Форвард СКА Ковальчук бьет вратаря в голову Самый красивый гол в КХЛ, который не был забит

"Уходит в прошлое последняя в России деревянная коробка…" Как играют в хоккей Деды Морозы

Блог «Периферия» снова возвращается в Ветлугу, чтобы привезти очередной отличный рассказ о хоккее в регионах.

– «Как поживаете, милые детки? В школе у всех хороши ли отметки?» – во сне мне уже снятся эти строчки. Уже не знаю, сколько раз я за этот месяц их продекламировал, – с улыбкой говорит капитан хоккейного клуба «Ветлуга» Александр Смирнов. Высокому, добродушному и убедительному Александру сам Бог велел стать главным Дедом Морозом Ветлужского района.

Впрочем, вся хоккейная команда перед новым годом в Ветлуге нарасхват. Два молодых игрока тоже попробовали свои силы в роли Дедов Морозов.

– Опыта нет… Пришли на тренировку никакие потом; еле едут, – делает суровое лицо играющий тренер команды Евгений Соловьев, хотя видно, что ему тоже смешно.

Александр Смирнов в роли Деда Мороза. Фото со страницы Александра

Жизнь ХК «Ветлуга» играет в этом блоге роль сериала – крайне интересно, как развивается отдельно взятая хоккейная команда из провинции, в которой играют симпатичные люди. К тому же это тот случай, когда удалось сделать доброе дело. После первого текста на Sports.ru на «Ветлугу» обратили внимание: сначала фотограф Владимир Песня сделал большой фоторассказ, который обошел различные СМИ; а потом помогли и власти. За межсезонье в городе построили новенькую хоккейную коробку и раздевалки.

– На открытие у меня была заготовлена речь, что, дескать, сегодня знаменательное событие – уходит в прошлое последняя в России деревянная хоккейная коробка… Но попросили немного смягчить углы, – рассказывает Александр Смирнов.

– Не последняя, Саша, не последняя, – успокаиваю его я. Деревянное архитектурное наследие действительно немного жаль, но новая коробка все же выглядит гораздо современнее.

Александр ведет в некотором смысле двойную жизнь. Примерно полгода он электротехник на одном из судов, бороздящих просторы мирового океана. Эквадор, Панамский канал, Скандинавия – мелькают фотографии на его страничке. Вторую половину года он художественный руководитель Культурно-досугового центра Ветлужского района, ведущий практически всех мероприятий и капитан местной хоккейной команды. Несложно догадаться, что во время первой половины года он зарабатывает деньги на вторую.

Ветлужские наличники и зимние средства передвижения. Фото Евы Крюковой

Я не говорю об этом Александру, но я часто думаю, почему мне так нравится бывать в Ветлуге. Если посмотреть поверхностно, то это идеальная российская провинция. Сугробы, дымки из труб, купеческая архитектура, ветлужский говорок, хоккейная коробка. Мечта любителя родных просторов.

С другой стороны – я прекрасно понимаю, что слишком поверхностно смотреть не нужно. В Ветлуге практически нет работы; многие предприятия закрылись или находятся в тяжелом состоянии; тут, как и везде, пьют, ругаются и иногда строят интриги.

Прихожу к выводу, что в какой-то степени Ветлуга – это российская провинция 2.0. Нет работы – поедем в Эквадор электротехником. Но потом – домой, вести елки в деревнях. Или можно работать в Нижнем Новгороде, ходить на йогу и увлекаться кайтингом, но не забывать приезжать на своей машине на выходные домой и выходить на лед за своих. Может быть – философствую я – это единственный способ выжить для таких городков.

Впрочем, немаловажно то, что в Ветлуге очень нравится моей дочке. А раз так, то, значит, мы тут не в последний раз.

Зимний вид торговых рядов в Ветлуге. Фото Евы Крюковой.

Новогодние пейзажи Ветлуги. Фото Евы Крюковой

Христос в краеведческом музее в Ветлуге. Фото Евы Крюковой

Очень удачная именно для Ветлуги работа художника Антона Белоусова.

Однако еще пару месяцев назад все это было на грани развала. Приехав из своего Эквадора, Александр обнаружил, что молодежь не тренируется, коробка не достроена, в соседнем районе их не ждут, и всем все на первый взгляд пофигу – и решил повесить коньки на гвоздь.

Пока я вел успокоительные беседы с капитаном в соцсетях, мир спас другой человек. Играющий тренер Евгений Соловьев, заручившись помощью своих друзей из других команд, из ничего за две недели воссоздал проект Чемпионата Северных районов Нижегородской области, со всеми все согласовал, а заодно заманил играть команду из костромской Шарьи, которая не собиралась на льду уже лет десять.

– Евгений Геннадьевич – это живая легенда, – рассказывает Александр. – Куда ни поедешь, его все знают и все уважают. Как ему это в жизни удалось – мне совершенно непостижимо, но это факт.

Как это ни странно, помог и кризис. «Ветлуга» быстро рассталась с иллюзиями заявиться в довольно сильный чемпионат области, но там-то как раз нехватка финансирования сказалась очень резко. Кто-то просто снялся, кто-то – например, еще одна дружественная команда из Большого Мурашкино – проигрывает лидерам примерно 3:18, не имея возможности привлечь легионеров.

У «Ветлуги» денег в принципе почти нет, поэтому ей не страшно. Александр передумал завершать карьеру, но не передумал ворчать:

– Хорошая у нас молодежь, но лидера среди них нет. Что бы они делали, если б Евгений Геннадьевич сейчас не соорудил лигу? Дома бы сидели?

В очередном матче новой старой лиги «Ветлуга» дома принимает «Зенит» из Шаранги. Оказалось, что гости тоже приехали в белой форме, поэтому игроки «Ветлуги» по всему городу находят старую черно-желтую. Номера у всех перемешались

– Леша, какой у тебя теперь номер? – на бегу спрашивает Евгений Соловьев.

– 17!

– Легенда, блин, – смеется тренер.

Всем хороша новая коробка, но крепкая проволочная сетка вокруг нее пока не имеет дыр. Фотографировать практически невозможно. Бегаю по периметру, пытаясь поймать хоть какой-то кадр.

Желание победить играет с хозяевами злую шутку – игра суматошная, моменты не реализовываются, большую часть матча гости ведут и умело сдерживают хозяйские наскоки. Но, вопреки словам Александра, в данной встрече у «Ветлуги» нашелся лидер.

Защитник Максим Москвичев, работающий в обычной жизни пожарным, сначала пару раз бросается под шайбу, потом вбивает кого-то в борт, а потом выходит за рамки своих привычных обязанностей, пушечным броском сравнивая счет. В третьем периоде Илья Виноградов выводит «Ветлугу» вперед, а закрепляет успех к своему некоторому удивлению редко забивающий играющий тренер Евгений Соловьев – 5:3.

Впрочем, на победу даже в Северной лиге «Ветлуге» надеяться тяжело. В гостевых матчах во дворцах спорта ее наверняка ожидают несколько поражений. «ФОК бы и нам нужен. У нас очень спортивный город. Мне кажется, при всем уважении, – Александр Смирнов аккуратно подбирает слова, – власти не до конца оценили ситуацию. Кое-где ФОКи построили, и они далеко не заполняются. У нас бы такое было бы невозможно».

Вскоре осознаю правоту Александра. На новогодних каникулах в Ветлуге бесконечный спорт. Сегодня хоккей, завтра футбол на снегу, потом лыжи и купание в проруби. Я перестаю успевать за таким ритмом, да и домой уже пора.

Едем на станцию Шахунья. «Знаешь, – говорит Александр, – Мне 36 лет, и я понимаю, что пик карьеры пройден. Но какие-то вещи хочется еще попробовать. Я бы в Баренц-Лиге сыграл, или вот в чемпионате Камчатки. Если будешь писать – напиши, чтобы звали куда, или в Ветлугу из других регионов на товарищеские матчи приезжали. Будем рады».

Время до поезда много, останавливаемся на пять минут в красивом селе Новопокровское. Вечер, тишина, мороз, все небо в звездах. «Была хорошая история, – рассказывает капитан. – Тут в селе школа есть, закрыть не дали. И я туда как Дед Мороз приехал. И мы два часа с детьми проговорили, очень трогательно. А местные бизнесмены привезли 18 килограммов конфет. Восемнадцать. Килограммов. Понимаешь?».

Прощаемся на вокзале. Идут последние минуты героического матча российской молодежки с финнами.

Следующий матч в Ветлуге состоялся 9 января. Вышло все непросто. Вечером после игры меня ждало сообщение:

«Привет! Победили Красные Баки 2:1... Самая тяжелая игра для меня за последние 5 лет.... Молодые с обеих сторон начали сразу жестко. Бойня, другого слова не подберу. Все омрачилось тем, что одного краснобаковца встретили очень жестко, хоть и без умысла!

А другому сломали ключицу..... Всех на скорой в больницу! Кошмар! Жалко парней! У них семьи, работа.... На хер нужен такой хоккей! Я сам чуть живой....Всего исколотили, аж не дышится! Короче, победа со слезами на глазах! Радости никакой! Мишка Чукино молодец, выручал здорово!»

Беспокоюсь, как бы они там друг друга не перебили, прикрыв заодно и всю лигу. Впрочем, травмированных быстро выписали, а местные смогли договориться и снять претензии друг к другу – хотя есть подозрение, что в Красных Баках «Ветлугу» ждет теплый прием.

Фрагмент матча «Ветлуга» – «Красные Баки», фото Евгения Соловьёва.

Через пару дней градус эмоций снижается.

«Сегодня в Ветлуге дискотека на льду! Решил еще вот такое дельце провернуть!», – мигает очередное сообщение. «А вообще моя мечта – радио открыть у нас. Мне кажется, я бы справился».

На белой полосе закончить эту статью так просто не получится. Следующие два матча «Ветлуга» проигрывает. Молодежь не ходит на тренировки, а кое-кто и на игры; хоккеистов не хватает. Впрочем, «Ветлуга» уже столько раз падала, что должна подняться и на этот раз. А как иначе?

Видео шайбы Ветлуги в матче со «Стартом» (Тоншаево)

0 комментариев
Написать комментарий
Другие новости хоккея

Партнёры клуба