Максим РЫБИН: "В декабрьском матче с "Авангардом" у меня внутри все кипело..." C Юбилеем, Дмитрий Анатольевич!

Алексей КАЛЮЖНЫЙ: "Два года назад мне плюнули в душу..."

На носу чемпионат мира в Москве. Один из сильнейших белорусских хоккеистов – Алексей Калюжный хоть формально и числится игроком сборной, два последних сезона "пролетает" мимо мировых первенств. Грядущий турнир – снова под вопросом. Не потому, что классные исполнители не нужны белорусской команде, а оттого, что за нападающим закрепилась слава "скандалиста": мол, портит микроклимат. Калюжный никогда не отрицал твердости своего характера, но капризным, каким выставили его в свете белорусских дел, себя не считает. Да, нужны профессионалу клюшки с требуемым загибом и отдых без заведенного над ухом трактора – это разве капризы? Вот и в Омске так не думают: третий сезон в "Авангарде" – и никаких эксцессов… Омичи сейчас преследуют в турнирной таблице казанцев, а сам Калюжный – своего тёзку Морозова в гонке бомбардиров.

– …Я и в прошлом году, по-моему, забил столько же. Три шкуры с меня не дерут (улыбается), но ответственности, скажем так, прибавилось. Если раньше: получилось – хорошо, не получилось – ничего страшного, то в этом сезоне спрос уже строже. Например, если не реализуем большинство – а нас на него довольно часто выпускают – спрашивают по полной программе.

– Но 100-процентной реализации не бывает ни у кого, людям ведь свойственно ошибаться…

– Да, от ошибок никто не застрахован. Но одно дело – ошибиться, другое – расслабиться, ведя в четыре шайбы, и провалиться. А такое бывало… В принципе, можно проиграть матч, но у Белоусова четкая позиция – сражаться до последнего! Самая большая неприятность для него, трагедия даже, когда команда не отдала все, что могла. Он не простит никому, если видит, что кто-то опускает руки.

– Простили ли вам поражение на Континентальном кубке? Многие тогда смеялись: минская "Юность" обыграла "Авангард" – по буллитам – что это такое?

– Нам-то не до смеха было. До сих пор не пойму, как это случилось! Валерий Константинович видел наши кислые лица. Что ему оставалось? Пнуть мертвого льва? Поезд-то наш ушел.

– Белоусов жёсток в случае невыполнения его установки?

– Тренер с тебя, естественно, спрашивает – это его работа. И какими бы хорошими ни были отношения между ним и игроком, открыто скажет про просчет. Не для того, чтобы обидеть человека, а наоборот, чтобы помочь ему. В хоккее он для меня как отец – дал много того, что тренеры вообще не обязаны давать. По большому-то счету – нянчиться с тобой, разъяснять, когда у тебя случаются неудачи, бывают проблемы, разочарования. Это твоя работа, за которую тебе платят. Будь добр, выходи и работай. Но за что все ребята уважают Белоусова – никогда не переходит на личности и оскорбления, не задевает за живое.

– Белоусов поддерживает хоккеистов, когда у команды "черная полоса"?

– В таких случаях у нас проходит командное собрание, просмотр и разбор игр. Валерий Константинович говорит: моя задача – найти не виновного в пропущенной шайбе, проигранном моменте, матче, а причины – и объяснить их вам. К примеру, наши ребята поехали на Евротур, играть за сборную. Он спрашивает на тренировке: "Смотрели вчера фильм? Как они раскатили, как поехали, посмотрите, как они развернулись, чтобы принять шайбу". Все показывает и объясняет. Следит за всем, всегда в курсе всех событий. Мы ведь порой не замечаем того, что видит он.

– Только объясняет – или интересуется, что вы думаете по тому или иному поводу?

– Некоторые моменты обсуждает со мной перед раскаткой. Почему нет? Мне повезло с тренером, с командой. Белоусов как губка впитывает все изменения, несмотря на то что выиграл все, что только можно выиграть. Пусть не Кубок Стэнли, но он многого добился и может сказать: "Не учите меня, я знаю, как выигрывать!" Белоусов прогрессирует вместе с нами. Он даже с Ягром нашел общий язык, потому что человек умеет слушать и слышать. Яромир смог объяснить, как он играет, – и они поняли друг друга.

– Насколько вообще важна психологическая обстановка в команде, здоровый микроклимат?

– Сейчас у нас все замечательно. Судите сами: мы, когда на матч с ЦСКА в Москву прилетели, часа два простояли в пробке на Ленинградке. В автобусе все это время смеялись и шутили. Несколько хоккеистов из Челябинска доказывали тренеру, что лучше бы мы играли в Челябинске – не стояли бы тогда в пробке, а я и еще несколько ребят, которые живут в Москве, – нет уж, лучше в Москве в пробке, чем в Челябинске в хоккей! Команда в очень хорошем состоянии, психологическом прежде всего.

– Многое ли зависит от слаженности между партнерами по звену?

– Больше половины результата – это прежде всего партнеры. В современном хоккее одному очень сложно. Ведь сегодня строят оборону настолько тактически грамотно, что каким бы ты мастером ни был, обыграть всех практически невозможно. Есть, конечно, уникальные хоккеисты, которым это удаётся – тот же Ягр, например, – но далеко не всегда.

– Если бы психолог поинтересовался, с кем бы вы хотели играть в одном звене?..

– Я бы остался с теми, с кем играю сейчас. Может, мое мнение субъективное. Тренеру со стороны все-таки виднее, с кем лучше. Мне, к примеру, тяжело играть против защитников, которые менее габаритные, чем я, такие ребята, как правило, очень хорошо катаются. У меня лучше получается против мощных, крупных защитников; я себя чувствую увереннее.

– А конкретно?

– Зачем называть тех, с кем мне легко играть? (Смеется.) Обидятся еще, будут жестче.

– А сейчас их можно объехать на одном коньке?

– На одном коньке вряд ли получится.

– Главные фавориты чемпионата: "Ак Барс", "Авангард" и "Магнитка". Есть мнение, что победит тот, у кого больше средств.

– В любом случае, игру любой команды определяет подбор игроков. Но как их подберешь, если у тебя нет средств? Когда возможность есть – естественно, перед командой ставят высокие задачи. И только тогда. А не просто так: давайте, дескать, будем бороться за чемпионство. Амбиции ведь необходимо чем-то подтверждать.

– Ваши игроки в чем-то уступают Морозову, Зиновьеву, Зарипову?

– Кто-то в чем-то, может быть, лучше, кто-то хуже, но играть будут коллективы, а не имена. Да, у них отличная первая тройка – звено, которое дает результат. В прошлом году мы с вами разговаривали, вы все удивлялись – неужели никто не сможет остановить "Магнитку"? И в этом году с магнитогорцами будет очень и очень тяжело. Но если год назад их визитной карточкой было мастерство, то теперь, пожалуй, трудолюбие.

– "Магнитка" с Евгением Малкиным и без него – очень разные команды?

– Потеря такого игрока, конечно, бесследно пройти не могла. Но я думаю, они все равно бы не смогли тогда стать чемпионами. Вся игра строилась вокруг одного Малкина. Да, Женя – талант, но нужно смотреть шире. Это сродни тому, что в мире был бы признан, скажем, один Микеланджело. Каким бы он великим ни был, есть и другие великие художники. И их картины – разные.

– Как думаете, кто в этом году станет чемпионом?

– Наверное, пришла наша очередь. Пора! В прошлом году получилось у Казани, в этом – должно получиться у нас. Я вот еще что приметил: где новые дворцы строились – в Ярославле, в Казани – там стали чемпионами. У нас тоже строится новый дворец. Скоро, как обещают, будем в нем играть.

– Метро, насколько знаю, в Омске годами не могут построить, а дворец?

– Но все же копают траншеи, строят. Насколько я слышал, Иртыш имеет много подводных течений. Грунт довольно неустойчивый, поэтому копают уже не год, не два и не три, а очень долго. Губернатор говорит, что все будет: и метро, и дворец. Если сказал – сделал. Нас поддерживает Леонид Полежаев – это самое главное.

– Ходите к нему на приемы?

– К себе не приглашал, но сам к нам приходит часто. И в раздевалку заходит, и собрания у нас в пресс-центре проводит. Чаще всего спрашивает результат и ставит задачи.

– Строг в обращении?

– Довольно требовательный и непростой. Таких собраний, как здесь, я раньше не видел. Человек только приоткрывает дверь в аудиторию – все враз замолкают. Ему даже не надо повышать голос – и так хорошо все доходит (улыбается). Бывает резок в выражениях, но чаще всего шутит с нами. Какая атмосфера будет на собрании – все зависит от нас.

– Главный тренер сборной Белоруссии Кёрт Фрэйзер вами интересовался?

– Где-то я недавно прочитал в его интервью, что он не смог до меня дозвониться.

– Сильно, значит, хотел?

– Это уже не мне решать.

– А у вас самого есть желание приехать сыграть за сборную на чемпионате мира?

– Желание есть, но есть еще и обстоятельства. Я живу сегодняшним днем. Сегодня у меня матч за "Авангард", я о нем и думаю, а вперед не заглядываю. Так проще, и меньше разочарований.

– Давнишний конфликт до сих пор разрывает душу?

– Я не скажу, что именно конфликт является для меня определяющим. Было и было. Сейчас все равно многое изменилось, пришел другой тренер. Все будет зависеть от отношений. Трудно мне пока на эту тему размышлять.

– Если вызов поступит, поедете?

– Буду ли я сам уверен, что принесу пользу этой команде? Мне нужно чувствовать прежде всего доверие. Пока я его не чувствую.

– Как вы можете почувствовать доверие тренера, который только-только встал у руля?

– Захаров уже давно не тренер сборной, но, однако же, каждую неделю звонит. Мелочи, да? Это позволяет лучше знать человека и понимать его. Мне ребята из "Лады", кто играет за сборную, рассказывали, что когда они играли в Москве, тренеры сборной приезжали смотреть на легионеров. Видимо, приехать на мою игру у них не было возможности. В общем – с кем-то общаются, с кем-то – нет. Наверное, они определились с тем, кто им нужен, а кто – не очень.

– Что можете сказать тем болельщикам, которые вас ждут, любят и, безусловно, рассчитывают увидеть на чемпионате мира в составе сборной Белоруссии?

– Я десять лет играл за сборную и ни разу не сказал "не могу", сославшись на какую-нибудь травму. Я заслужил, по крайней мере, чтобы мне сказали: "Парень, спасибо, но дальше мы идем с другими". Когда это происходит так, как произошло два года назад, считаю, что это плевок в душу не только мне, но и всем нашим болельщикам. Они-то в чем виноваты? Если кто-то способен решать за других, наверное, он должен нести ответственность за принятое решение. Я пролетел мимо Вены, меня не взяли на чемпионат мира в Ригу, не было ни одного звонка ни от кого, кроме тех, кто высказал поддержку. После чемпионата мира в Латвии мне звонит Хэнлон и говорит: "Я был не прав, что не взял тебя на чемпионат мира, но это было мнение других людей". Как можно работать с главным тренером, который не определяет состав? Он же главный? Если бы он позвонил и сказал: "Да, Алексей, я не взял тебя на чемпионат мира, потому что есть люди, которые справятся с этой задачей лучше, чем ты", то это было бы по крайней мере понятно. И тогда никаких вопросов! Я уже спокоен и отношусь ко всему философски.

– На закате карьеры, если поступит предложение из минской "Юности", откликнетесь?

– К Захарову? Поеду! "Юность" – моя команда. Я вырос там. И это главная ступенька. Все родные лица, хорошая обстановка и дружный коллектив. Там ты дома. Свой.

0 комментариев
Написать комментарий

Партнёры клуба