Сегодня хоккей на ТВ и в сети Интернет Тренер ХК "Металлург" Кинэн: задача - начать сезон с победы, а Кубок Открытия лишь бонус

Майк КИНЭН: меня восхищают перемены, которые происходят в России на моих глазах

Канадского хоккейного тренера Майка Кинэна впечатляют размеры России и ее история, а перемены в стране, происходящие у него на глазах, он назвал русским ренессансом. Об этом специалист, ставший первым в мировой истории главным тренером, сумевшим вместе со своими командами выиграть и Кубок Гагарина, и Кубок Стэнли, рассказал в интервью ИТАР-ТАСС.

- Недавно в интервью официальному сайту Международной федерации хоккея вы сказали буквально следующее: "С точки зрения хоккея, да и с жизненной точки зрения я признаю Россию волшебным местом для жизни". На чем основана такая ваша оценка?

- Оказавшись в другой стране, для меня было очень важным не только понять ее, людей, с которыми я работаю, но прежде всего быть понятым ими. Когда я принял решение ехать, я знал, что мне нужно будет постараться понять русскую культуру в той же степени, в какой снова вернуться в тренерскую деятельность и влиться в новый для меня хоккей. И за год, который я прожил и проработал, познакомившись с Россией и русскими, я могу охарактеризовать свои прекрасные впечатления только этим словом - волшебно! Потому что жизнь и работа здесь для меня фантастически интересны.

Каждый новый день по-настоящему увлекателен. Это приятное чувство человека и профессионала, который получает ни с чем не сравнимые новые впечатления и большой опыт. И хоккея, и просто жизни. Это отличный стимул и огромный вызов. Как для тренера, главной моей целью была победа в Кубке Гагарина. И мы выиграли Кубок Гагарина. Как мне кажется, для любого иностранца, и тем более североамериканца, это самое сложное в России - вот так вот окунуться в русскую жизнь и культуру. У меня это получилось.

То, что сейчас происходит в России, я бы назвал великим русским ренессансом

- Вы первый североамериканский тренер, которому удалось победить в чемпионате России. Можно ли сказать, что та культурная интеграция, о которой вы сказали, во многом и позволила вам это сделать?

- Безусловно. Помимо того что я работаю в "Металлурге" с великими игроками и отличными тренерами. С людьми, полностью посвящающими себя хоккею. Все мои успехи я не могу не разделить с ними. И особенно со старшим тренером Ильей Воробьевым. Мы работаем действительно одной командой.

- Майк Кинэн, Железный Майк, известен как очень харизматичный человек и специалист, о котором ходят легенды. Вы наверняка согласитесь, что без харизмы тренеру больших побед и не добиться?

- Я бы назвал это тренерским опытом. Это приходит с победами. Чем больше их у тебя за спиной, тем точнее и полнее ты представляешь себе составляющие успеха. Мне в этом смысле, считаю, очень повезло, что я много чего навыигрывал на разных уровнях и в разных теперь уже странах.

То, о чем мы сейчас говорим, - это сила знаний. И это главное, что у меня есть. Четкое понимание того, что и как нужно делать, чтобы добиться успеха, совмещенное с условиями, в которых ты работаешь. То, что за год мне удалось понять Россию и российский хоккей, очень помогает.

- Что вы поняли в России? В русской жизни, которую вы назвали волшебной?

- Размеры страны. Она огромна! И это просто поразительно, сколько людей разных национальностей населяют ее, как разнятся регионы, в которых я побывал вместе со своей командой. Впечатляет история России, которая насчитывает намного больше столетий, чем история Канады. И меня восхищают перемены, которые здесь происходят на моих, можно сказать, глазах, потому что впервые я побывал в России еще студентом в 1972 году. Следующий раз я гостил здесь в 1990-х и поразился тому, как меняется жизнь. И вот теперь я снова здесь и вижу: кругом растут дома, люди веселы и красиво одеты, полки магазинов полны прекрасной еды. В 1972-м всего этого не было.

Я общаюсь с русскими людьми, узнаю, чем они интересуются. Знакомлюсь с традициями. С тем, как они празднуют Новый год, например. Мне все это интересно, меня это захватывает. Я бы назвал это великим русским ренессансом, колоссальным возрождением огромной страны. И я с радостью приобретаю этот жизненный опыт. Приехав в Россию год назад, я осознал, что никогда уже не буду прежним. Тем человеком, который не жил здесь и не видел этой жизни.

Знаете, в чем-то я даже по-иному взглянул отсюда на весь остальной мир. Для меня это привилегия - быть здесь. А что общего у России и Канады - это климат: холодно зимой и тепло летом. И то, что и канадцы, и русские без ума от хоккея.

- В чем, на ваш взгляд, отличие российского хоккея от того, к чему вы привыкли в Северной Америке, в Национальной хоккейной лиге?

