Максим СОКОЛОВ: "Ездим по стране, очки раздаем" C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Минус еще одна легенда

Ушел Марк Мессье. Великий игрок, великий лидер, великая фигура. Не он первый и не он последний. Объявили о завершении карьеры Стивенс, Фрэнсис, Макиннис… Понимаешь, что это было неизбежно, но на душе менее грустно не становится. Что ж в новое время будут востребованы другие герои.

Когда я вошел в здание тренировочного катка в Анахайме, то почувствовал себя путником в пустыне. Все для меня было непохожим на старые долгие годы НХЛ, которые подарили мне новый мир беспокойства. Обучили профессии агента, в чьих руках находятся судьбы самых разных по таланту и способностям молодых людей, и на плечи которого ложилась тяжелейшая ответственность. Сегодня также право за место в главной команде отстаивают молодые игроки, стараются во всю показать себя и опытные мастера, дебютируют новые тренеры, изучаются и новые правила, словом, волнуются все и ждут открытия сезона, который, по мнению многих специалистов, станет историческим.

В эти несколько часов, проведенных на тренировке, я вместе с радостью ощутил жесткую боль расставания. Вспоминаю время шестнадцатилетней давности, когда я, полный энтузиазма, прилетел в Эдмонтон, где меня ждал мой первый клиент в НХЛ Анатолий Семенов. Как-то летом 1989-го главный тренер московского "Динамо" Владимир Юрзинов в тренерской комнате на базе в Новогорске попросил меня обязательно добиться права подписать контракты в НХЛ с лучшим форвардом клуба Семеновым и его партнером Сергеем Яшиным. Очень уж хотелось амбициозному тренеру обязательно догнать своего основного, в хорошем смысле этого слова, соперника по отечественному тренерскому цеху Виктора Тихонова. Ведь уже в то время уехали за океан из ЦСКА Игорь Ларионов, Сергей Макаров, чуть позже Вячеслав Фетисов, а вот из "Динамо" еще никто не отважился на столь серьезный поступок. Стоит заметить, что Виктор Васильевич был не рад таким событиям в отличие от своего верного помощника по сборной Владимира Владимировича, который понимал, что дебют воспитанников в лучшей хоккейной лиге – это и его, тренера, достижение.

Дни, проведенные в Эдмонтоне, переговоры с Гленом Сатером были на редкость не простыми. Тогда я почувствовал, насколько удивительно сложна моя новая профессия, но в то же время и чертовски интересная, не знающая ни строгих правил, ни совершенной тактики. Она всегда держится только на импровизации и умении захватить лидерство, после чего так же, как и у самих игроков, приходит успех. Почему я вспомнил о тех, уже очень далеких годах? Уже давно, еще в 1997-м завершил свою карьеру хороший игрок Анатолий Семенов. За его плечами выступления в шести клубах лиги, 362 матча и прочная репутация настоящего бойца и преданного клубным интересам истинного мастера атаки. Его приняли в новой команде по-доброму. Сразу же какую-то особую отцовскую заботу стал проявлять Марк Мессье – самый популярный после Уэйна Гретцки игрок прославленной чемпионской команды. Несмотря на свой звездный статус, Марк с моей помощью в роли переводчика объяснял молодому россиянину, как надо реагировать на тренерские замечания, как вести себя в раздевалке и на скамейке, словом, был приветлив и искренне желал Анатолию удачи. Он увидел в молодом и способном игроке возможности очень скоро стать действительно настоящим профессионалом. Прошли годы, а Мессье продолжал удивлять своей эмоциональной и заводной игрой миллионы почитателей своего недюжинного таланта. С тех пор я внимательно следил за судьбой Марка. Уже попрощался с НХЛ его близкий друг Уэйн и стал радовать сердца болельщиков достижениями в лице менеджера национальной сборной Канады. Завершили карьеру и многие другие, но Мессье не оглядывался назад. Он просто не замечал своего возраста. Помню, приехал я года три назад в Нью-Йорк и перед матчем регулярного чемпионата встретился с Марком у раздевалки "Рейнджерс". Я был вместе с Павлом Буре, и Мессье, как всегда широко улыбаясь, пожал мне руку, взглянул на Павла и бросил емкую фразу: "Вот уж кто дьявольски хорош. Здорово, что ты рядом с ним, а вот Толя Семенов рановато ушел из хоккея, не хватает нам его". В этой фразе не было никакой фальши, ведь память сохраняют великие игроки только о тех, кто этого заслуживает.

В ходе локаута в своих заметках я настаивал на том, что искусственное убийство хоккея НХЛ повлечет за собой потерю больших мастеров, любимцев публики, ведь профессиональные атлеты не имеют права на простой. Сейчас некоторые "специалисты" пытаются расшифровать, почему великий Марк, замечательные мастера Рон Фрэнсис, Скотт Стивенс, Эл Макиннис, Венсан Дамфусс приняли решение повесить коньки на гвоздь. В мыслях этих "экспертов" в основном сквозит одна тема – финансовая несостоятельность предлагаемых контрактов. С этим я категорически не согласен. Возрастной игрок хорошо осознает свои возможности и, изучив составы команд НХЛ, делает простой вывод: "Наши годы ушли. Молодежь с ее амбициями, с новыми возможностями станет для нас камнем преткновения. Мы должны знать свое место и время".

И все-таки очень жаль, что все это свершилось так быстро. В любой хоккейной стране мира ходят на своих любимцев. Это наглядно продемонстрировала Россия в прошлом сезоне. На звезд из НХЛ мечтали полюбоваться, с криком "Ура!" приветствовали и ветеранов, таких, как, скажем, Валерий Каменский. Но в отличие от любителей замечательной игры в Северной Америке, где никто не считает возраста своих обожаемых до невозможности любимцев, в России за неудачу освистывают и быстро забывают прошлые достижения. Прощание с вышеназванными выдающимися хоккеистами НХЛ формально еще не состоялись, но я уверен, что в ходе начинающегося чемпионата о них обязательно вспомнят, и их свитера будут висеть под сводами хоккейных дворцов, где они совсем недавно блистали и очаровывали публику. Этот прекрасный ритуал прощания существует с незапамятных времен. Традиции вечны и за это мы благодарны всем тем, кто их постоянно поддерживает.

Вот я смотрю за поведением нового главного тренера "Анахайма" Рэнди Карлайла и вспоминаю его неутомимость в роли игрока "Ванкувера". Помню, как он по-рыцарски поддерживал молодую звезду Павла Буре. Я здороваюсь со старым знакомым, и сразу после этого он задает мне вопрос: "Не знаешь, почему Станислав Чистов отказался у нас играть?".

– Теперь, Рэнди, в России иной хоккей, я говорю о зарплатах. Молодые ребята выбирают самые выгодные для себя условия и полагают, что еще вернутся в НХЛ. Считают, время у них есть.

Мой собеседник тяжело вздыхает, садится на скамейку и делится следующим: "Мне очень нравятся российские ребята. Они по-человечески симпатичны, а вот о хоккее думают как-то странно. Почему же для них важны только деньги? Неужели они не понимают, что ради их получения для начала надо преодолеть самого себя. И тогда и репутация, и большие доллары обязательно придут. Что это вообще значит, сначала в России поиграем, а потом посмотрим?! Звучит несерьезно, словно, они любители. Да, профессионалами не рождаются – ими становятся".

Карлайл ушел в раздевалку, а я вспоминал наших ребят, прошедших в свое время через "Анахайм". Семенов, Шталенков, Оксюта, Никулин… Сколько надежд и планов не сбылось! Помню, общались мы с ними почти ежедневно, спорили, дискутировали. Я всегда убеждал, что только волевой характер может помочь им вырасти в настоящих профи. Они соглашались. И трудно винить их, что некоторые ушли из хоккея раньше, чем заслуживали.

Жизнь, тем более спортивная, жестока и несправедлива. И все-таки только они сами могли преодолеть многие препятствия, как всегда это делали лучшие из лучших. И вот теперь за кадром остались Мессье, Фрэнсис, Стивенс, Макиннис, Дамфусс. Те самые профи в наивысшей степени. Люди с бойцовским характером, благодаря которому они и стали теми, какими мы их знаем. Очень жаль с ними расставаться, но это было неизбежно. Наступило новое время, которое, надеемся, явит взору новых героев, сравнимых по харизме, волевым качествам и достижениям с живыми легендами теперь уже прошлого.

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба