Максим РЫБИН: "С братом понимали друг друга с полувзгляда" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Илья БРЫЗГАЛОВ: "В НХЛ очень много лгут"

Вратарь Илья Брызгалов - один из самых колоритных персонажей в нашем хоккее. Каждое его интервью превращается в интересное общение. Причем сам вратарь очень любит разговаривать с прессой и редко ей отказывает. Американская привычка, ведь за океаном все понимают, что играют для зрителей. Воспитанник тольяттинского хоккея, откровенничая с корреспондентом NewsInfo, рассказал о своем отношении к ХК "Лада", о том, как в Америке общался с соседями непереводимой игрой слов, о том, как профессионально лгут в НХЛ и о том, как его отправляли работать на завод…

- Илья, что Вы испытывали, когда возвращались домой?

- Испытывал я двоякие чувства. Вроде бы за океаном я достиг того, что хотел, подписал односторонний контракт, казалось бы, вот чуть-чуть еще подождать, и я буду играть в НХЛ. С другой стороны, я соскучился по России, по дому, я устал там находиться. Последний год, который я находился в фарм-клубе, очень сильно на меня повлиял, потому что я не хотел там оставаться, но обстоятельства сложились так, что пришлось еще год играть в АХЛ, и это, я считаю, сыграло не самую хорошую роль в моей хоккейной карьере.

- Почему Омск?

- Вы знаете, если бы поступило предложение не от Омска, а от какой-нибудь другой команды, не буду называть от какой, чтобы никого не обидеть, то я вряд ли поехал бы в Россию. Есть команды с именами, где все построено очень профессионально, где к игрокам относятся с уважением, в таких клубах все поставлено на высокий профессиональный уровень и ставят высокие задачи, поэтому я и принял предложение омского "Авангарда". Есть, наверное, еще пара команд в Суперлиге, предложения которых я мог бы рассмотреть, и куда бы мог поехать. В другие команды я бы просто не пошел.

- Но Вы же воспитанник Тольятти?

- Во-первых, мы бы не смогли работать с Петром Ильичем Воробьевым в клубе, у нас немного разное виденье хоккея, отсюда и непонимание. В сборной - другой разговор, там встречаешься на короткое время, тебя не нагружают и не отрывают так сильно от семьи. В Тольятти у меня много друзей играло, и я наслышан о том, какие там нагрузки, что они не видят ни семьи, ни подруг. Я просто-напросто не готов к этому. Поэтому я и не поехал в "Ладу". Во-вторых, там не очень хорошо поступили с моим самым близким другом, очень ужасно. Это навсегда испортило репутацию тех людей, которые сейчас там работают, в моих глазах. Никогда с этими людьми я работать не буду.

- Илья, почему Вы вернулись в Россию именно сейчас, когда локаут в НХЛ завершился, а не год назад?

- Вы знаете, когда я подписал односторонний контракт с "Анахаймом", я ждал, что максимум локаут продлится шесть месяцев. Я играл и думал, что спокойно буду готовиться к сезону, не поеду в Россию, чтобы не менять ни стиль игры, потому что площадка больше, чтобы не отвыкать от американского хоккея. В общем, чтобы находиться и вариться в том же соку, в котором, как я думал, мне предстоит играть. Руководство "Анахайма" тоже не хотело, чтобы я уезжал, все надеялись, что сезон вот-вот начнется. Этого, увы, не случилось, и когда я спросил, можно ли мне поехать в Россию, меня вначале отпустили на Кубок Росно в Москву, а после турнира у нас с руководством клуба началось непонимание. Можно сказать, что выросла пропасть.

- Как в американской прессе освещались переходы и игра НХЛовских звезд в российской Суперлиге?

- В американской - никак! Некоторые газеты ограничивались тем, что сообщали, что такой-то игрок отправился в такой-то клуб за такие-то деньги, на такой-то срок, и все.

- Илья, изменилась ли Россия по сравнению с тем временем, когда Вы уезжали за океан?

- Пока не заметил, но считаю, что если и изменилась, то незначительно. Я, в принципе, нигде здесь, в Омске, еще не был. Пару раз друзья приглашали в рестораны поужинать, а так смотришь - те же старые машины, автобусы, разбитые дороги. Все то же самое.

- Как к русским относятся в Америке?

- По-разному. Есть у меня там и друзья, которым все равно, откуда я. Есть люди, которые относятся нейтрально. Разные отношения, все зависит от самих людей. У меня сосед по дому был. Русских терпеть не может, я как-то косил траву, у него срезал немного. Он подбегает ко мне: "Все, завтра пойдем с тобой в суд". Ну, я ему ответил, конечно, непереводимой игрой слов (смеется).

- Америка Вам в личном плане помогла?

- Да, очень. Я стал там другим. Изменились ценности, приоритеты в жизни. Вы знаете, Америка - это такая страна, как жернова, она вымалывает и выбрасывает. Это с виду люди вот так смотрят и говорят: ой, в Америке так классно жить, там так все хорошо, это им с виду кажется. На самом деле да, там все хорошо, там все для людей, но за все нужно платить, и за все нужно отрабатывать. Причем отрабатывать по полной программе. Не можешь - эти самые жернова тебя перемалывают и выбрасывают.

- Что можете сказать об организации хоккейного дела в "Авангарде", насколько все профессионально?

- Здесь делают все для игроков, главное, чтобы они играли. Поэтому в дальнейшем с этих самых игроков можно будет спрашивать. Когда ты даешь что-то людям, потом ты имеешь право с них спросить. В "Авангарде" мне не на что жаловаться, мне все здесь нравится. Приведу простой пример. Когда с утра я пришел на первую тренировку и спросил у тренера, можно ли поиграть в настольный теннис, мне ответили, что нет стола. А на вечерней тренировке мы уже играли в теннис.

- Можете сравнить с НХЛ?

- Как тут сравнивать, там совершенно другая работа. Там все по-другому, тут даже сравнивать нельзя. Сам принцип работы другой, ты работаешь один раз в день. Пришел, переоделся, покрутил велосипед, растянулся, пошел на лед, оттренировался два часа, потом позанимался в зале, и все, ты свободен. Тебя больше не задерживают, здесь мне пока тяжело перестроиться на две тренировки. Я порой просыпаюсь днем: "О, какой ужас! Опять идти куда-то" (смеется).

- Илья, если бы в "Авангарде" остался не Норм Маракл, а Максим Соколов, Вы подписали бы контракт с Омском?

- Конечно.

- Илья, стиль, в котором Вы действуете, долго искали?

- Нет, я играл так давно. В Америке мне его подкорректировали. Правильно! Мне все время говорили: зачем ты садишься, стой, и она в тебя попадет. Я говорю: ну вот я стою, а она мимо залетает, и гол. Потом, в конце концов, меня перестали трогать. А за океаном дали правильную технику, показали, как действовать, какие места, какие позиции нужно занимать, чтобы шайба в тебя просто летела, и все.

- Габариты помогают вратарю?

- Конечно. Сейчас, например, если в НХЛ увеличат ворота. Я не знаю, каких гигантов тогда надо искать, чтобы в ворота ставить (смеется). И вообще, чем больше вратарь, тем больше он закрывает ворота. Маленькому вратарю легче забить.

- Илья, Вы против тех новшеств, которые предлагает ввести НХЛ (уменьшить размер щитков, увеличить размеры ворот)?

- Конечно!!! Ноги больно! (смеется). Вот смотрите, сейчас у меня щитки 12 инчей, я их одеваю, и порой он чуть-чуть слезет - и шайба попадает в голень или в икроножную мышцу, хоть и скользом, но достаточно больно. А если еще урежут, как играть? И не надо сравнивать с тем, что было 30 лет назад. Извините меня, 30 лет назад так никто не бросал. Там не было клюшек, которыми защитники и нападающие бросают со скоростью по 100 миль в час, когда головы отрывает. На самом деле, после броска ты стоишь, а у тебя шлем улетел, и нормально все. Тогда играли по-другому, катались с прямыми клюшечками, возили шайбу, не бросали, а закатывали в ворота. Вы посмотрите старые кадры. В связи с тем, что там меняют правила, урезают щитки, изменяют конфигурацию ворот. Это хоккей? Не знаю, как игрокам, там еще много какие правила изменятся. Я хочу играть в настоящий, нормальный хоккей, а ни в какой-то придуманный. Интересно, как они потом назовут этот вид спорта.

- Готовы ли Вы к российским бытовым трудностям? В прошлом сезоне звезды "Ак Барса" жаловались на узкие кровати, колючие простыни, отсутствие многих привычных вещей.

- Мне пока грех жаловаться, на базе большая широкая кровать, кормят хорошо и вкусно. Да и все бытовые трудности, даже если они возникнут, не отразятся на моей игре. Надо принимать все так, как оно есть. Как себя настроишь, так и будет. Если будешь постоянно искать причины своей неудачной игры в чем-то, а не в себе, то ты никогда не исправишь ситуацию. Я считаю, что каждый человек виноват в своих проблемах только сам. Будь то подушка, дворец или еще что-то. И это правило относится не только к спорту, но и к жизни вообще.

- А что за история была, когда Вам после травмы посоветовали завязывать с хоккеем?

- Меня человек один, не хочу называть его имени, разозлил очень. Говорит, все, иди давай на завод работать. Я ответил, посмотрим, что будет. Теперь я в Омске голкипер "Авангарда", а до этого была сборная России, НХЛ. Так что все увидели, кто был прав.

- В чем главные преимущества вашего амплуа?

- Наверное, как в 911. В спасении (смеется). Больше всего получаешь удовольствия, когда выигрываешь, к тебе подъезжают ребята и благодарят за то, что ты им помог, выручил там где-то. Именно от этого и получаешь самое большое удовольствие. Не столько от победы, а вот именно когда партнеры по команде говорят тебе спасибо, молодчик.

- Вы любите эффектные сэйвы? Сыграть на публику?

- Порой, когда отбиваешь шайбу, ты и сам не знаешь, отбил ты ее или нет. Как-то кувыркнулся или что-то сделал, уже следом второй бросок отбиваешь. Слышишь, никто не кричит ничего, значит вроде все нормально.

- Говорят, вратари очень замкнуты в себе и к матчам готовятся как-то по-особенному. У Вас есть свой ритуал, свои приметы?

- Кто говорит? Я, наоборот, очень люблю общаться с людьми. У меня нет ни примет, ни ритуалов. Пришел перед игрой, подготовил клюшки, поговорил, пошутил с ребятами, размялся, оделся и пошел играть.

- Вы всегда приезжаете в сборную…

- По крайней мере, готов. Если зовут в сборную, значит, страна в тебе нуждается. Люди, которые работают в ней, считают, что ты нужен стране. Надо откликаться и помогать, чем можешь.

- Почему все-таки Вас не оказалось в сборной?

- Я был полон желания выступить в Вене. Но в клубе мне сказали, извини, ты заявлен на плей-офф. Мы тебя отпустить не можем.

- Именно после этого Вы отказались выходить на лед в форме "Цинциннати"?

- Нет, все было по-другому. Настолько много накопилось отрицательной энергии и во мне, и в руководстве друг к другу, что началось все с кепки. Я пришел на тренировку в бейсболке, мне тренер говорит: сними кепку, мне не нравится. Я отвечаю: а мне нравится. На что мне заявляют: это моя команда, и ходить ты здесь будешь в том, что мне нравится. Мне пришлось напомнить, что Америка - свободная страна, и я волен ходить в том, в чем хочу. В общем, зацепились. Слово за слово. После этого разговора пошло недопонимание, и меня перестали ставить в ворота, не отпустили на чемпионат мира, тогда я и сказал, что не буду играть за "Цинциннати". Потом, уже когда команда начала валиться, тренер подошел и говорит: давай уже, может, сыграешь. Я вышел, в итоге мы попали в следующий раунд плей-офф. После этого тренерское отношение ко мне переменилось в противоположную сторону, но, как говорится, локомотив набрал скорость.

- Но Вы так и не попали на Чемпионат мира, может, не стоило напрягаться?

- Нет, я так не могу, если я вышел, я буду играть. Какой спортсмен может выйти и целенаправленно проигрывать, что это тогда за спортсмен? Прежде всего, ты потеряешь уважение в глазах ребят, специалистов, болельщиков, многие в хоккейном мире поймут, что ты можешь продаваться. Просто испортишь себе репутацию. Я не такой, я никогда не пойду на какие-то игровые сделки, я лучше не выйду на лед. Вышел – играй. Только играя по-честному, будешь получать удовольствие от игры.

- Илья, Вы закончили Тольяттинский Государственный Университет, защитили диплом по теме "Управление конфликтами в хоккейных командах профессионалов", почему именно такая тема?

- Наверное, скандалист потому что (смеется). Если серьезно, то эта тема была наиболее близка мне из всех предложенных.

- Как же предотвратить конфликт в команде?

- Там 46 пунктов основных, могу перечислить (смеется). Самое главное - это психологический подход к каждому игроку отдельно. Выяснять ситуацию, в чем причина, и разрешать ее с меньшими потерями.

- Как складываются за океаном отношения тренер – игрок?

- Совсем не так, как в России. Там тренер - это такой же игрок, с ним можно говорить, над ним можно шутить, он шутит над игроками, а в России как, если я твой тренер, ты мой подчиненный. Все, никаких разговоров, никаких шуток, смеха. Я могу над тобой командовать, а ты мне ничего не можешь возражать. Прежде всего, ты человек.

- Белоусов славится психологическим подходом к игрокам…

- Поэтому к Белоусову и идут хорошие игроки.

- Что бы ты сказал российским молодым игрокам, которые с окончанием локаута наверняка бросятся покорять Америку?

- Чтобы они были готовы к тому, что в этой лиге очень много лгут. Если допустим, напротив тебя сидит представитель клуба и в чем-то уверяет, глядя тебе в глаза, можешь смело ему не верить. Привожу пример: "Да, вот сейчас ты съездишь в фарм-клуб, поиграешь недельку. Нет, зачем тебе чемодан, не бери. Ты едешь туда на 2-3 игры - пятницу, субботу, воскресенье - и возвращаешься". Парень берет маленькую сумочку, приезжает в фарм, они его там забывают на два месяца. Во всех командах НХЛ работают одни лжецы.

- Правда ли, что АХЛ - это жесткая, бессмысленная рубка?

- Полная ерунда. Очень приличная лига. Очень хороший хоккей.

- Драться приходилось?

- Один раз было, один раз не дали. Играли с "Ютой", оставалось секунд 15. Началась драка 5 на 5. Мы выигрывали 4:1. Стоим с голкипером "Юты": он - в своих воротах, я - в своих. Смотрим. Друг у друга жестами спрашиваем: будем драться? Будем. Сбросили перчатки, подъехали к центру. Судья увидел, растащил нас и кричит: "Если не хотите дисквалификации по 10 матчей, лучше разъезжайтесь". А в случае дисквалификации эти 10 матчей тебе не оплачиваются. Короче, не дал он нам подраться. Увел меня на скамейку, я уже разделся, думал - удалили, сижу в раздевалке. Заходит тренер и говорит: ты зачем разделся, тебя никто не удалял. Вот так вот и не дали мне подраться, а один раз было, правда, по молодости. Команда на команду в Кирово-Чепецке рубились.

- Вы по гороскопу рак, насколько твой характер совпадает с гороскопом?

- Я не увлекаюсь ни гороскопами, ни приметами, поэтому даже не знаю, не читал никогда. Я далек от этого. Понятия не имею, что к чему относится, и чем рак от весов отличается.

- После "Авангарда" в НХЛ собираетесь вернуться?

- Посмотрим, может, мне настолько понравиться в Омске, что я не захочу никуда уезжать.

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости клуба

Партнёры клуба