- Много в чем. Главное, пожалуй, в том, что в отличие от Америки, где вся игра проходит на площадке одного размера, в КХЛ я встретил все возможные конфигурации льда - это и площадка европейского образца, и финская. Есть даже североамериканский размер. Хоккей на каждой из этих площадок различается по динамике игры и с точки зрения тактики, причем довольно существенно. Это заставляет по ходу чемпионата постоянно вносить коррективы в тренировочный процесс. И это позволяет пробовать большое разнообразие вариантов, над которыми ты работаешь.

- У нас в России на протяжении очень многих лет спорят, на какого размера площадке нужно играть. Есть мнение, что нужно хранить традиции и оставаться на льду европейского размера. Оппоненты этой точки зрения утверждают, что с повсеместным переходом на энхаэловские стандарты российский хоккей сделает большой шаг вперед. Как считаете вы после сезона, проведенного в КХЛ?

- На мой взгляд, именно площадка европейского образца позволяет по максимуму использовать все возможности хоккеистов, раскрывать все стороны их мастерства. Современный хоккей стал быстрее, чем был раньше, а игроки наших дней в большинстве своем ведь габаритные ребята. На площадке малого размера им становится душно, не хватает пространства показать себя, нет времени на поиск интересных игровых решений.

Мы видим, что именно по этой причине хоккей в НХЛ становится все больше системным. Возьмем того же Евгения Малкина. Он великолепен и в Америке, но как же прекрасен на площадке больших размеров! Игра на ней во многих аспектах содержательнее, а значит, интереснее.

Мозякина и Зарипова я могу сравнить с лидерами "Рейнджерс" прошлого Марком Мессье и Брайаном Личем

- Вы первый и единственный на сегодняшний день тренер, который выиграл и Кубок Стэнли, и Кубок Гагарина. С чисто профессиональной точки зрения - можно ли сравнить ваш Кубок Стэнли с "Нью-Йорк Рейнджерс" 1994 года с Кубком Гагарина "Металлурга" в 2014-м?

- В "Рейнджерс" у меня была великая команда, в которой играли очень преданные хоккею люди. В ее составе были настоящие лидеры. В "Металлурге" собрались все те же составляющие чемпионства. Разница только в том, что Кубок Стэнли я выигрывал у себя дома, в Америке, а Кубок Гагарина - здесь, в другой стране, что само по себе уже является совершенно особенным для меня.

- Могли бы вы провести сравнение лидеров "Магнитки" и лучших игроков прошлого сезона Сергея Мозякина и Даниса Зарипова с кем-то из тех, кто играл у вас в НХЛ, именно по роли в коллективе и вкладу в чемпионство?

- Мозякина и Зарипова я могу сравнить только с лидерами "Рейнджерс" того времени Марком Мессье и Брайаном Личем. Коль скоро мы рассуждаем о вкладе в результат, я не могу не назвать и имени магнитогорского Майка Рихтера - это Василий Кошечкин. Без таких лидеров и такого вратаря выиграть в плей-офф невозможно. И что очень важно, в нашей команде собрались не только отличные хоккеисты, но еще и отличные парни. Это, и только это, создало в "Металлурге" ту карму, ту ауру, с которой можно побеждать.

- Была ли вообще в КХЛ в прошлом сезоне команда, которая могла не позволить вашему "Металлургу" с Мозякиным, Зариповым и Кошечкиным, со всеми составляющими чемпионства, о которых вы говорили, выиграть Кубок Гагарина?

- В хоккее непобедимых не бывает. Слишком много переменных в уравнении, которое представляет собой каждый матч, - это и травмы, и судьи, и просто любое стечение обстоятельств. Разумеется, искусство тренера в том и состоит, чтобы держать под контролем максимально больше аспектов игры. Но контролировать все от и до просто невозможно. В НХЛ я участвовал в двух решающих седьмых матчах финала Кубка Стэнли - один из них выиграл, другой проиграл. И все дело в том, что разница между этими победой и поражением настолько микроскопически мала, что я до сих пор могу легко представить себе другой исход этих встреч. Это ответ на ваш вопрос.

- И вы дважды оказывались перед седьмым матчем финала - в "Рейнджерс" тогда и с "Магниткой" сейчас, - в ситуации, когда после проигрыша в шестой игре произносили вдохновляющую, как рассказывают, речь. И выигрывали затем Кубок. Можно назвать это своеобразными моментами хоккейной или тренерской истины?

- Это и есть тренерская наука. А еще чутье, пожалуй. В такой момент ты должен найти слова и интонации для того, чтобы постараться снять с игроков давление. По сути, единственная задача в такой момент - сделать так, чтобы спортсмены спокойно подготовились к решающей игре и смогли проявить в ней все свои лучшие качества.

- Вы были главным тренером сборной Канады на Кубке Канады-87, три финальных матча со сборной СССР в котором со счетом 5:6, 6:5, 6:5 признаны образцом хоккея того времени. Вы играли в финалах Кубка Стэнли и выигрывали его. Вы, наконец, приехали в Россию и выиграли Кубок Гагарина. Остались ли вообще какие-то вещи в хоккее, которые вы не прошли, не испытали на себе?

- Мой интерес к хоккею неисчерпаем и бесконечен. Это самая быстрая игра в мире. И это очень динамичный вид спорта, который подвержен постоянным изменениям и находится в непрерывном развитии. Уверен, что это и есть самое главное в хоккее. То, за что мы его все так любим. За те вопросы, которые он задает нам каждый день. Поиск ответов на них - интерес, который не может пропасть никогда.

"Металлург" оказался в такой же ситуации, как и обладатель Кубка Стэнли "Лос-Анджелес Кингз"

- Нельзя сказать, что вы на несколько лет отошли от хоккея, поскольку являлись комментатором и аналитиком. Но все же вы не занимались тренерской деятельностью. Когда вы снова вернулись на скамейку в прошлом году, насколько большие изменения в хоккее вы обнаружили?

- За то время, которое я работал на телевидении, я посмотрел больше матчей, чем когда я тренировал. Как я сказал, хоккей постоянно меняется. Сейчас в КХЛ приняты изменения в правилах: увеличена площадь зон атаки. Снова будет очень интересно посмотреть, насколько другой станет динамика игры по сравнению с прошлым сезоном. Я вообще уверен в том, что постоянное обучение чему-то новому - основа тренерской профессии. Если ты взялся тренировать, то, считай, ты вечный студент, потому что этот процесс не имеет конца. Учиться, учиться и еще раз учиться, как говорят в России.(Смеется.)

- Первый матч в новом сезоне, Кубок открытия, "Металлург" проводит 3 сентября против московского "Динамо". Встреча с этой командой год назад стала вашим первым регулярным матчем в КХЛ...

- Да, и мы тогда проиграли со счетом 1:3.

- Но в том матче в составе "Магнитки" еще не было тройки Мозякин - Коварж - Зарипов, ставшей главной ударной силой вашей чемпионской команды. Коварж год назад сыграл в третьем звене и забросил единственную шайбу "Металлурга", а в центре с Мозякиным и Зариповым выходил на лед Кэл О'Райли, которого уже давно нет в Магнитогорске.

- Да, начинали мы сезон не с галопа. В то время я еще знакомился и со своими хоккеистами, и с соперниками: новая лига, новая команда. Нужно было немного времени, чтобы разобраться, найти правильные сочетания. Это был нормальный процесс роста чемпионской команды, с которой мы и закончили сезон.

Моя система работы по большому счету заключается в том, чтобы игроки моей команды максимально полно реализовали свои возможности, свои сильные стороны. Для этого мне нужно очень хорошо знать их. Поэтому когда мне с самого начала задают вопрос, в какой хоккей я собираюсь играть, я отвечаю: сначала мне нужно посмотреть на игроков, которые у меня будут. Оценить их мастерство, понять, по какой схеме они смогут сыграть наиболее эффективно. И в определенной степени подстроить игру и тактику под их возможности.

- С точки зрения селекции "Металлурга" в межсезонье громких приобретений не сделано, чемпионский состав остался практически неизменным. Логично предположить, что завоеванный Кубок Гагарина в ваших глазах не является потолком для этой команды. Что, вы считаете, она способна на большее, чем победа в плей-офф одного сезона.

- Еще одних Мозякина с Зариповым сейчас в КХЛ нет. "Лос-Анджелес Кингз", обладатель Кубка Стэнли, сменил только одного игрока. Мы в такой же ситуации, нам предстоит защитить свой титул. Найти путь, как это сделать - наша задача и наша ответственность.

- Известно, что прямо с начала прошлого сезона везде в служебных помещениях "Арены Металлург" - в раздевалке команды, в тренерской, в офисных помещениях клуба - с вашей подачи были развешаны изображения Кубка Гагарина. Сейчас, перед началом нового чемпионата, если судить по заявлениям в прессе, только две команды четко и недвусмысленно заявляют о намерении бороться за Кубок, и не меньше, - это "Магнитка" и СКА. Скажите, насколько это важно для вас и для команды, на ваш взгляд, - сразу и без экивоков обозначить максимальную задачу?

- Я в этом глубоко убежден. Планка должна быть поставлена только самая высокая. Цель, к которой ты стремишься, должна постоянно быть у тебя прямо перед носом. Ее нужно визуализировать. Она постоянно должна быть с тобой. Если ты не видишь перед собой победы, причем буквально, то, скорее всего, ее не добьешься. Нужно с самого начала правильно сформулировать ожидания от сезона. Необходимо, чтобы игроки были настроены только на то, на что настроен ты сам. А я и не скрывал причины, по которой я здесь, - только победа. Я приехал в Россию за Кубком Гагарина и остался затем, чтобы выиграть его еще раз.

Беседовал Игорь Какурин

(ИТАР-ТАСС, Магнитогорск)

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба