чемпионата. Многое будет зависеть не только от меня, но и от семьи, команды, тренеров и руководства. Пока меня все устраивает. Так что прогноз на продолжение работы в России позитивный.

— После золота на ЧМ-95 вас в финскую сборную не приглашали. Быть может, тренеры забыли про талисман?

— (Улыбается.) Я играл за "финских львов", когда их возглавлял шведский специалист Курт Линдстрем. Он знал меня по выступлениям за юниорскую и молодежную сборные. Когда этот тренер покинул пост, не стали приглашать и меня... Все очевидно. У каждого тренера свои принципы формирования состава.

Впрочем, даже если нынешний наставник сборной Раймо Сумманен и вызовет меня, я все равно не поеду. Во-первых, из-за очень плотного графика российского чемпионата накопилась приличная усталость. К тому же я все возможное выиграл и больше стимула ехать в сборную у меня нет. Ведь в НХЛ играть я не собираюсь. Да и мы с Йонной запланировали отдых на островах, забронировали тур.

— Интересно, на какое время? Случайно не на вторую половину марта, когда у нас идет плей-офф?

— Нет, конечно. На надеждах "Нефтехимика" на успешное продолжение борьбы в плей-офф заранее я крест ставить бы не стал. Поверьте, мы там побьемся.

— То есть для вас важно завоевать медаль? Ведь любой полуфиналист по новому регламенту этого сезона ее автоматически получит...

— Конечно, я не прочь пополнить коллекцию трофеев. Впрочем, я дважды становился чемпионом Финляндии, не раз призером SM-лиги. Так что даже если не повезет попасть в призеры, отчаиваться не стану. Думаю, мы и так выступаем неплохо. К тому же, надеюсь, будет шанс и в следующем году.

Площадки уменьшать нельзя!

— Вы увидели большую разницу между финским и русским хоккеем?

— В Финляндии сейчас пошла мода на более узкие, вытянутые площадки. В некоторых городах коробки и вовсе напоминают канадский размер. Лишь несколько арен соответствуют европейским правилам. Такой парадокс. Многие специалисты отмечают, что из-за увеличения объема силовой борьбы финский хоккей потерял красоту, пластичность, в какой-то мере даже и остроту. Понимаете, к чему это может привести? К потере зрителя. В Европе этот аспект очень важен. Ведь там от числа болельщиков зависят бюджет, прибыли.

— В России тоже снижается результативность. Что делать? "СС" провел опрос, и большинство предложили не менять правила...

— Не стал бы пока этого делать и я. И возвращать красную линию пока не нужно. Я пока просто игрок и действую по тем правилам, которые мне предлагают. Вот вы позвоните мне через несколько лет, когда я войду в руководство Финского хоккейного союза и от меня будет что-то зависеть (смеется).

От еды скоро взлечу

— Что удивило вас в нашей стране в первую очередь?

— То, что в нашем Дворце в Нижнекамске очень холодно. Аж зубы стучат! Малыми размерами он меня не поразил, нет. В Эспо на подобной арене я делал первые шаги в хоккее. А еще потрясло то, что люди у вас очень суеверные. Один из тренеров "Нефтехимика" наступил мне на ногу, попросив сделать то же самое. Я отказался. Так он бегал за мной по всему Дворцу, пока мою ногу не поставил на свою!

— И все?

— Еще мне до сих пор непонятно, почему в России не принято бурно выражать радость, положительные эмоции. Особенно при встрече... В раздевалке мне порой казалось, что между игроками сейчас начнется драка. Впечатление такое, что все люди какие-то хмурые. Поначалу я спрашивал новую клюшку, а в ответ недоумевал. Пока ребята не переводили, что мне ее сейчас принесут...

Изумило и то, что шесть человек из десяти ходят по улицам с открытыми бутылками и пьют из них. Неважно что, воду или пиво. В Финляндии, как и во всей Европе, да и в Америке, запрещено просто расхаживать по улицам с алкоголем в руках. Нельзя держать даже открытую бутылку от "Кока-колы". Ну а если у вас в автомобиле полицейские при осмотре обнаружат пустую емкость из-под пива или вина, крупного штрафа не миновать. В случае, если вы известны, как Сергей Федоров или фигурист Алексей Ягудин, вас могут ожидать и более крупные неприятности – вплоть до скандала и общественного порицания.

Охлаждаюсь яблочным пивом

— Привыкли ли вы к российским бытовым условиям?

— Сложно было на первых порах, если честно. Особенно с едой. Любимое мое блюдо — спагетти с мясом. Нам же перед матчами, особенно на выезде, предлагали, скажу по-русски, "черт знает что". Но это еще нормально. Вспоминаю, как в начале 90-х, когда я с юниорской сборной приезжал в Россию на один из международных турниров, нам вообще что-то непонятное на тарелку клали. А вот на базе в Нижнекамске лучше всех кормят...

