10 молодых европейцев из НХЛ для клубов КХЛ Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет.

И смех, и грех. Зачем русские купили "Йокерит"?

Новость о приобретении председателем совета директоров Континентальной хоккейной лиги и президентом санкт-петербургского СКА Геннадием Тимченко доли в хельсинкском хоккейном клубе «Йокерит» вызывала у меня сначала приступ безудержного смеха. Нет, я довольно быстро сообразил, что грустного в этой новости больше, но эпический постмодернизм этого события рассмешил меня чрезвычайно.

Очень может быть, что скоро в гости к «Йокериту» будут приезжать клубы КХЛ. Фото: Fotobank/Getty Images/Mathias Kniepeiss

Некоторые питерцы уже знают, о чем я; для остальных расскажу. В конце 1990-х – начале 2000-х, когда тролли еще не дошли до интернета и все гостевые книги были достаточно интеллигентны, самой интеллигентной гостевой книгой была книга Хоккейных Ультрас «Йокерита», сокращенно – догадайтесь сами.

История ее появления теряется в сумраке прошлого, однако по основной версии – на одну из заброшенных книг «Зенита» пришли несколько креативных фанатов, перекрасили ее в цвета «Йокерита» и стали понемногу поддерживать финский клуб. Так вышло, что собралась удивительно хорошая компания, до книги добрались некоторые болельщики других клубов, добавились молодые журналисты – и разовая, возможно, акция стала явлением системным.

Петербург тогда именовали культурной столицей всерьез – без шуточек про президента, высотку «Газпрома» и Халка – поэтому неудивительно, что Хоккейные Ультрас «Йокерита» быстро расцвели. Сначала организаторы написали на основе «Калевалы» историю клуба, потом воспели лучших игроков, маршала Маннергейма, потом начали действительно следить за происходящим в финской лиге и делать толковые обзоры матчей.

Петербург тогда именовали культурной столицей всерьез – без шуточек про президента, высотку «Газпрома» и Халка

Скоро на отдельно взятой гостевой ребятам стало тесно, и возникла концепция «АкцЫй» – в означенное время все «йорики» массово собирались на какую-нибудь из российских гостевых (чаще футбольных) и примерно в течение двух часов устраивали культпросвет. Они рассказывали об истории Финляндии, восходящей к доисторическому периоду, о значимости «Йокерита» в истории человечества и о структуре финского хоккейного чемпионата. Все это сопровождалось стихами, песнями и обязательно в знак начала «АкцЫи» – фотографией тренера Ханну Капанена.

Лучше всех повел себя администратор гостевой книги самарских «Крыльев Советов», который, как только увидел первых йориков, попросил их подождать секундочку и повесил сверху книги колоритный баннер, гласивший: «На два часа эта гостевая книга становится гостевой книгой «Йокерита». Не мешайте людям, смотрите и получайте удовольствие».

Пожалуй, это была лучшая мистификация российского спортивного интернета за всю его историю – при том, что по уровню текстов, шоу и работы все было всерьез. Влияние Хоккейных Ультрас «Йокерита» доходило до того, что после победы в Континентальном Кубке 2003 года сайты и «Спорт-Экспресса» и «Советского Спорта» были одновременно украшены большим изображением шута – эмблемы клуба.

Потом случилось страшное – «Йокерит» выиграл-таки чемпионат Финляндии; сочувствовать «Зениту» стало принято меньше; в интернет пришли тролли – и проект сам собой затух.

И вот теперь такая реинкарнация! Не уверен, что сам Тимченко знал про гостевую книгу. Но вполне вероятно, что он спросил у кого-нибудь из своих питерских советников – «Как бы нам расширить влияние КХЛ в Европу?» и кто-то сказал, памятуя об этой истории – «А купите «Йокерит»?!».

Потом случилось страшное – «Йокерит» выиграл-таки чемпионат Финляндии, а сочувствовать «Зениту» стало принято меньше

Большего постмодернизма я не видел уже очень давно. Это примерно как любить в детстве сказку про Колобка, а потом купить студию «Метро Голдуин Майер» только для того, чтобы экранизировать ее. Только наши на это способны.

Увы, весь этот смех – сквозь слезы.

«Йокерит» – проект уникальный. Это команда почти без истории: нет, не ХК МВД, но первые шаги «Йокерита» с полного нуля были сделаны только в 1967 году. Для консервативного финского хоккея – совсем недавно.

При этом это фантастически правильный клуб. Он играет в «Хартвалл-арене» – главном дворце Хельсинки, который, во-первых, очень хорошо расположен; во-вторых, сам по себе очень удобен. Дворец Тимченко с братьями Ротенбергами тоже купили (и по одной из версий, именно это и является основной частью сделки): вряд ли, конечно, там будут проходить съезды ОНФ вместо концертов The National и Radiohead, но все равно финнам обидно.

У «Йокерита» лучший мерчендайзинг, который я вообще когда-либо видел в спорте – даже сравнивая с НХЛ. У них бывают фантастически интересные сувениры.

«Йокерит» – клуб немного хипстерский, но в хорошем смысле этого слова. Он самоироничный, на него приятно ходить с семьей, там отличные предматчевые шоу. Эта история напоминает мне историю реконструкции московского парка Царицыно – да, конечно, сделали не так, как было, но теперь туда ходят десятки тысяч людей, и там хорошо.

Ну и, самое главное, «Йокерит» хорошо играет. В этом году, правда, случился казус – после победы в регулярном чемпионате «Йокерит» вылетел в первом же раунде плей-офф. Кто его знает, может, это и послужило импульсом к желанию эксцентричного владельца Харри Харкимо продать команду?

Это примерно как любить в детстве сказку про Колобка, а потом купить студию «Метро Голдуин Майер» только для того, чтобы экранизировать ее. Только наши на это способны

Увы, все эти плюсы теперь под вопросом.

Надо понимать, что для финнов это сильный плевок в душу. Нация это гордая, причем гордая по делу: они много работают, культурно живут и делают хорошие вещи. Купить основной клуб страны (вместе с главной ареной) и отправить его в КХЛ – это очень цинично. Проще было купить какую-нибудь «СаиПу» в ближайшей к Петербургу Лаппенранте или вообще создать клуб КХЛ на основе какой-нибудь команды второй лиги. Финны этого не забудут.

Уже сегодня в газете Helsingin Sanomat несколько полос посвящены этой истории – и тон там совсем не теплый. Если отбросить в сторону эмоциональные комментарии, то основной посыл в том, что с бюджетом в 8 миллионов евро «Йокерит» будет с заметным отрывом последним в КХЛ. В исследовании крупнейшей финской газеты на предпоследнем месте челябинский «Трактор» с бюджетом в 11 миллионов, а лидирует СКА с бюджетом в 54.

Харри Харкимо, который, судя по всему, пока останется основным владельцем клуба, на пресс-конференции ответил на соответствующий вопрос, что к моменту вступления в КХЛ в сезоне-2014/15 бюджет увеличится втрое. Впрочем, от него сложно было ожидать чего-либо другого. Помимо давних разговоров на тему необходимости европейской хоккейной лиги, Харкимо известен громкими высказываниями, браками и разводами и вообще ведет себя как вполне российский селебрити. В этом смысле, вероятно, братья Ротенберг и Геннадий Тимченко нашли себе самого подходящего партнера.

Кроме агрессивных, в финских СМИ есть еще и печальные комментарии: дескать, с такими деньгами нам справиться невозможно; а значит, больше всего пострадает финская SM-лига, которая в одночасье лишится одной из самых организованных в плане бизнеса и самых привлекательных для зрителей команд.

Даже если на самом деле ничего не изменится, а основной смысл этой сделки – или в темных финансовых процессах, или в каких-то более серьезных политических дебрях (между прочим, Владимир Путин буквально на днях встречался с президентом Финляндии Саули Ниинисте, кто их знает, что там происходит на самом деле), один вывод все равно неизбежен.

Плохие клоуны атакуют хороших клоунов – и хорошим будет тяжело.

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба