Сергей Гомоляко: «Наша цель – привить психологию победителей»
Большое интервью Сергея Гомоляко, в котором спортивный директор «Металлурга» после возвращения со сборов команды рассказал и о том, что уже сделано, и о ближайших планах.
«НА СБОРЫ В МИНСК ЕЗДИЛИ 13 СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ»
– Сергей Юрьевич, это межсезонье – для вас первое в должности спортивного директора «Металлурга». Понятно, что вы пришли в клуб по ходу сезона, и ваша работа была ограничена рамками объективных обстоятельств, было закрыто трансферное окно. А лето как раз то время, когда возможно воплотить в жизнь все намеченные планы. Расскажите, как выстраивали работу, и в чём в принципе она заключается?
– Мы начали работать по предстоящему сезону сразу после того, как я пришёл в клуб. Потому что вариантов усилить состав в тот момент уже не было – трансферное окно закрывалось, вы правы. Мы с Сергеем Алексеевичем (Ласьковым – первый вице-президент, директор «Металлурга» – Прим. авт.) сразу договорились, что сделаем скаутскую службу, в которую будут входить четыре-пять человек. На данный момент в ней работают три специалиста. Совместно мы начали работать по новым хоккеистам – как по русским, так и по иностранцам. Долго просматривали. Понятно, что было сложно найти матчи, записи – даже тех ребят, которых мы в итоге и взяли. Из-за пандемии они сыграли мало. Вы же видели, что Филипп Майе провёл 18 игр, Джош Карри чуть больше – 25. Смотрели матчи прошлого сезона, разговаривали со скаутами и заокеанскими менеджерами. Среди всех хоккеистов, кто был в шорт-листе (а их было достаточно много – это была внушительная пачка бумаг), мы искали быстрых, маневренных. Хоккей становится быстрее, мобильнее, и нам хотелось, чтобы и ребята были быстрыми. Я считаю, что мы нашли тех, кого искали.
– Скаутская служба начала работать уже в тот момент? Каким образом она функционирует?
– У ребят в отдельном кабинете установлен экран, подключённый к различным программам, в том числе специализированным, где отслеживается статистика игроков, их расширенные показатели, и есть видео матчей. Они смотрят игры европейских, американских команд. Как работает этот механизм? В сферу интересов клуба попадает определённый хоккеист. Скауты получают задание и готовят развёрнутый отчёт по нему, прикрепляя видеонарезки, делают определённое заключение. Мы изучаем эти материалы, смотрим видео. В идеале, конечно, нужно выезжать в расположение команд, на матчи, смотреть игроков вживую. Но пока пандемия не даёт таких возможностей, к сожалению.
Я практически всё лето находился здесь, мы были на связи в режиме «онлайн» с главным тренером Ильёй Петровичем Воробьёвым, всех игроков мы просматривали. Плюс в скаутской службе работает специалист, который отвечает за работу с молодежью, с хоккейной школой. С главой скаутской службы Дмитрием Денисовым мы ездили на финалы Первенства России 2005-го, 2006-го годов рождения. По итогу уже усилили наш «Металлург-2005» тремя хоккеистами из ханты-мансийской «Югры» – забрали лучших игроков – двоих нападающих и одного защитника. В 2006-й год взяли из Новокузнецка хорошего игрока обороны. Стремимся усиливать не только главную, молодёжную команды, но и школьные команды. В последнее время школьные команды или не попадают в финал, или выступают там не очень хорошо, даже если и попали. Хотелось бы, чтобы и здесь пришли победы.
– Тот факт, что вы привлекаете игроков из Ханты-Мансийска, Новокузнецка, свидетельствует о проблемах в школе «Металлурга»? Выходит, что у «Магнитки» не хватает своих качественных воспитанников?
– Я не скажу, что у нас есть этот недостаток. Вы поймите, что ни в одной команде не может быть сразу 20 хороших хоккеистов. У нас есть достаточно неплохие игроки, но нам бы хотелось, чтобы их команды получили усиление. Невозможно одной пятёркой выиграть турнир своего региона, а потом поехать на финал и победить там. Поэтому мы берём ребят для усиления. Я не говорю, что они сильнее наших. Но это – усиление наших ребят. Так же, как происходит и с первой командой. Мы же берём новых игроков не потому, что они лучше тех, кто остался. Их цель сделать команду сбалансированной и более сильной.
– А как же задача, которую перед собой ставит едва ли не каждый топовый клуб КХЛ сейчас – играть своими воспитанниками?
– Вы знаете, сколько наших воспитанников сейчас было в составе «Металлурга» на сборах в Минске?
– Не считал, если честно.
– Если брать только 30 полевых игроков, исключив вратарей, – 13 человек. Понятно, что в основе окажутся не все – есть и хоккеисты на просмотровых контрактах, есть молодые. Но они – наши!
«СВОЙ КЛУБ ВХЛ – ЭТО ЦЕЛЬ НА БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ»
– Если говорить глобально, как вы видите концепцию клуба – магнитогорского «Металлурга»?
– Про это можно говорить, и кто любит это делать, обязательно найдёт массу слов на этот счёт. Здесь дело не в красивых словах. Цель одна: ты должен привить хоккеистам психологию победителей. Мы должны с детства выращивать победителей, начиная со школы. Чтобы игрок, приходя в главную команду, умел побеждать. А концепция – простая и одинаковая для всех команд КХЛ: «школа – команда МХЛ – команда ВХЛ – команда КХЛ».
– В этой цепочке у «Металлурга» пропущено одно звено – ВХЛ.
– Я считаю, это минус. Но мы с Сергеем Алекеевичем [Ласьковым] работаем в этом направлении, есть понимание у нашего президента Виктора Филипповича Рашникова. И с высокой долей вероятности мы можем говорить, что в следующем сезоне попробуем открыть команду в Высшей лиге. Очень много ребят, которые заканчивают выступать в МХЛ в силу возраста, и мы их просто «выкидываем». Покупать их никто не хочет, приходится отпускать. А потом они «выстреливают» в других клубах. Мы слышим упрёки: наши хоккеисты играют по другим командам. А мы находимся в ситуации, что их просто деть некуда в определённый момент – нет команды ВХЛ, где хоккеист год-два может поиграть, получить опыт, подтянуть «физику» и пойти дальше, в КХЛ. Вот сейчас – 2000-й год рождения, 2001-й. Антипин, Платонов, Рожков… Что с ними делать?
– «Ермак» Ангарск.
– Только так, да. Но «Ермак» – это не свой клуб. Играли бы они в нашем клубе, наигрывались, получали большой объём игровой практики. Глядишь, и на следующий год бы выглядели совсем по-другому. Мы вынуждены отдавать в «Ермак», а у них – свои задачи. И никто не гарантирует, что наших хоккеистов будут стабильно ставить на игры.
– Никита Рожков и Юрий Платонов в итоге оказались в тюменском «Рубине», это уже официально.
– Там ребят видят в роли лидеров, и готовы им доверять игровое время. Можно понять парней – они хотят расти, а, сидя на лавке, этого не сделать. Это хорошо для них, и в перспективе – для нас. Никто не исключает, что через время они снова могут оказаться в «Металлурге», но уже с большим опытом и лучшими кондициями. Такая вероятность, конечно, есть.
– Вернёмся к «Ермаку». Это – не самый сильный клуб ВХЛ, будем откровенны. И находится он уж очень далеко от Магнитогорска.
– Всё верно. Но ситуация сложилась таким образом, что у нас не было другого выхода. Шла речь о том, что уже в этом году мы запустим команду в ВХЛ. И вышло так, что и Орск забрали, и Курган. Мы рассчитывали на «Зауралье», но Челябинск уже заключил соглашение. У «Трактора» теперь две «вышки»? Это факт. И на текущий момент в этом плане они нас опередили, с этим тоже невозможно не согласиться. Но, по сути, в этом году у нас было бы всего 3-4 хоккеиста, которых мы бы хотели сохранить у себя в «вышке». Выходит, нет «фундамента» под создание команды. А вот на следующий год уже подойдут парни 2002-го, 2003-го годов рождения, плюс – постарше ребята. Значительно больше народа для комплектования состава.
– Делаем вывод, что в Магнитогорске команду ВХЛ видят, как исключительный плацдарм базирования собственных воспитанников. Так?
– Естественно. Понятно, что на первом этапе мы не сможем на сто процентов укомплектовать своими воспитанниками. Столько людей физически нет. Совсем молодым, 2003-го, 2004-го годов рождения, рано в «вышку», их там переколотят. Это раз. И про молодёжку не забывайте, там тоже надо кому-то играть. Это два. Но в целом, конечно, хотелось бы, чтобы это были все наши воспитанники.
«ПРЕЗИДЕНТ ВНИКАЕТ ВО ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В КЛУБЕ»
– При «потолке» зарплат работающая вертикаль, в которой растут доморощенные игроки выглядит особенно перспективно.
– В этом смысле тоже. Пока нет понимания, в какую сторону и как будет меняться (и будет ли) «потолок». Но свои ребята бьются не только за зарплату, но и за родной город. И, если начинать в рамках этой вертикали от школы до команды мастеров через «молодёжку» и «вышку» воспитывать победителей, на длинной дистанции это даст результат. И этот аргумент – ещё один в копилку «за» создание команды ВХЛ.
– А тут ещё ходят слухи, что количество легионеров сократят. Что скажете на этот счёт?
– Лично я – против. Наоборот, я бы вообще отменил лимит. Какой смысл? В ведущих мировых лигах нет лимита, и они становятся лучше. А мы всё уменьшаем лимит, и всё хуже, и хуже. Наши хоккеисты не растут, потому что находятся в условиях искусственной конкуренции. А так они бы бились за это место в составе, и, глядишь, совсем иная конкуренция была.
– Троих человек для полноценного скаутского бюро достаточно?
– Для нас было бы идеально – 5-6 человек. Но практика мировых лиг не ограничивается этим количеством. Когда я работал в сборной России, заметил, что на матчи ЮЧМ из одного только «Чикаго» приезжали четырнадцать человек (!) скаутов. Можете представить! В перспективе мы хотим, чтобы у нас были специалисты, кто занимается каждой из линии, глава бюро, кто это курирует. Но с чего-то надо начинать. И уже сейчас мы активно взаимодействуем с иностранными коллегами. Иной раз, когда просматриваем одного игрока, параллельно поступают предложения – а посмотрите этого, того. Не буду называть фамилии, но летом мы смотрели одного праворукого быстрого хоккеиста, канадца из системы «Колорадо». Долго о нём разговаривали с Виктором Филипповичем, скидывали всю информацию. Получили одобрение, контракт был уже согласован. Но в последний момент он отказался ехать в Россию. Когда мы смотрели его игры, заметили Филиппа Майе – тоже скоростной, но леворукий. В итоге Филипп оказался у нас.
– Вы упомянули, что президент «Металлурга» Виктор Рашников принимает участие в селекционной работе. Расскажете подробнее?
– Он действительно вникает во всё, что происходит в клубе. Очень часто летом звонил, по всем хоккеистам общались. Начали с ним разговаривать на эту тему, ещё когда шёл плей-офф, он приезжал на игры с Омском, мы уже показывали видео определённых хоккеистов, кто был на примете. Скидывали видео. Наша работа всесторонне показать хоккеиста, объяснить, почему он нужен команде здесь и сейчас. Виктор Филиппович очень серьёзно погружён в процесс. И в сезоне, как только появляется свободная минутка, он звонит, узнаёт, как дела в клубе, в команде. Сейчас были на сборах тоже звонил, спрашивал, как идёт работа, как новички вливаются в команду.
– Бывают ситуации, когда президент говорит: «Не нравится этот игрок»?
– Не нравится – не совсем верная формулировка. Он задаёт вопросы: почему именно этот игрок, а не другой? Высказывает свои аргументы, прислушивается к нашему мнению. Это – совместная работа. Виктор Филиппович доверяет профессионалам. Это правильно, но вы же понимаете, что все выводы будут сделаны по результатам сезона.
– На сборах в Минске вы увидели новичков в деле. Что скажете?
– У нас сильный состав. Если обратили внимание, вне заявки на игру с «Северсталью» остались восемь хоккеистов основного состава. Только пять защитников сидели. Но и те, кто их заменил, смотрелись весьма неплохо. Хорошо начали, потом удаления чуть поменяли игру, «Северсталь» перехватила инициативу, забила. Но после всё встало на свои места: мы стали быстрее играть, соперник перестал успевать, у него посыпались удаления, и всё перевернулось. Понравилось, что в игре сработали моменты, которые отрабатывались на тренировках. Наша скорость заставила соперника удаляться, раскрываться. Это то, что мы хотим видеть в играх. В этом году это будет гораздо более быстрый «Металлург».
– Стоит ли ждать ещё каких-то изменений в плане селекции в ближайшее время?
– Я повторюсь, кого искали – мы нашли. Есть ребята на пробных контрактах. Всё в их руках. Считаю, что было бы неплохо иметь резерв по центральным нападающим, потому что это – дефицитная позиция, а в сезоне может произойти всякое. Но глобальных изменений мы не готовим.
– С этого года в КХЛ появился механизм аренды. «Металлург» будем им пользоваться?
– Жизнь показала, что для нас он не подходит. Клубы пока им не хотят пользоваться. Мы предлагали хоккеистов, которые могут быть отправлены в аренду. Но интереса в КХЛ они не вызывали. Пока так.
– Как вы относитесь к тому, что в СМИ в последнее время регулярно появляется неофициальная информация о контрактах игроков?
– Бывает, конечно, что публикуют правильные цифры. Но чаще я читаю и поражаюсь. Зная ситуацию изнутри, видишь цифры, которые отличаются на 20 миллионов. До смешного доходит. Мы стремимся к открытости, но она должна быть честная, я считаю.
Если говорить о введённом «потолке» зарплат, скорее, это хорошо. Все в равных условиях. Единственное, что мне не нравится – что при расторжении контрактов часть компенсации учитывается под «потолком». Это определённая проблема – с ней сталкиваются все клубы, не только мы. И наиболее актуальна она для топ-клубов, которые могут себе позволить тяжеловесные контракты.
– Об этом тоже довольно много говорится сейчас. Так и есть: любое досрочное расторжение контракта оставляет сумму под «потолком»?
– Да. И эта ситуация, безусловно, накладывает больше ответственности при подписании контрактов. Поэтому в этом году мы очень тщательно подошли к подбору игроков, сделали определённые выводы из прошлого опыта – да, не всегда удачного. Не то что – схватили, а дальше – пойдёт – хорошо, нет – расторгнем. А именно точечный, взвешенный подбор хоккеистов по необходимым критериям под наши цели и задачи. Это масштабная работа, в которой задействованы скаутская служба, тренерский штаб, руководство клуба. Думаю, что с россиянами всё более-менее понятно. И надеюсь, что и с иностранцами мы попали в точку. Мы хотим, чтобы в этом году не было расторжений, сыграть этим составом весь сезон и победить в нём.
– Какие выводы вы сделали из прошлого сезона? Чего, по-вашему, стоит избежать, а что, наоборот, позитивного взять в новый сезон?
– Избежать расторжений контрактов, в том числе и по ходу сезона – в продолжение этой темы. Это ведь тянет за собой и другую проблему – надо кого-то брать взамен, а во время сезона это очень непросто. А взять с собой нужно взять позитив: он был у нас в плей-офф в матчах с «Барысом», в отдельных играх против Омска. В раздевалке был тот позитив, который должен быть. В новом сезоне мы хотим видеть дружную, позитивную команду, в которой все бьются друг за друга. И это должно быть как в раздевалке, на льду, так и за пределами арены. Команда должна быть единым кулаком! Одна цель: победа в каждом матче, победа в Кубке Гагарина!
Автор – Александр Жилин
Новинки в нашем магазине
В магазин-
5 окт 2024
Подарок главному тренеру: пять голов в пятисотом матче!
Магнитогорский «Металлург» в Москве взял убедительный реванш у московского «Спартака» за домашнее поражение – 5:2!
1519 1
Для добавления комментария авторизуйтесь на сайте