— Вы сказали про курицу. Не случайно?

— Здесь нас ею закормили. Наверное, я двадцати пяти сельским хозяйствам план по реализации помог выполнить. Приеду в отпуск домой в Эспо, ни за что к птице не притронусь. Хотя, признаться, готовят в России хорошо. Правда, пища в основном очень жирная, масла добавляют много.

— Русскую водку не пробовали?

— Я вообще ее почти не пью. Если, к примеру, литровую бутылку в холодильник поставить, может оказаться, что она только года через два закончится. Здесь я пью коктейль "Спайдер". Слабоалкогольный напиток. По крепости почти такой, как яблочное пиво...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО Теро ЛЕХТЕРЯ

Нападающий. Родился 21 апреля 1974 г. в Эспо, Финляндия. 183 см, 86 кг. Чемпион мира 1995 г. (главным тренером был швед Курт Линдстрем), обладатель бронзовой медали на Олимпиаде 1994 г. в Лиллехаммере. Выступал за юниорскую (ЧЕ-90) и молодежную (ЧМ-91, 92) сборные Финляндии.

В финской SM-лиге выступал за "Блюз" (Эспо) – 1992-94, 1997-98, 2001- 2002 гг., "Йокерит" (Хельсинки) – 1995-97, 1999-2000 гг., "Таппара" – 2000 -2001 гг., ХПК (Хяменлинна) – 2002-2003 гг. В "Мальме" (Швеция) – 1994-95 гг. С сезона 2003/2004 г. – в "Нефтехимике" (Нижнекамск).

1994 - Стал обладателем титула "Джентльмен года" для самого корректного игрока финской SM-лиги в сезоне-1993/94. Выбран на драфте НХЛ "Флоридой" под общим номером 235.

1996 - Успешно пройдя тренировочный лагерь "Флориды", отказался от предложения подписать контракт с клубом НХЛ. Пообещал "Йокериту", что вернется, и сдержал слово. Вторая попытка попасть в сильнейшую заокеанскую лигу мира оказалась неудачной. Сезон-1998/99. Лехтеря провел за фарм-клуб "Пантер" "Форт-Уэйн Кометс" (ИХЛ) в одной команде с нынешним форвардом "Локомотива" Вячеславом Буцаевым.

1997 - Стал двукратным чемпионом Финляндии. Лехтеря выигрывал это звание в составе "Йокерита" в сезонах-1995/96 и 1996/97 гг. В первый раз – во главе с наставником Ханну Аравиртой, во второй – со шведом Куртом Лундмарком.

ЛЮБОВЬ ИЗ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

— Мою супругу зовут Йонна, — говорит Теро Лехтеря. — Точнее, она моя невеста. Так говорят в России. Свадьба планируется летом 2005-го. Год назад у нас родилась дочь. Назвали ее Неа. Обе они прилетели в Москву в конце августа. Мы тогда с командой возвращались из турне по Словакии, выиграли там главный приз – Кубок Татр. Из вашей столицы, где Йонна успела даже встретиться с отцом, мы улетели в Нижнекамск. Клуб нам выделил квартиру, все бытовые условия устраивают. Там мои девочки сейчас меня и ждут.

Весь сезон семья рядом со мной. Ну как бы я без них? Помогает мне их присутствие и в игре, это точно. Ведь когда чувствуешь рядом дыхание родного человека, и эмоции совсем другие.

— Чем вы занимаетесь в Нижнекамске?

— Если честно, я занятия по душе себе не нашел. Да и Йонна тоже. Спасение, правда, подоспело. Вместе с нами в соседней квартире живет семья Звягиных. У Сергея жена американка, Мишель. Вот они друг с другом, пока нас нет, и общаются. Души друг в друге не чают.

— Ну а как вы праздники отмечали?

— Звягины рассказывали, что в Новый год постучали к нам в час ночи, а мы уже спали... Просто в Финляндии больше принято праздновать Рождество. А на стыке старого и нового годов даже выходных нет. И еще середину лета в Суоми отмечают. Там сразу четыре дня выходных! Если к тому времени я останусь играть в России, надеюсь, со сборов меня все же ненадолго отпустят домой...

Владимир Крикунов, главный тренер "Нефтехимика":

— Любопытный человек этот Лехтеря. Когда в зимнее время он со всей командой побежал кросс, мы предложили ему надеть шапочку: замерзнет ведь. "Не валнууйтесь, коуч! Нету праблемы", — последовало в ответ, и финн с холодной головой пробегал все занятие на открытом воздухе. Зато когда Теро заходит в помещение, надевает шапочку. Даже в столовой ее редко снимает...

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба